Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

"Работа педагога- психолога с педагогическим коллективом школы"
Работа педагога - психолога с педагогическим коллективом школы

Сулимова Наталья Сергеевна, педагог- психолог
ГУ «Средняя школа № 33 Целиноградского района»
Акмолинская область

Современное состояние общества, перемены, происходящие у нас в стране и в мире в целом, предъявляют новые требования к человеку. Поэтому все более увеличивается значимость проблематики субъекта, способного воздействовать на изменяющуюся социальную ситуацию, правильно оценивать и прогнозировать ход ее развития. В связи с этим по-новому ставится проблема качества профессиональной деятельности педагога- психолога в школе
Современной школе необходимы новые учителя, которые глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Особое внимание уделяется необходимости привлекать в школу психологов, имеющих базовое образование, которые смогут раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но, получив психолого-педагогическую подготовку, постепенно освоить специфику педагогического труда.
В системе координат, определяющих становление педагога-профессионала, важную функцию выполняет проблема формирования его личного опыта. Благодаря опыту, полученному в реальных жизненных ситуациях, педагог - психолог перестраивает и обогащает мотивационно-ценностное отношение к приобретаемым знаниям и социально-профессиональным ролям. Расширение границ индивидуального опыта приводит в движение рефлексивные процессы, профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагогов школы.
В школе в настоящее время все больше обостряются психологические проблемы. Наряду с осложнением учебных проблем школа все чаще сталкивается с личностно-социальными проблемами. Особое место среди них занимают зависимости, агрессия, проблемы психического здоровья, торможение развития учащихся, умение работать с детьми и т.п. В связи с этим необходима система психологического обеспечения сопровождения работы педагогического коллектива школы, направленная на профилактику и разрешение возникающих психологических проблем.
Психологическая служба является органическим компонен¬том современной системы образования, обеспечивающим свое¬временное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей интеллектуального и личност¬ного потенциала, имеющихся у каждого педагога, раскрытие его задатков, способностей, интересов и склонностей Министерство образования РК провело ряд съездов, коллегий, конференций, семинаров, круглых столов, в которых участвовали практические психологи системы образования, ученые академических заведений. Итогом этих обсуждений явился пакет документов, в которых отмечается необходимость интенсивного внедрения психологических знаний во все структуры системы образования. В свете этого появилась необходимость и возможность дальнейших теоретических разработок путей и средств психологического обеспечения педагогического процесса в школе.
В настоящее время уже вышло много работ по изучению, анализу и обобщению путей становления психологической службы (А. Г. Асмолов, М. Р, Битянова, Л.А.Головей, И.В.Дубровина, У.В.Кала, А,Д.Карнышев, Н.В.Морозова, А.А.Крылов, В.В.Раудик, А. А. Реан, Н.А.Розе, Е.И.Рогов , Г. С. Сухобская , Е.М. Дубовская , 0.А.Тихомандрицкая и др(1). В этих работах в определенной степени обобщен как российский, так и зарубежный опыт по основным направлениям развития психологической службы. Однако по настоящее время нет общепринятой модели работы педагога- психолога с педагогическим коллективом. Достижения в психологической науке стимулируют пересмотр и расширение сфер деятельности психологической службы и ее методов, технологий. В связи с этим требуется на современном этапе создать модель психологического обеспечения, базирующуюся на современных достижениях психологии, синергетики и других науках.
Во многих странах ежегодно происходит уточнение и расширение направлений деятельности психологической службы. В США с учетом новых данных о психических закономерностях развития человека и с появлением новых педагогических и психологических технологий уточняется сфера деятельности каунслера (советника) и психолога в школе. В Бельгии, как и в других странах, каждый год идет конкретизация, коррекция сфер деятельности психологов, социальных педагогов, медицинских работников, специальных педагогов в индивидуальном сопровождении, которое осуществляют Психолого-Медико-Социальные (ПМС) центры(2) Подобная работа проводится и в других странах. В связи с этим встает задача проанализировать опыт и уточнить направления становления психологической службы в данном направлении.
Современная сельская школа, в частности наша, ГУ Калачевская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области, использует психологическую службу для повышения профессиональной компетентности педагогов . Наше исследование имеет целью формирование профессиональной компетентности педагога через систему работы психологической службы.
Задачи , которые мы ставим перед собой следующие:
-изучить уровень профессиональной компетентности педагогов, их потребности, проблемы, интерес.
-совершенствовать уровень психолого- педагогических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных и личностных ориентаций.
-информировать педагогов о достижениях психологической науки и практики посредством нормативных документов и программно- методического обеспечения
-создать условия для непрерывного развития и самореализации профессиональной компетентности педагогов.
В нашем коллективе три группы педагогов:
-творчески работающие, мастера своего дела
-испытывающие затруднения
-молодые специалисты
Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов:
- диагностико – аналитический
- этап создания условий профессионального роста
-результативностный
Первый этап включает следующие направления деятельности:
- педагогическая диагностика
- создание диагностической карты педагогического мастерства
- перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку
В разных работах психологов описаны различные личностные структуры, а следовательно диагностические приемы и методы (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Е.Личко,В.Н.Мясищев А.А.Реан и др.). Сделана попытка описать модели саморазвивающейся личности (А.Маслоу, А.В.Петровский, К.Роджерс, Д.Снигг и А.Комбс,В. А.Ядов и др(3). Новейшие исследования в психологии, постоянные изменения в обществе требуют уточнения базовых личностных структур, которые должны соответствовать современным требованиям государства, общества и самого человека.
Как уже упоминалось выше, нами составляется диагностическая карта психолого-педагогического мастерства (таблица1)
Таблица 1
Ф.И.О.
педагога Стаж работы образование Курсовая переподготовка Заявленная проблема

Каждый из показателей носит не формальный, но действенный характер. В зависимости от проблемы, подбираем направление коррекционной работы и определяем траекторию развития (таблица2)
Таблица 2
Фамилия педагога Виды практической деятельности в школе Районные, городские, областные мероприятия курсы Тема самообразования

К видам практической деятельности относим:
-педагогические советы, выступления психолога, педагогов
-семинары(всех видов)
- консультации
-практические психологические упражнения
-взаимопосещения
-день открытых дверей
-конкурсы
Районные, городские, областные мероприятия всегда с удовольствием посещаются нашими педагогами, активизируя их деятельность в практической направленности. Для полноты исследования проводится анализ результатов деятельности по следующей форме (таблица3):
Таблица 3
Ф.и.о. педагога Форма анализа


Форма анализа представлена следующими направлениями:
-самообразование
-педсовет
-собеседование
-самоанализ
-аттестация
-доверие
-оперативный контроль
-эпизодический контроль
Следует отметить, что для любого вида деятельности, особенно важны факторы и условия профессионального роста. Так, в совместной работе педагога- психолога и педагогического коллектива необходимо:
1.Создание максимально возможного информационного, психологического, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции
2.Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленными проблемами (4)
В заключении хочется отметить, что работа с педагогическим коллективом требует очень серьезного отношения. Очень тяжело одновременно являться членом какого-либо коллектива и работать с ним. Поэтому некоторые, особенно начинающие психологи, принимающиеся по заказу администрации за «работу с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из-за слишком рьяного «перевоспитания». Для того, чтобы этого не произошло, обратите внимание на создание соответствующей деловой, личностной, но, главное, гуманной и доброжелательной атмосферы в коллективе.

Список литературы:
1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
2. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко. – М., 1997
3. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.
4. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004.
Категория: Школьный психолог | Добавил: rina2151 (2015-10-24) | Автор: Сулимова Наталья Сергеевна E
Просмотров: 2267 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 8:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru