Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Оказание психолого-педагогической помощи одаренным учащимся
Оказание психолого-педагогической помощи одаренным учащимся

Нургазина К.С.
психолог ФУО "Голубой парус", г. Астана

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в гимназии может быть реализована не только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Поиск одаренных детей, их выявление на ранних стадиях развития является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми. В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижает вероятность «потерять» его как одаренного.
Адекватное обучение и развитие, периодическая диагностика, направленная на выявление качественного своеобразия одаренности и факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие, позволят с наименьшими издержками эффективно реализовать присущий одаренному ребенку творческий потенциал.
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся.
Еще одно из плодотворных направлений поиска одаренных детей и учащихся - диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров, конкурсов и т.д.
Также поиск одаренных детей осуществляется по итогам конкурсов по решению модельных и научно-практических задач, созданию проектов, художественных произведений, «конкурсов идей» и т.п.

Одарённость - это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более незаурядных результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок - это ребёнок который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Признаки, отличающие одаренных детей:
- как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требует много времени.

Изучение личности ученика специалистом-психологом имеет научную основу, для осуществления дифференцированного подхода в обучении нами использована карта познавательных возможностей учащихся в которой заложено 10 параметров :

• Уровень развития познавательных интересов;
• Познавательная активность;
• Умение выделять существенное;
• Логичность мышления;
• Характеристика памяти:
• Объем механической и логической памяти;
• Образная память;
• Пространственное представление;
• Репродуктивное воображение;
• Типичный темп работы;
• Степень школьной тревожности.

Выразим образ ученика в виде установленного нами набора личностных развивающих качеств. Перечисленные ниже качества могут служить основой для планирования, организации и контроля эффективности обучения развивающего типа.
Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью, от английского дословно «творческость». Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью, от английского дословно «творческость», произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Американский психолог Гилфорд предложил трехфакторную модель одаренности и указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.
Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
- оригинальность – способность продуцировать необычные ответы;
- продуктивность – способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость – способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

В структуре личности одаренного учащегося обязательными являются компоненты:

1 Креативные качества:
Эмоционально - образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; образность, романтичность, чувство новизны и необычного, чуткость к противоречиям, неординарность, нестандартность, самобытность;
Способность к коммуникации с другими людьми, умение вести диалог с изучаемым объектом, наличие опыта реализации наиболее творческих своих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ участие в конкретных конкурсах, олимпиадах.

2 Когнитивные качества:
Развитая работоспособность, энергетичность;
Интеллектуальные качества: осмысленность, аналитичность, способность находить аналогии;
Пытливость, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования умение самоопределятся в ситуациях выбора;
Наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов; владение базовыми знаниями, умениями, навыками, ориентация в фундаментальных проблемах изучаемых наук.

3 Оргдеятелъностные (методологические) качества:
Знание учеником своих индивидуальных способностей, черт характера, оптимальных темпов и форм занятий каждым из учебных предметов и образовательных областей;
Упорство в доведении дела до конца, верность цели, целеполагание, целеустремленность;
Навыки самоорганизации, планирование деятельности гибкость и вариативность действий;
Владение методами рефлексивного мышления, умение выстроить свои дальнейшие планы обучения, самоанализ и самооценка;
Способность организовать творчество других умение организовать мозговой штурм, спор, дискуссию.

Карта познавательных возможностей учащихся, составляемая мной и предлагаемая вниманию учителей гимназии хороша тем, что имеет определенные критерии и она бальная, хорошо читаема и ее может использовать в своей работе любой педагог.
Психические особенности учащихся сильно влияют на учебную деятельность и от них зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества состояния личности, особенности познавательных процессов( внимание, восприятие, память, воображение, мышление), свойства нервной системы, черты воли и характера, мотивация способности, одаренность. На учебную деятельность влияют и социальные факторы, среда, в которой развивается учащийся.
И, в первую очередь, одаренный ученик – это ребенок, индивидуальность, с набором своих уникальных черт характера, манерой поведения и способом реагирования на события в его жизни.
При индивидуализации учебной работы я как психолог, предлагаю учитывать в первую очередь, уровень умственного развития, в который входит понятие обучаемость (предпосылки к обучению), и обученность (приобретенные знания, умения и навыки). Критериями обучаемости (способности к учению) являются:
- Скорость усвоения (тем обобщений);
- Гибкость процесса мышления;
- Связь конкретных и отвлеченных компонентов в мышлении.
и творческие характеристики:
- Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
- Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
- Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
- Способен рисковать; предприимчив и решителен.
- Предпочитает задания, связанные с «игрой ума». Фантазирует, обладает воображением («интересно, что происходит, если…»). Манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их). Любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
- Обладает чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
- Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
- Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
- Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относятся к творческому беспорядку.
- Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Казалось бы, у такого одаренного ребенка не может быть никаких проблем!
Откуда же возникают проблемы одаренных детей? Первая часть проблемы связана с их психологическими особенностями. Как правило, они более уязвимы в общении, интровертированы (самоуглубленны, с трудом находят общий язык с окружающими). Уровень их рефлексии достиг уровня рефлексии взрослых людей или превзошел его, поэтому они смотрят на мир глазами взрослого человека и могут не понять детских шуток и тем разговоров одноклассников.
Вторая часть проблемы связана с высокой мотивацией одаренных детей – они подчас настолько увлечены решением каких-то задач, что не находят времени или не видят необходимости в общении, кроме того, они предпочитают не тратить время на то, что им понятно, скучно или неинтересно (в том числе и на общение с обычными детьми и взрослыми). В разговоре они быстрее, чем их сверстники и даже многие взрослые, понимают стиль и уровень мышления собеседника, быстрее доходят до сути проблемы, поэтому в общении с ними нужен иной подход.
Третья часть проблемы состоит в том, что в обычной общеобразовательной школе нет программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей, и у педагогов подчас не хватает опыта и знаний для работы с ними. Ребенок как бы останавливается в развитии: материал школьной программы ему понятен (по крайней мере на первых порах) и его освоение не требует усилий. Более того, во многих школах в обычной ученической среде могут цениться какие угодно таланты, но не желание учиться и интеллектуальные способности, поэтому, чтобы быть «как все», одаренный ребенок будет вынужден скрывать свои способности и знания. Иногда и учителя отрицательно реагируют на ребенка, который все знает и задает сложные вопросы.
Каковы же основные направления поддержки одаренных детей?
1. Для одаренных детей характерна двойственность и противоречивость их психологического облика. В интеллектуальном и нравственном отношении они опережают сверстников иногда на несколько лет, в эмоциональном и физическом развитии – находятся в пределах возрастной нормы или даже отстают от своего возраста. Подобный дисбаланс приводит к тому, что, с одной стороны, взрослые предъявляют повышенные требования к уровню самостоятельности ребенка и его эмоциональной сфере, т. е. воспринимают его полностью как взрослого; с другой стороны, подобная ответственность пугает самого ребенка и породить в нем чувство беспомощности. Следовательно, одним из направлений работы с одаренными детьми является вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место.
2. Низкая самооценка одаренного ребенка может стать следствием ощущения неудовлетворенности, стремления к совершенству, критического отношения к собственным достижениям, присущего одаренным детям. Более того, такие дети часто ставят перед собой завышенные, нереальные цели и остро переживают в случае невозможности их достичь. В силу особенностей нервной системы они обладают повышенной эмоциональной чувствительностью. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной самооценки, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели – еще одно направление оказания помощи со стороны педагога-психолога.
3. В силу простоты учебной программы у одаренных детей может возникнуть неприязнь к школе и отдельным учителям, особенно тем, кто требует простого заучивания материала без его осмысления. Такие качества мышления детей, как быстрота, гибкость, точность и оригинальность, не находят должного подкрепления на уроках, а иногда воспринимаются учителями как отклонение. Поэтому ребенок большую часть урока скучает или маскирует свой уровень развития.
4. В своем социальном развитии одаренные дети намного опережают сверстников. Они быстрее усваивают правила поведения в обществе, и в то время, когда их сверстники находятся в фазе детского неведения, слушаются учителя, стремятся «быть как все» среди сверстников, одаренные дети достигают другой фазы – присущей взрослым. Они, как и взрослые (имеются в виду люди с высоким уровнем морального развития), оказывают сопротивление диктуемым нормам и общепринятым правилам, для них характерен не внешний контроль поведения, а внутренний, развившийся на основе сознательно принятых моральных норм. Вследствие этого одаренные дети кажутся слишком самостоятельными и независимыми, что может вызвать возникновение проблем в общении их как со сверстниками, которым непонятно такое поведение, так и с педагогами, которые не привыкли к самостоятельности и независимости детей. В этом случае педагогу-психологу придется проводить разъяснительную и коррекционную работу как с одаренными детьми, так и с учителями.
5. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах – еще одно направление работы педагога-психолога - одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и другие качества – общительность, дружелюбие, интуицию, умение прийти на помощь и т. д
С этой целью в нашей гимназии проводится индивидуальная работа с одаренными учащимися по разрешению проблемности в обучении, воспитании, развитии. Оказывается индивидуальная психологическая помощь учащимся участникам олимпиад, соревнований, конкурсов, научно-практических конференций. Продолжается консультативная работа с учителями и родителями по вопросам одаренности.
В РФ согласно статистике, 20 % детей в стране можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития талантов, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2–5%, т. е. в процессе развития и обучения страна теряет 90 % потенциальных талантов. Россия в этом плане – не исключение. В США около 30 % детей, отчисляемых из школы за неуспеваемость или неспособность, – одаренные или даже сверходаренные дети.
Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования в Казахстане является подготовка интеллектуальной элиты — молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.



Список использованной литературы:

1. Как определить и развить способности ребенка /Сост. В.М. Воскобойников, 1996.
2. Мочалова Н.М. Одаренность и ее развитие. − Уфа, 2000.
3. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. −М., 1998.
4. Лейтис Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальное различие. − М., 1997.
5. Дружинин В.Н. Психология интеллекта// Педагогика. – 1998.-№2.-С.32-37.
6. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста// Прикладная психология. – 1998. − №3. – С.84-97.
Категория: Школьный психолог | Добавил: nurkunser (2015-12-22)
Просмотров: 1066 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 12:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru