Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе ребенка.
Взаимодействия школы и семьи в воспитательном процессе ребенка.
Психолог Сычевчской ООШ
Халанская С.В.

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал , но и научиться быть учеником, общаться со сверстниками, соблюдать новые для него нормы поведения, школьную дисциплину. Поэтому на учителя начальных классов ложиться большая ответственность, за данный этап развития ребенка. Как мы все знаем, учитель для детей, особенно, младшего школьного возраста является неоспоримым авторитетом. И этот авторитет должен поддерживаться семьей. Мнение об учителе складывается у родителей на основе тех результатов учебно воспитательной работы с детьми, и на основе качества той работы, которую учитель ведет с семьей. Есть и родительский авторитет. Главным институтом воспитания традиционно является семья. То, что ребенок приобретает в первые годы жизни, он сохраняет в течении всей жизни. Важность семьи как инструмента воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течении значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из инструментов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
. И зачастую авторитет родителей подрывает авторитет педагога. Каким образом? И как это относиться к теме моего доклада?
Ребенок до 6-7 лет полностью доверял, слушал родителей и брал с них пример, и когда он впервые идет в школу, мнение родителей о школе, о педагоге для ребенка очень значимо. Очень часто дети слышат дома негативную оценку в адрес школы и педагогов. Ребенок, особенно первоклассник, еще не сформировал в своем сознании или не дал оценку всему тому новому, что с ним происходит, но уже получил «рекомендации» от значимых для него людей. И конечно на « полочку» подсознания это отложилось. Как известно «личность формируется в деятельности», ребенок видит другую картину, складывает другое мнение, отличающееся от того что он слышит дома. Ему нравится педагог, нравится узнавать с его помощью новое, нравятся дети, с которыми он учится. А мама говорит, учительница делает что то, не так, дети в классе какие то, не такие. Спокойствие и уверенность ребенка подрывается, он разрывается между важными для него людьми. У ребенка начинаются проблемы – это конфликты с одноклассниками и педагогом, хуже становится поведение, повышается тревожность, появляется агрессия, падает самооценка, пропадает интерес к учебе, дезодаптация, как результат ребенок не хочет ходить в школу. И как бы мы не меняли систему образования, как бы, не модернизировали и что бы, не внедряли. Я думаю для того чтобы мы могли на начальном этапе образования избежать этих проблем, необходима плановая работа с родителями. Возможно, ввести курсы для родителей « Родители будущих первоклассников», или « Мой ребенок идет в школу» назовите как угодно. Где профессиональные педагоги, психологи будут не учить, не навязывать, а деликатно доносить информацию, которая поможет родителям в дальнейшем правильно принять, тот факт, что ребенок пошел в школу, что ему будут предъявлять требования (это и нормы поведения, и обязанности и т.д). Что в свою очередь должно помочь родителям спокойно подойти к новой ступени их жизни, как известно, начало учебной деятельности это стресс и чувство тревоги не только для самих школьников, но и для их родителей. Конечно все родители разные и подход в воспитании у каждого тоже разный. Бытует такое мнение, что у хороших родителей вырастают хорошие дети. Но как показывает практика, это далеко не так. Даже в очень хорошей семье при абсолютно правильном воспитании, вырастают «неправильные» дети. Существуют семьи с авторитарным стилем воспитания. Когда с младенчества ребенку навязываются любовь к манной каше; ношение одежды, которая не по душе; с кем играть, с кем дружить, какую музыку слушать и т.д. Такое воспитание формирует у ребенка комплекс неполноценности.
Есть семьи, где ребенок становиться центром вселенной, все и всё в доме крутится вокруг него. Из собственного опыта могу сказать, что как раз такие семьи болезненно воспринимают начало учебного процесса своих детей. Первые их неудачи, споры, слезы связанные со школой для таких родителей катастрофа. В штыки воспринимаются сделанные учителем замечания. Родителям кажется, что их ребенка недооценивают, ущемляют, хотят ему навредить. Для таких родителей школа становиться злом, ……
И это свое негативное отношение к школе, свои страхи они передают детям.
Если грамотно подойти к вопросу информирования, предоставления психологической помощи, то адекватная реакция родителей на «новый этап жизни» в дальнейшем поможет ребенку легко адаптироваться к обучению, общению со сверстниками и педагогом. Когда родители и педагог выбирают одно направление в воспитательной работе, у ребенка формируется положительное отношение к учебе, а значит, повышается учебная мотивация, появляется чувство уверенности в себе, комфортности в школьной среде. То, что мы проводим в первом классе родительские конференции, лектории – этого недостаточно. Во- первых начинать это нужно немного раньше например: родители дети которых пойдут в школу в сентябре 2016года, должны приглашаться уже в марте – апреле 2016 года, т.е с этого времени должен начинаться курс работы с родителями. Встречи должны проводиться регулярно один – два раза в месяц и продолжаться до декабря, т.е до конца первого полугодия обучения ребенка в первом классе. . На мой взгляд, если правильно продумать эту систему работы с родителями, и внедрить ее в нашу систему образования, то от этого выиграют и родители, и педагоги и самое главное дети.
Какие можно дать рекомендации родителям для формирования сотрудничества с педагогом?
1. Поделитесь с классным руководителем основными принципами воспитания вашего ребенка в семье, поинтересуйтесь взглядами педагога на воспитательный процесс. Это поможет вам сформировать единую воспитательную среду для ребенка. Но нужно учитывать, что учитель не может строить свою работу, выполняя все пожелания каждого из родителей.
2.Не стесняйтесь задавать вопросы педагогу, уточняйте, если не уверены, что правильно его поняли. Чтобы избежать недоразумений и неясностей, можно переспросить собеседника: «Правильно ли я понимаю, что вы имеете в виду то-то и то-то?»
3. Конструктивно принимайте критику в адрес своего ребенка или себя: в ней всегда могут быть моменты, которые стоит принять к сведению. Если же обвинение затрагивает личность ребенка и кажется вам несправедливым, не бойтесь высказать свою позицию, но контролируйте свои эмоции: тон должен оставаться спокойным.
4. Если у ребенка возникли проблемы с учебой или поведением в школе, не рассчитывайте, что учитель решит их сам. Решать эти проблемы придется, в первую очередь, вам с ребенком, в идеальном варианте выработав совместный план действий с педагогом. В конфликтной ситуации обязательно выслушайте обе стороны, прежде чем принимать какие-то меры.
5. Относитесь с уважением к педагогу, не говорите в резких выражениях об ошибках педагогов в присутствии ребенка. Это подрывает авторитет учителя и может способствовать формированию пренебрежительного отношения к педагогу со стороны ребенка. Однако это не означает, что ребенок должен думать, что педагоги никогда не ошибаются.
6. Посещайте почаще школу. Имеются в виду не только родительские собрания, но и оказание посильной помощи: украшение класса перед новым годом, организация экскурсии или пикника. Это повысит ваш авторитет и в глазах учителя, и в глазах собственного ребенка. И конечно, не стоит забывать о простом человеческом внимании, каких-то теплых словах благодарности педагогу, которые совсем не обязательно должны быть приурочены к Дню учителя или к 8 Марта.
Для качественного обучения, без ущерба психическому здоровью необходим диалог, компромисс, взаимопонимание, тесное сотрудничество между учителем и родителями. Взрослым необходимо самим научится договариваться, держать себя в руках при любых обстоятельствах. Когда учитель ругает ребенка за плохие поступки, не правильное поведение, в первую очередь нужно ругать и воспитывать родителей. Очень часто дети говорят словами родителей, или ведут себя как под копирку и для них это «правильно», «так и должно быть». Что мы хотим от ребенка?
Категория: Школьный психолог | Добавил: swetlanahalanskaya (2016-04-14)
Просмотров: 135 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 12:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru