Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог |
Уважаемые коллеги, сегодня мы предложим вам систему работы по формированию грамотности чтения у детей специальных классов. - Я предлагаю вам такое упражнение: перед вами на столе лежат пазлы (разрезанные картинки) сложив их и аккуратно перевернув, мы определим те основные затруднения, которые возникают у детей при формировании грамотности чтения. Итак, наиболее распространенные трудности, возникающие у детей в обучении чтению. 1. Затруднения в сливании букв в слоги 2. Пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующими или предыдущими. 3. Не понимает значения прочитанных слов. 4. Искажает окончания прочитанных слов. Работа по преодолению трудностей включает в себя диагностическую методику, которая выявляет возможную причину затруднения и развивающие упражнения, которые позволяют преодолеть это затруднение. Работа по устранению затруднений. Затруднение №1 Затруднения в сливании букв в слоги. Диагностическая методика Исследование особенностей звуко-буквенного анализа. «Сегодня мы научимся превращению. Для этого мы будем записывать слова особенным образом: не буквами, а кружочками. Каждая буква – кружочек. Я произнесу букву, а ты, внимательно выслушав, запишешь его: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь колечек-кружочков. Например, слово «рак» - это три кружочка. У нас получилась цепочка из кружочком, она похожа на маленькую гусеницу. Попробуем превратить в гусениц другие слова. Начинаем! У М С О К З В Е З Д А С О С Н А Д О Р О Ж К А Оценка результатов: за каждую правильно составленную схему начисляется 1 балл. 5 баллов - все схемы составлены правильно – высокий уровень развития звуко-буквенного анализа. 4 балла- 1 ошибка – средний уровень (норма) 3 балла – недостаточный уровень развития звуко-буквенного анализа. 2 балла- низкий уровень 1 балл – очень низкий уровень, ребёнок не соотносит количество звуков с соответствующим количеством букв Развивающая методика. Упражнение « Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Перед тобой нарисован круг. 1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга – квадрат. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника. Выше квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй прямоугольник. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Слева от квадрата нарисуй флажок. Под флажком нарисуй снежинку. Можно предложить детям закрасить фигуры определённым образом и определёнными цветами. 2. Раскрась фигуру, которая находиться между треугольником и квадратом синим цветом. Фигуру под овалом раскрась красным цветом. Фигуру в начале ряда раскрась желтым цветом. Фигуру в конце ряда закрась зелёным цветом Фигуру над прямоугольником раскрась синим цветом. Затруднение №2. Не понимает значения прочитанных слов. Диагностическая методика. Исследование уровня словарного запаса, словесной гибкости. Если какой-либо предмет сделан из дерева, то говорят, что он деревянный. А если из стекла, то стеклянный. Вы заметили, как похожи между собой эти слова. Эти слова – родственные. Вот новое задание. Найти родственные слова для некоторых слов. Из стали - …, из стекла - …, из воды - …, из ваты - …, из гречки -… Оценка результатов: каждый правильный ответ – 1 балл. 4-5 – высокий уровень словарного запаса и словесной гибкости. 2-3 балл – средний уровень 0-1 балл – низкий уровень. Развивающая методика: Замени уставшее слово. Когда часто повторяют одно и тоже слово, оно устаёт. Нужно заменить слово, которое устало другим, подходящим, сходным по смыслу. Примерно такими словами мы сейчас и займемся. Врач - ,,,…, Пища - …, Путь - ….., Автомобиль -,…. А теперь перед вами – четыре строчки слов. В каждой из них надо найти лишнее, неподходящее слово. . Грустный, печальный, унылый, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый, отважный. Слабый, ломкий, долгий, хрупкий Крепкий, далекий, прочный, надежный. Затруднение №3 Искажает окончания отдельных слов. Диагностическая методика. Уровень развития смысловой догадки «Таинственное письмо». Сможете вы прочесть рассказ, если часть букв в нем отсутствует? Будьте внимательны. Ведь за обрывком слова «гу…» может прятаться и гусь и гусли, и даже Гусеница. Неправильно выбранный вариант может означать совсем не то, что нам надо.. Родился зай… в лесу и всего боял…. Треснет где-ни… сучок, вспорх… пти…, упадёт с дере.. ком снега – у зайчи.. душа в пят… Боял… зай… день, боял… два, боялся неде…, боял… год; а потом вырос он боль… и вдруг надое… ему боятся Нико… я не бою..! – крикнул он на весь лес. Вот не бою.. нисколько и всё тут! Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятках. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большим и вдруг надоело ему боятся Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. Вот не боюсь нисколько и всё тут! Оценка результатов: Для оценки результатов необходимо чтобы ребёнок почитал два раза текст. Сначала с пропусками, второй раз – уже без пропусков. Оба раза необходимо фиксировать время. Затем надо сравнить время, которое понадобилось на чтение первого и второго вариантов текста. Если разница во времени не превышает 15-20 секунд, значит ребёнок владеет приёмами смысловой догадки Развивающая методика. Части слов поссорились, Начало слова решило, что оно самое главное и важное, надо помочь второй половине слова доказать, что без неё слово не может быть «правильным». Чтобы их помирить мы начло слова будет читать «про себя», а конец – вслух.. Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, берёза, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, ремень, добыча, магазин, новая, красную, синий, белые, граница, битвы, открою, увидела, купить, ошибки, чернее, дотянутся. Затруднение №4 . Пропускает буквы, переставляет слоги, заменяет буквы последующими или предыдущими. Диагностическая методика. Методика Мюнстерберга. Изучение избирательности внимания. Среди этих строчек с буквами спрятались целые слова. Быстро просмотрев строчки, найди и подчеркни их. Мы идем искать! бсолнцетргщоцэкинозгу чклернопттелевизорччяг щшгцкпстулрсеамтоджко беглстяноуоккгахтанкъгн йцукендшизхлебтлжэрвг оусчастьепурстиолкнига лсконкурсатпршоесфиты Оценка результатов. Набор строчек с буквами содержит 10 слов Подсчитаёте количество найденных слов. 9-10 слов высокий уровень избирательности внимания. 6-8 слов – средний уровень (норма) 4-5 слов – недостаточный уровень Меньше 4 слов – очень низкий уровень Развивающая методика. Сохрани слово в секрете Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны хлопнуть один раз в ладоши. Окно, книга, ромашка, ириска, просо, роза, плечо, шкаф, василёк, зеркало, кнопка, ландыш, ручка, небо, пион, лист, незабудка, варежка, папка, тюльпан, шуба, фиалка, цифра, дерево, сирень, клумба, ключ. Тень, гладиолус, танк. Литература: С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. Чтение. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. Просвещение. 1995 | |
Просмотров: 665 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|