Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Выбор за тобой
" Профессия. Выбор за тобой".

Подготовила Педагог-психолог КГУ «ОСШ №20» Лихачева Г.В.
Караганда 2015

Цель: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии.
Оборудование: ручки, листы А4, листы со словами "Да", "Нет", "Не знаю", раздаточный материал.
Время: 45 мин.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Рефлексия.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие, приглашение к сотрудничеству.
Основная часть.
Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Перед вами встаёт выбор: какую же профессию выбрать!
На столах листы А4, в центре 1 из учащихся записывает слово «Профессия», ученики пишут все ассоциации с этим словом (2 мин). Далее группы проходят и анализируют, устанавливают связи на листочках друг друга (по 1 мин). Обобщаем результаты, определяем понятие.
Профессия – род трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений, и может служить источником доходов. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо» - слагаемые успеха.
Как правильно выбрать профессию? Вот что советуют психологи.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Работа в группах. Каждая группа выполняет задания.
подбери примеры профессий.
психолог: Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
- Человек - природа.
- Человек - техника.
- Человек - человек.
-Человек - знаковая система.
-Человек - художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах.
Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.
(1-ая группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.
2-ая группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.
3-ья группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.
4-ая группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.
5-ая группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).
Ответы по группам. Обоснование и обсуждение. Представитель от каждой группы рассказывает о профессиях, которые написали.
Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа.
Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
Человек – знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Работа с матицей профессий, индивидуальное определение сферы труда и вида труда и соответствующие им профессии.
Знакомство с мобильным приложением «Навигатор профессий»- кем стать? С помощью данного приложения можно пройти тест Голланда, получить результат со списком рекомендуемых профессий и ознакомиться в каких учебных заведениях Карагандинской области можно получить образование по данной профессии.
Упражнение "Выбор". В кабинете развешиваются таблички "Да", "Нет", "Не знаю". Учащимся зачитываются вопросы, и они встают возле ответов - да, нет, не знаю. Обсуждение выбора учащихся.
- Я точно знаю - кем буду.
- Я уже выбрал себе профессию.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.
- Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.
- Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.
- Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.
- Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.
4. Рефлексия.
Каждый ученик пишет: «Раньше я думал, что…,а теперь думаю, что…».
Категория: Школьный психолог | Добавил: lixacheva-1979 (2016-01-07) | Автор: Лихачева Галина Васильевна E
Просмотров: 126 | Комментарии: 1 | Теги: выбор, навигатор профессий, матрица профессий, профессия | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 8:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru