Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Работа педагога - психолога с педагогическим коллективом школы Сулимова Наталья Сергеевна, педагог- психолог ГУ «Средняя школа № 33 Целиноградского района» Акмолинская область Современное состояние общества, перемены, происходящие у нас в стране и в мире в целом, предъявляют новые требования к человеку. Поэтому все более увеличивается значимость проблематики субъекта, способного воздействовать на изменяющуюся социальную ситуацию, правильно оценивать и прогнозировать ход ее развития. В связи с этим по-новому ставится проблема качества профессиональной деятельности педагога- психолога в школе Современной школе необходимы новые учителя, которые глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Особое внимание уделяется необходимости привлекать в школу психологов, имеющих базовое образование, которые смогут раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но, получив психолого-педагогическую подготовку, постепенно освоить специфику педагогического труда. В системе координат, определяющих становление педагога-профессионала, важную функцию выполняет проблема формирования его личного опыта. Благодаря опыту, полученному в реальных жизненных ситуациях, педагог - психолог перестраивает и обогащает мотивационно-ценностное отношение к приобретаемым знаниям и социально-профессиональным ролям. Расширение границ индивидуального опыта приводит в движение рефлексивные процессы, профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагогов школы. В школе в настоящее время все больше обостряются психологические проблемы. Наряду с осложнением учебных проблем школа все чаще сталкивается с личностно-социальными проблемами. Особое место среди них занимают зависимости, агрессия, проблемы психического здоровья, торможение развития учащихся, умение работать с детьми и т.п. В связи с этим необходима система психологического обеспечения сопровождения работы педагогического коллектива школы, направленная на профилактику и разрешение возникающих психологических проблем. Психологическая служба является органическим компонен¬том современной системы образования, обеспечивающим свое¬временное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей интеллектуального и личност¬ного потенциала, имеющихся у каждого педагога, раскрытие его задатков, способностей, интересов и склонностей Министерство образования РК провело ряд съездов, коллегий, конференций, семинаров, круглых столов, в которых участвовали практические психологи системы образования, ученые академических заведений. Итогом этих обсуждений явился пакет документов, в которых отмечается необходимость интенсивного внедрения психологических знаний во все структуры системы образования. В свете этого появилась необходимость и возможность дальнейших теоретических разработок путей и средств психологического обеспечения педагогического процесса в школе. В настоящее время уже вышло много работ по изучению, анализу и обобщению путей становления психологической службы (А. Г. Асмолов, М. Р, Битянова, Л.А.Головей, И.В.Дубровина, У.В.Кала, А,Д.Карнышев, Н.В.Морозова, А.А.Крылов, В.В.Раудик, А. А. Реан, Н.А.Розе, Е.И.Рогов , Г. С. Сухобская , Е.М. Дубовская , 0.А.Тихомандрицкая и др(1). В этих работах в определенной степени обобщен как российский, так и зарубежный опыт по основным направлениям развития психологической службы. Однако по настоящее время нет общепринятой модели работы педагога- психолога с педагогическим коллективом. Достижения в психологической науке стимулируют пересмотр и расширение сфер деятельности психологической службы и ее методов, технологий. В связи с этим требуется на современном этапе создать модель психологического обеспечения, базирующуюся на современных достижениях психологии, синергетики и других науках. Во многих странах ежегодно происходит уточнение и расширение направлений деятельности психологической службы. В США с учетом новых данных о психических закономерностях развития человека и с появлением новых педагогических и психологических технологий уточняется сфера деятельности каунслера (советника) и психолога в школе. В Бельгии, как и в других странах, каждый год идет конкретизация, коррекция сфер деятельности психологов, социальных педагогов, медицинских работников, специальных педагогов в индивидуальном сопровождении, которое осуществляют Психолого-Медико-Социальные (ПМС) центры(2) Подобная работа проводится и в других странах. В связи с этим встает задача проанализировать опыт и уточнить направления становления психологической службы в данном направлении. Современная сельская школа, в частности наша, ГУ Калачевская средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области, использует психологическую службу для повышения профессиональной компетентности педагогов . Наше исследование имеет целью формирование профессиональной компетентности педагога через систему работы психологической службы. Задачи , которые мы ставим перед собой следующие: -изучить уровень профессиональной компетентности педагогов, их потребности, проблемы, интерес. -совершенствовать уровень психолого- педагогических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных и личностных ориентаций. -информировать педагогов о достижениях психологической науки и практики посредством нормативных документов и программно- методического обеспечения -создать условия для непрерывного развития и самореализации профессиональной компетентности педагогов. В нашем коллективе три группы педагогов: -творчески работающие, мастера своего дела -испытывающие затруднения -молодые специалисты Предлагаем свое видение решения данного вопроса, состоящее из следующих этапов: - диагностико – аналитический - этап создания условий профессионального роста -результативностный Первый этап включает следующие направления деятельности: - педагогическая диагностика - создание диагностической карты педагогического мастерства - перспективное планирование повышения квалификации педагогов через курсовую переподготовку В разных работах психологов описаны различные личностные структуры, а следовательно диагностические приемы и методы (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.Е.Личко,В.Н.Мясищев А.А.Реан и др.). Сделана попытка описать модели саморазвивающейся личности (А.Маслоу, А.В.Петровский, К.Роджерс, Д.Снигг и А.Комбс,В. А.Ядов и др(3). Новейшие исследования в психологии, постоянные изменения в обществе требуют уточнения базовых личностных структур, которые должны соответствовать современным требованиям государства, общества и самого человека. Как уже упоминалось выше, нами составляется диагностическая карта психолого-педагогического мастерства (таблица1) Таблица 1 Ф.И.О. педагога Стаж работы образование Курсовая переподготовка Заявленная проблема Каждый из показателей носит не формальный, но действенный характер. В зависимости от проблемы, подбираем направление коррекционной работы и определяем траекторию развития (таблица2) Таблица 2 Фамилия педагога Виды практической деятельности в школе Районные, городские, областные мероприятия курсы Тема самообразования К видам практической деятельности относим: -педагогические советы, выступления психолога, педагогов -семинары(всех видов) - консультации -практические психологические упражнения -взаимопосещения -день открытых дверей -конкурсы Районные, городские, областные мероприятия всегда с удовольствием посещаются нашими педагогами, активизируя их деятельность в практической направленности. Для полноты исследования проводится анализ результатов деятельности по следующей форме (таблица3): Таблица 3 Ф.и.о. педагога Форма анализа Форма анализа представлена следующими направлениями: -самообразование -педсовет -собеседование -самоанализ -аттестация -доверие -оперативный контроль -эпизодический контроль Следует отметить, что для любого вида деятельности, особенно важны факторы и условия профессионального роста. Так, в совместной работе педагога- психолога и педагогического коллектива необходимо: 1.Создание максимально возможного информационного, психологического, дидактического, технологического обеспечения повышения профессиональной компетенции 2.Разработка системы психологической поддержки в соответствии с заявленными проблемами (4) В заключении хочется отметить, что работа с педагогическим коллективом требует очень серьезного отношения. Очень тяжело одновременно являться членом какого-либо коллектива и работать с ним. Поэтому некоторые, особенно начинающие психологи, принимающиеся по заказу администрации за «работу с коллективом», иногда через некоторое время с удивлением обнаруживают, что находятся в социальном вакууме из-за слишком рьяного «перевоспитания». Для того, чтобы этого не произошло, обратите внимание на создание соответствующей деловой, личностной, но, главное, гуманной и доброжелательной атмосферы в коллективе. Список литературы: 1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999 2. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко. – М., 1997 3. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001. 4. Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004. | |
Просмотров: 2267 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|