Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коррекционная и развивающая работа педагога-психолога в специальных классах
Уважаемые коллеги, сегодня мы предложим вам систему работы по формированию грамотности чтения у детей специальных классов.
- Я предлагаю вам такое упражнение: перед вами на столе лежат пазлы (разрезанные картинки) сложив их и аккуратно перевернув, мы определим те основные затруднения, которые возникают у детей при формировании грамотности чтения.
Итак, наиболее распространенные трудности, возникающие у детей в обучении чтению.
1. Затруднения в сливании букв в слоги
2. Пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующими или предыдущими.
3. Не понимает значения прочитанных слов.
4. Искажает окончания прочитанных слов.
Работа по преодолению трудностей включает в себя диагностическую методику, которая выявляет возможную причину затруднения и развивающие упражнения, которые позволяют преодолеть это затруднение.
Работа по устранению затруднений.
Затруднение №1 Затруднения в сливании букв в слоги.
Диагностическая методика
Исследование особенностей звуко-буквенного анализа.
«Сегодня мы научимся превращению. Для этого мы будем записывать слова особенным образом: не буквами, а кружочками. Каждая буква – кружочек. Я произнесу букву, а ты, внимательно выслушав, запишешь его: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь колечек-кружочков. Например, слово «рак» - это три кружочка. У нас получилась цепочка из кружочком, она похожа на маленькую гусеницу. Попробуем превратить в гусениц другие слова. Начинаем!
У М
С О К
З В Е З Д А
С О С Н А
Д О Р О Ж К А

Оценка результатов: за каждую правильно составленную схему начисляется 1 балл.
5 баллов - все схемы составлены правильно – высокий уровень развития звуко-буквенного анализа.
4 балла- 1 ошибка – средний уровень (норма)
3 балла – недостаточный уровень развития звуко-буквенного анализа.
2 балла- низкий уровень
1 балл – очень низкий уровень, ребёнок не соотносит количество звуков с соответствующим количеством букв
Развивающая методика. Упражнение « Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь».
Перед тобой нарисован круг.
1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга – квадрат.
Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
Выше квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй прямоугольник.
Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию.
Слева от квадрата нарисуй флажок.
Под флажком нарисуй снежинку.
Можно предложить детям закрасить фигуры определённым образом и определёнными цветами.

2. Раскрась фигуру, которая находиться между треугольником и квадратом синим
цветом.
Фигуру под овалом раскрась красным цветом.
Фигуру в начале ряда раскрась желтым цветом.
Фигуру в конце ряда закрась зелёным цветом
Фигуру над прямоугольником раскрась синим цветом.
Затруднение №2. Не понимает значения прочитанных слов.
Диагностическая методика. Исследование уровня словарного запаса, словесной гибкости.
Если какой-либо предмет сделан из дерева, то говорят, что он деревянный. А если из стекла, то стеклянный. Вы заметили, как похожи между собой эти слова. Эти слова – родственные. Вот новое задание. Найти родственные слова для некоторых слов.
Из стали - …, из стекла - …, из воды - …, из ваты - …, из гречки -…
Оценка результатов: каждый правильный ответ – 1 балл.
4-5 – высокий уровень словарного запаса и словесной гибкости.
2-3 балл – средний уровень
0-1 балл – низкий уровень.
Развивающая методика: Замени уставшее слово. Когда часто повторяют одно и тоже слово, оно устаёт. Нужно заменить слово, которое устало другим, подходящим, сходным по смыслу. Примерно такими словами мы сейчас и займемся.

Врач - ,,,…,
Пища - …,
Путь - …..,
Автомобиль -,….

А теперь перед вами – четыре строчки слов. В каждой из них надо найти лишнее, неподходящее слово.
.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Затруднение №3 Искажает окончания отдельных слов.
Диагностическая методика. Уровень развития смысловой догадки «Таинственное письмо». Сможете вы прочесть рассказ, если часть букв в нем отсутствует? Будьте внимательны. Ведь за обрывком слова «гу…» может прятаться и гусь и гусли, и даже Гусеница. Неправильно выбранный вариант может означать совсем не то, что нам надо..

Родился зай… в лесу и всего боял…. Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере.. ком снега – у зайчи.. душа в пят…
Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боятся
Нико… я не бою..! – крикнул он на весь лес. Вот не бою.. нисколько и всё тут!

Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятках.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большим и вдруг надоело ему боятся
Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. Вот не боюсь нисколько и всё тут!
Оценка результатов: Для оценки результатов необходимо чтобы ребёнок почитал два раза текст. Сначала с пропусками, второй раз – уже без пропусков. Оба раза необходимо фиксировать время. Затем надо сравнить время, которое понадобилось на чтение первого и второго вариантов текста. Если разница во времени не превышает 15-20 секунд, значит ребёнок владеет приёмами смысловой догадки
Развивающая методика. Части слов поссорились, Начало слова решило, что оно самое главное и важное, надо помочь второй половине слова доказать, что без неё слово не может быть «правильным». Чтобы их помирить мы начло слова будет читать «про себя», а конец – вслух..

Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, берёза, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, ремень, добыча, магазин, новая, красную, синий, белые, граница, битвы, открою, увидела, купить, ошибки, чернее, дотянутся.

Затруднение №4 . Пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующими или предыдущими.

Диагностическая методика. Методика Мюнстерберга. Изучение избирательности внимания.
Среди этих строчек с буквами спрятались целые слова. Быстро просмотрев строчки, найди и подчеркни их. Мы идем искать!

бсолнцетргщоцэкинозгу
чклернопттелевизорччяг
щшгцкпстулрсеамтоджко
беглстяноуоккгахтанкъгн
йцукендшизхлебтлжэрвг
оусчастьепурстиолкнига
лсконкурсатпршоесфиты

Оценка результатов.
Набор строчек с буквами содержит 10 слов Подсчитаёте количество найденных слов.
9-10 слов высокий уровень избирательности внимания.
6-8 слов – средний уровень (норма)
4-5 слов – недостаточный уровень
Меньше 4 слов – очень низкий уровень
Развивающая методика. Сохрани слово в секрете
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны хлопнуть один раз в ладоши.

Окно, книга, ромашка, ириска, просо, роза, плечо, шкаф, василёк, зеркало, кнопка, ландыш, ручка, небо, пион, лист, незабудка, варежка, папка, тюльпан, шуба, фиалка, цифра, дерево, сирень, клумба, ключ. Тень, гладиолус, танк.

Литература:
С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. Просвещение. 1995
Категория: Школьный психолог | Добавил: tatyanavyat27 (2016-02-22) | Автор: Ветущенко Татьяна Ивановна E
Просмотров: 665 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 3:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru