Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

За двумя зайцами погонишься и ... обоих поймаешь или... Три занятия - один конспект.
Доброго времени суток. Меня зовут Искандарова Лариса Аликовна, я работаю педагогом-психологом в КГУ «Коррекционная школа-интернат № 2 для детей с нарушением слуха и речи», в городе Зыряновске, Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан. Работаю я психологом 9-ый год, до этого я работала учителем начальных классов 10 лет. В данном учебном заведении первый год.
Ни для кого из специалистов данной области (психологов, дефектологов, логопедов) не секрет, что результат развития (не люблю слово коррекции) зависит от частоты и систематичности занятий. Сегодня я хочу поделиться с Вами, коллеги, своим видением организации еженедельных, развивающих занятий, которое, конечно, при условии, что оно заинтересует вас, поможет более тщательно и интересно готовиться к занятиям, без лишней бумажной волокиты. Под лишней бумажной волокитой я подразумеваю написание конспектов, ведь именно этот вид работы психолога забирает львиную долю драгоценного времени, которое можно с большей пользой распределить на другие виды работы. И именно по этой причине многие мои коллеги отказываются от систематических развивающих занятий или сводят их к минимуму.
Итак, о главном… в начале учебного года я составила для себя на каждую возрастную группу план-шпаргалку (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет). В качестве примера я покажу работу на группе 6-7 лет. Напомню, что я работаю с детьми с диагнозом ТНР (тяжёлое нарушение речи) и в некоторых, частых случаях ЗПР (заторможенное психическое развитие), как следствие ТНР.
К сожалению, таблицы не вставляются, придётся как то изловчится и переделать…
(№ занятия)1-3 – (даты)2.09, 9.09, 16.09 – (лексическая тема)Школа. Устройство школы. Школьные принадлежности. Поведение в школе. – (используемая сказка) «Под грибком».
4-6 - 23.09, 30.09, 7.10 - Моя семья. Члены семьи. Традиции семьи. Хобби семьи. Отношения в семье. - Сказка «Три поросёнка».
7-9 - 14.10, 21.10, 28.10 - Мой дом. Мебель. Посуда. Одежда. Домашние обязанности. - Сказка «Заюшкина избушка».
10-12 - 18.11, 25.11, 2.12 - Инструменты. Садовые инструменты. Строительные инструменты. -Сказка «Теремок».
И тому подобное.

Как вы уже увидели, на каждую лексическую тему я выделила 3 занятия, и… Аллилуйя, составила один конспект. Вы спросите, как можно провести три занятия по одному конспекту? Не просто можно, но и очень даже удобно. Конечно, если вы занимаетесь только с одним классом, для Вас не составляет труда запоминать какие виды и формы работы вы с ними отрабатываете, но если у вас целая школа плюс детский садик с 14-ю классами (группами) комплектами, а у кого то даже больше, то всё удержать в голове очень трудно. И, согласитесь, переписывать или перепечатывать заново одни и те же «фишки», неэкономно ни с материальной точки зрения, бумага, ручки, принтерная краска, папки куда всё это надо положить и т.п., но и с точки зрения времени, что ещё более важно.
Мои конспекты развивающих занятий психолога, носят не совсем стандартную форму, принятую в учебных заведениях. Я пришла к этой форме проведения потому, что таким образом мне хорошо видны все этапы занятия, для каждого из которых у меня стоит отдельная цель. Хотелось бы также уточнить, что в основе всех занятий лежит та или иная сказка, а также развивающая технология Жипто, она мне просто нравится.
Что то я заболталась, настала пора познакомить Вас с таким конспектом, встречайте… Я надеюсь вы понимаете, что так подробно я расписала этот конспект специально для вас, на самом деле он помещается на один лист, чаще с одной стороны, очень редко с двух. То, что по мере знакомства с конспектом я буду говорить Вам – выделяю курсивом. Все мои конспекты в таблице, в которой расписаны действия учителя и действия детей, но на данном сайте таблицу вставить у меня не получилось, поэтому действия учителя я буду выделять жирным шрифтом, а действия детей обычным.

ДАТА 18.11, 25.11, 2.12
М/У 10-12 занятие
ТЕМА: Инструменты. Садовые инструменты. Строительные инструменты.
ЦЕЛИ: Познакомить с обобщающим понятием инструменты. Дать классификацию инструментов. Обогащать словарь новыми словами. Формировать навыки сознательной дисциплины. Развивать познавательные способности. Прививать такие нравственные понятия, как милосердие, сострадание, взаимопомощь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ПРИВЕТСТВИЕ
Все занятия начинаются с приветствия… Приветствия разные, обычно я их меняю каждые 4-5 занятий. В данном занятии это пальчиковая игра.

Мама, мама!
Что, что, что?
Гости едут!
Ну, и что?
Здрасти, здрасти!
Чмок, чмок, чмок!
Здрасти, здрасти!
Чмок, чмок, чмок!

Ладони вместе, большие пальцы стукаются друг об друга.
Указательные пальцы стукаются.
Средние пальцы.
Безымянные пальцы.
Средние пальцы одновременно опускаются по разные стороны друг друга (обнимаются).
Стукаются только подушечками пальцев (целуются).
Повторить последние два движения.

2. ПОГРУЖЕНИЕ
Всегда присутствует сюрпризный момент, в данном случае это рукавичка-зайка.
Здравствуйте, а вот и я, привет огромный вам друзья!
Кто расскажет стишок обо мне…

Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Зайка: Дорогие друзья, помогите, пожалуйста, в сказочной стране опять проблемы, на этот раз злая волшебница ЛЕНЬ мешает сказочным героям рассказывать сказки.
Если вы не против помочь, значит мы с вами отправляемся в путешествие, в сказку «Теремок».
Ставлю на стол ТЕРЕМОК.
Я использую разные виды театра, кукольный, бумажный, теневой, пальчиковый иногда (потому что он маленький, лучше подходит для индивидуальных занятий).
Если не знаешь куда идти, что поможет нам в пути?

Карта!

Перед нами карта нашего сегодняшнего путешествия (поле Жипто).
Карта ЖИПТО может быть, как бумажная на доске, включающая в себя все этапы урока, так и обычная на полу (баннер).

3. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Стоит в поле терем теремок…
На магнитной доске домики раскрашенные в разные цвета, доску отворачиваю один из домиков прячу. Какой домик пропал?

С красной крышей, с синей дверью, с зелёным забором т.п.

На втором занятии это деревья с разной кроной, на третьем цветочки с разными лепестками и серединками. Да не забудьте о мотивации, это мы украшаем полянку перед теремочком.

4. ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Вот по полю, полю мышка Норушка бежит, увидала теремок и стучит…
- Кто, кто, в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт.
Первый раз я сама говорю, дети с мест могут мне помогать. Не забываю вдохи выдохи (вдох –говорю на выдохе), эмоциональность, мимику, выразительность движений, второй раз кто то из учеников с места говорит, а дети ему помогают, я естественно подсказываю движениями, мимикой (как суфлёр). На третьем занятии я выбираю детей, и они уже сами рассказывают и показывают сказку. Главное не забывать давать шанс разным детям.
Никто мышке не ответил, зашла она в теремок и стала в нём жить. Жить поживать, да на погремушке играть.
Раздаю детям погремушки, но при одном условии, брать их можно в руки только по моему сигналу, включаю фрагмент весёлой, русской народной музыки. На протяжении всего занятия погремушки лежат на партах, если кто то нарушает запрет, получает первый раз предупреждение, повторное нарушение и погремушка забирается. На втором занятии дети уже не допускают таких ошибок.

Дети под музыку трясут погремушки (важно качество погремушек, то есть их звонкость).

Ритуальность «пошуметь» присутствует и в других блоках занятий, это, например, похлопать, потопать, повизжать, по парте постучать, встать попрыгать, оббежать вокруг ряда, парты, ложками постукать, мячик в корзинку бросить, не возможно всё перечислить. Это срабатывает, как сигнал, к тому, что данный этап работы окончен и мы переходим к следующему, детьми оно также воспринимается, как поощрение и возможность снять напряжение. Эти «шумелки» развиваются по принципу от лёгкого к сложному. В случае с погремушкой мы вначале просто под музыку трясли, на следующем занятии старались попадать в такт, на третьем использовали также различные части тела, не исключая первых двух.

5. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, ПАМЯТИ
Стоит в поле…
Он ни …
Вот по полю …
Увидала теремок и стучит…

Теремок, теремок.
Низок, ни высок, ни высок.
Полю лягушка бежит
Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

Групповые ответы на таких занятиях увлекают детей. Здесь же можно поиграть интонационной и силовой стороной голоса, попробовать пропеть, прошептать, проплакать. Всё зависит от креативности самого ведущего.

- Это я мышка Норушка, а ты кто?
- А я лягушка Квакушка.
- А что ты умеешь делать? Я умею рисовать.

Пальчиковая физ.минутка:
Карандашик я катаю, взад вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошки,
Словно с них сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапки кошка.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.

Карандаш катаем между ладонями.
Карандашик сжимаем руками.
Поочерёдно сжимаем карандаш большой и указательный, потом большой и средний и т.д. сначала одной рукой, потом другой рукой.

Упражнение на развитие мелкой моторики
Обведи всю лягушку и заштрихуй сначала верхнюю правую лапу, потом нижнюю левую лапу.
Здесь можно поработать с цветом, с частями тела, с ориентацией в пространстве… На следующих занятиях мы раскрашивали зайку и лисичку.

Дети выполнят инструкцию.

- Пойдём со мной жить. Стали они жить поживать да на погремушках играть. (Вы помните, включается фрагмент весёлой русской народной мелодии)

Берут погремушки и трясут их под музыку.

6. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, СЛУХОВОЙ, ЗРИТЕЛЬНОЙ И МОТОРНОЙ ПАМЯТИ.
Стоит в поле…
Он ни …
Вот по полю …
Увидал теремок и стучит…

Теремок, теремок.
Низок, ни высок, ни высок.
Полю зайка бежит
Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

- Это я мышка Норушка, а я лягушка Квакушка.
- А ты кто? Я зайка Побегайка.
- А что ты умеешь делать? Я умею на барабанах играть.
Здесь отрабатывается умение повторить за образцом. Например два хлопка в ладоши один шлепок по коленям. Я говорю: Делаю я, смотрите, слушайте, запоминайте. А теперь Вы. И так несколько разных сборочек.
- Пойдём с нами жить. Стали они жить поживать да на погремушках играть.

Берут погремушки и трясут их под музыку.

7. ФИЗМИНУТКА
Стоит в поле…
Он ни …
Вот по полю …
Увидал теремок и стучит…

Теремок, теремок.
Низок, ни высок, ни высок.
Полю лисичка бежит
Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

- Это я мышка Норушка, а я лягушка Квакушка, а я зайка Побегайка.
- А ты кто?
- А я лисичка Сестричка.
- А что ты умеешь делать? Я умею танцевать, лень прогонять.
Рече-двигательная музыкальная зарядка «Чтобы лень спугнуть»

Мы по прыг прыг прыг попрыгаем,
Прыг прыг прыг попрыгаем,
Прыг прыг прыг попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть.
Мы ножкой дрыг дрыг дрыг подрытаем,
Дрыг дрыг дрыг подрытаем,
Дрыг дрыг дрыг подрытаем,
Дтобы лень лягнуть.
Мы по хлоп хлоп хлоп похлопаем,
Хлоп хлоп хлоп похлопаем,
Хлоп хлоп хлоп похлопаем,
Чтобы лень прогнать.
Нам пора пора пора зевать
Рот пора пора пора зевать
Рот пора пора пора зевать
Чтоб лень напугать.

- Пойдём с нами жить. Стали они жить поживать да на погремушках играть.

Берут погремушки и трясут их под музыку.

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОПОЛНЕНИЕ ИЛИ АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ ЦЕЛЫМИ СЛОВАМИ
Стоит в поле…
Он ни …
Вот по полю …
Увидал теремок и стучит…

Теремок, теремок.
Низок, ни высок, ни высок.
Полю волчок бежит
Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

- Это я мышка Норушка, а я лягушка Квакушка, а я зайка Побегайка, а я лисичка Сестричка.
- А ты кто?
- А я волчок Серый бочёк.
- А что ты умеешь делать? Я знаю названия садовых инструментов и как ими пользоваться.
Лото «Садовые инструменты»

Дети называют инструмент и кладут фишку на карточку, прикрывая изображение этого инструмента если он у них на карточке есть.

Я показываю картинку, под каждой картинкой слово. На следующем занятии это будут строительные инструменты, а садовые вспомним игрой «Снежный ком», или «Кто быстрей». На третьем занятии лото будет из двух полей и про садовые и про строительные инструменты. Конечно, учитель, логопед и дефектолог, тоже отрабатывают эту лексическую тему на своих занятиях.

9. РЕЛАКСАЦИЯ
Стоит в поле…
Он ни …
Вот по полю …
Увидал теремок и стучит…

Теремок, теремок.
Низок, ни высок, ни высок.
Полю волчок бежит
Кто, кто в теремочке живёт, кто, кто в невысоком живёт?

- Это я мышка Норушка, а я лягушка Квакушка, а я зайка Побегайка, а я лисичка Сестричка, волчок Серый бочок.
- А ты кто?
- А я мишка Косолапый.
- А что ты умеешь делать?
- Спать.
Под нежную музыку читаю:
Дышится легко, ровно, глубоко.
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко, ровно глубоко
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают
Отдыхают, засыпают,
Дышится легко, ровно, глубоко
Шея не напряжена и расслаблена
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется
Дышится легко ровно глубоко
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем
Потянитесь, улыбнитесь,
И все вместе поднимитесь.

Дети ложатся на ковёр и выполняют действия.

Я обычно всё делаю с ними и лежу тоже..
10. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Пока медведь спал он домик поломал.
Что будем делать?

Будем помогать домик строить.

А что нам для этого нужно, вспомните Фиксиков.

Танцевально-ритмическая композиция, «Помогатор».
Под песенку из мультфильма делаем движения, я видела много разнообразных вариантов, у меня тоже свой. Пусть и у Вас будет свой собственный, уникальный.

11. ИТОГ
Сегодня на занятии мы много трудились, а что мы делали?
Ответы разнообразные, от помогали зайки, до более конкретных, называли, выбирали, закрашивали. Это тоже своего рода шкала определяющая, что было для ребёнка интересно, в каких видах деятельности он успешен, и т.п.

12. РЕФЛЕКСИЯ
Если мне занятие понравилось - буду топать
Если на занятии мне было интересно – буду хлопать
Если на занятии я работал, я старался -
Буду с места подниматься и прощаться.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Если вы читаете эти слова, значит вместе со мной добрались до конца. Спасибо за внимание. Желаю Вам успехов в нелёгкой, но такой интересной работе, ДАРИТЬ ДЕТЯМ РАДОСТЬ, ЗНАНИЯ И ВЕРУ В СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ! До новых встреч!
Категория: Школьный психолог | Добавил: Алика (2015-02-16) | Автор: Искандарова Лариса Аликовна E
Просмотров: 319 | Теги: психология, конспект, занятие | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru