Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Коррекционно-тренинговое занятие с учащимися 11 класса при подготовке к ЕНТ "Я все преодолею"
ММ «№ 1 Ақсу орта мектебі»
ГУ «Средняя школа № 1 п.Аксу»

ҰБТ – ға дайындық кезінде күйзеліс
пен қобалжушылықты түсіру үшін
11 – сынып оқушыларымен түзетту – тренингтік сабақ
«Мен бәрін қолдай аламын»

Коррекционно - тренинговое занятие
с учащимися 11 класса для снятия напряжения и стресса
при подготовке к ЕНТ
«Я все преодолею»

Педагог-психолог: Жиганкова Н.О.

Февраль, 2017г.

Коррекционно - тренинговое занятие
с учащимися 11 класса для снятия напряжения и стресса
при подготовке к ЕНТ
«Я все преодолею»

Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся перед экзаменами.
«Стресс — это не то, что с Вами случилось,
а то, как Вы это воспринимаете». (Г. Селье)
Ход занятия:
Уважаемые ребята, у вас наступил важнейший этап в вашей жизни, когда после сдачи ЕНТ определится ваша судьба. Этот этап можно сравнить со сказкой, где Иван – Царевич остановился в раздумье около камня с надписью: «Налево пойдешь -… направо пойдешь…» так и в жизни: «Пойдешь прямо, никуда не сворачивая, - обретешь путь к реальной взрослости, примешь ответственность за свою жизнь, поймешь смысл собственного бытия, ощутишь радость жизни. Свернешь – познаешь путь к взрослости иллюзорной, асоциальной, с множеством проблем». Во многом все зависит от успешности сдачи ЕНТ. Подготовка к ЕНТ – это всегда трудно, потому что ситуация экзамена сама по себе непростая, поэтому очень часто вы испытываете волнение, напряжение, тревогу, стресс. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы, которые помогут справиться с тревогой, стрессом, и сегодня мы с ними познакомимся.
1. Упражнение «Имя и характер»
Я предлагаю вам представиться, назвать свое имя, и на первую букву своего имени назвать качество характера, которым вы обладаете.
2. Упражнение «Ассоциации»
Ассоциация – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое – то слово. Придумайте, пожалуйста, ассоциации к слову «экзамен». Обсуждение. Учащиеся представляют свои ассоциации, объясняют, почему они возникают.
3. Здоровье и экзамен. На доске фигура человека. Ученики на стикерах пишут какое негативное действие может оказать неправильная подготовка к ЕНТ. Затем каждый зачитывает и заполняют фигуру человека. Таким образом вся фигура человека заполнена негативным воздействием от ЕНТ.
4.Мини – лекция. (слайд 1)
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни 20-21 века. Стресс очень вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать тяжелые заболевания, такие как рак, гипертония и сердечно – сосудистые заболевания.
Чтобы защитить себя от подобных последствий нужно научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение.
Напряжение – психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги.
5. Задание «Моя рабочая неделя»
Учащимся раздаются бланки «Моя рабочая неделя»
День недели Утро День Вечер
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами: красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым – со средней, зеленым – с отдыхами и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня.
Обсуждение: в какое время может возникнуть стресс, напряжение.

6. Упражнение на снятие напряжения и стресса.
Звучит тихая спокойная музыка. Ребята, садитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Ни о чем не думайте. Мысленно начните считать от 10 до 1, на каждом счете, делайте вдох и медленный выдох.
Снова посчитайте от 10 до 1,задержите дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается ваше напряжение.
Снова посчитайте от 10 до 1, представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона, и с каждым выдохом он превращается в светлые ласковые облака. Дышите спокойно. Ни о чем не думайте, наслаждайтесь! Плывите по этим облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Вопрос:
-Как вы себя чувствуете теперь?
-Улучшилось ли ваше состояние?
7.Упражнение «Дорисуй и передай»
Возьмите лист белой бумаги и карандаш, который вам понравится. Как только я хлопну в ладоши, вы будете рисовать все, что захотите. По хлопку вы передаете свой листок с карандашом соседу справа, тот дорисовывает. Я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше до тех пор. Пока не вернется хозяину.
Вопрос:
- Понравилось ли вам то, что получилось?
8. Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения»
Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?
• Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
• Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Мышечная релаксация.
• Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле. Упражнение «Хи-ха-хо»
• Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью). Работа с газетой.
• Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.
• Погулять в тихом месте на природе.
Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться?
9. Игры, которые объединяют. «Да!»
В этой оживленной игре можно поучиться безоговорочно принимать предложения других людей. (5-10 минут)
Отставьте в сторону тулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Сформулируйте правила игры: «Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Для начала встанем в круг в центре комнаты. Мы можем представить себе, что сейчас прекрасный солнечный день, у нас нет ни каких обязанностей, и мы можем хоть раз последовать за своими фантазиями. Пройдитесь по комнате во всех направлениях (1 минута). Сейчас я предложу осуществить некое действие, и в ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть «Да!» Сразу же после этого мы все вместе выполним предложенное действие». Далее скажите следующее: «Конечно, я - не единственный, у кого есть подобные задумки. Если у кого – то возникнет желание внести следующее предложение, мы перейдем к выполнению нового действия. Совсем не обязательно, чтобы между вашими пожеланиями существовала логическая связь. Вы можете абсолютно спонтанно и живо слушать друг – друга. А теперь я вношу первое предложение: Давайте плавать!».
Проследите за тем, чтобы все в группе громко крикнули «Да»! и начали «плыть» через комнату. Вероятно, через некоторое время игроки начнут сами вносить предложения: «Давайте поиграем в бадминтон!», или «давайте погладим рубашку»!, или давайте выпьем по чашке кофе»! Участвуйте в общей работе, это будет хорошим катализатором творчества участников.
Сыграйте несколько раундов, чтобы игроки смогли как следует раскрепоститься. Завершается упражнение фразой «Я все преодолею» и «Я сдам ЕНТ»
10. Рекомендации: (слайд 2)
-Улыбайтесь! Улыбка продлевает жизнь и снимает напряжение.
-Ешьте фрукты, вещества, которые в них содержатся, поднимают настроение.
-Пейте хороший чай, он бодрит, успокаивает нервы.
-Думайте только о хорошем.
-Занимайтесь спортом.
-Гуляйте на свежем воздухе.
11. Притча о бабочке
Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.
Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходима бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями. Мы были бы обделены. Мы никогда не смогли летать.
Я просил сил…….а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости: а Бог дал мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства: а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил любви…..а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… а Бог дал мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил:
Но я получил то, что было мне нужно.
12. Рефлексия.
Ребята, перед вами стикеры на которых вам нужно написать теперь свои мысли о сдаче ЕНТ и как лучше организовать подготовку к нему. Затем негативный стикер на фигуре человека заменяют на положительный, при этом зачитывая его.
Психолог:
Наше занятие подошло к концу. Уважаемые ребята я желаю вам успехов, спокойствия и веры в себя. И у вас все получится!!!
(слайд 3 Желаю тебе)
Категория: Школьный психолог | Добавил: Надежда8905 (2017-02-22) | Автор: Жиганкова Надежда Олеговна E
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-05-01, 9:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4008]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1573]
Особые дети [281]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [403]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru