Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коррекционная и развивающая работа педагога-психолога в специальных классах
Уважаемые коллеги, сегодня мы предложим вам систему работы по формированию грамотности чтения у детей специальных классов.
- Я предлагаю вам такое упражнение: перед вами на столе лежат пазлы (разрезанные картинки) сложив их и аккуратно перевернув, мы определим те основные затруднения, которые возникают у детей при формировании грамотности чтения.
Итак, наиболее распространенные трудности, возникающие у детей в обучении чтению.
1. Затруднения в сливании букв в слоги
2. Пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующими или предыдущими.
3. Не понимает значения прочитанных слов.
4. Искажает окончания прочитанных слов.
Работа по преодолению трудностей включает в себя диагностическую методику, которая выявляет возможную причину затруднения и развивающие упражнения, которые позволяют преодолеть это затруднение.
Работа по устранению затруднений.
Затруднение №1 Затруднения в сливании букв в слоги.
Диагностическая методика
Исследование особенностей звуко-буквенного анализа.
«Сегодня мы научимся превращению. Для этого мы будем записывать слова особенным образом: не буквами, а кружочками. Каждая буква – кружочек. Я произнесу букву, а ты, внимательно выслушав, запишешь его: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь колечек-кружочков. Например, слово «рак» - это три кружочка. У нас получилась цепочка из кружочком, она похожа на маленькую гусеницу. Попробуем превратить в гусениц другие слова. Начинаем!
У М
С О К
З В Е З Д А
С О С Н А
Д О Р О Ж К А

Оценка результатов: за каждую правильно составленную схему начисляется 1 балл.
5 баллов - все схемы составлены правильно – высокий уровень развития звуко-буквенного анализа.
4 балла- 1 ошибка – средний уровень (норма)
3 балла – недостаточный уровень развития звуко-буквенного анализа.
2 балла- низкий уровень
1 балл – очень низкий уровень, ребёнок не соотносит количество звуков с соответствующим количеством букв
Развивающая методика. Упражнение « Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь».
Перед тобой нарисован круг.
1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга – квадрат.
Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.
Выше квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй прямоугольник.
Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию.
Слева от квадрата нарисуй флажок.
Под флажком нарисуй снежинку.
Можно предложить детям закрасить фигуры определённым образом и определёнными цветами.

2. Раскрась фигуру, которая находиться между треугольником и квадратом синим
цветом.
Фигуру под овалом раскрась красным цветом.
Фигуру в начале ряда раскрась желтым цветом.
Фигуру в конце ряда закрась зелёным цветом
Фигуру над прямоугольником раскрась синим цветом.
Затруднение №2. Не понимает значения прочитанных слов.
Диагностическая методика. Исследование уровня словарного запаса, словесной гибкости.
Если какой-либо предмет сделан из дерева, то говорят, что он деревянный. А если из стекла, то стеклянный. Вы заметили, как похожи между собой эти слова. Эти слова – родственные. Вот новое задание. Найти родственные слова для некоторых слов.
Из стали - …, из стекла - …, из воды - …, из ваты - …, из гречки -…
Оценка результатов: каждый правильный ответ – 1 балл.
4-5 – высокий уровень словарного запаса и словесной гибкости.
2-3 балл – средний уровень
0-1 балл – низкий уровень.
Развивающая методика: Замени уставшее слово. Когда часто повторяют одно и тоже слово, оно устаёт. Нужно заменить слово, которое устало другим, подходящим, сходным по смыслу. Примерно такими словами мы сейчас и займемся.

Врач - ,,,…,
Пища - …,
Путь - …..,
Автомобиль -,….

А теперь перед вами – четыре строчки слов. В каждой из них надо найти лишнее, неподходящее слово.
.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Затруднение №3 Искажает окончания отдельных слов.
Диагностическая методика. Уровень развития смысловой догадки «Таинственное письмо». Сможете вы прочесть рассказ, если часть букв в нем отсутствует? Будьте внимательны. Ведь за обрывком слова «гу…» может прятаться и гусь и гусли, и даже Гусеница. Неправильно выбранный вариант может означать совсем не то, что нам надо..

Родился зай… в лесу и всего боял…. Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере.. ком снега – у зайчи.. душа в пят…
Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боятся
Нико… я не бою..! – крикнул он на весь лес. Вот не бою.. нисколько и всё тут!

Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятках.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большим и вдруг надоело ему боятся
Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. Вот не боюсь нисколько и всё тут!
Оценка результатов: Для оценки результатов необходимо чтобы ребёнок почитал два раза текст. Сначала с пропусками, второй раз – уже без пропусков. Оба раза необходимо фиксировать время. Затем надо сравнить время, которое понадобилось на чтение первого и второго вариантов текста. Если разница во времени не превышает 15-20 секунд, значит ребёнок владеет приёмами смысловой догадки
Развивающая методика. Части слов поссорились, Начало слова решило, что оно самое главное и важное, надо помочь второй половине слова доказать, что без неё слово не может быть «правильным». Чтобы их помирить мы начло слова будет читать «про себя», а конец – вслух..

Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, берёза, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, ремень, добыча, магазин, новая, красную, синий, белые, граница, битвы, открою, увидела, купить, ошибки, чернее, дотянутся.

Затруднение №4 . Пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующими или предыдущими.

Диагностическая методика. Методика Мюнстерберга. Изучение избирательности внимания.
Среди этих строчек с буквами спрятались целые слова. Быстро просмотрев строчки, найди и подчеркни их. Мы идем искать!

бсолнцетргщоцэкинозгу
чклернопттелевизорччяг
щшгцкпстулрсеамтоджко
беглстяноуоккгахтанкъгн
йцукендшизхлебтлжэрвг
оусчастьепурстиолкнига
лсконкурсатпршоесфиты

Оценка результатов.
Набор строчек с буквами содержит 10 слов Подсчитаёте количество найденных слов.
9-10 слов высокий уровень избирательности внимания.
6-8 слов – средний уровень (норма)
4-5 слов – недостаточный уровень
Меньше 4 слов – очень низкий уровень
Развивающая методика. Сохрани слово в секрете
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны хлопнуть один раз в ладоши.

Окно, книга, ромашка, ириска, просо, роза, плечо, шкаф, василёк, зеркало, кнопка, ландыш, ручка, небо, пион, лист, незабудка, варежка, папка, тюльпан, шуба, фиалка, цифра, дерево, сирень, клумба, ключ. Тень, гладиолус, танк.

Литература:
С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. Просвещение. 1995
Категория: Школьный психолог | Добавил: tatyanavyat27 (2016-02-22) | Автор: Ветущенко Татьяна Ивановна E
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru