Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

статья отношения детей и родителей в семье
ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЕ
Общение родителей и детей в семье - это своеобразная «психологическая изнанка» многих проблемных ситуаций, которые возникают во взаимоотношениях учителя и детей в школе. Воспитательный процесс в семье-это прежде всего постоянное общение детей и родителей.
В настоящее время полноценные семьи, где присутствуют дети, их мать и отец, а также их родители, встречаются реже, чем раньше. Причиной является изменение отношения к семейным ценностям в культуре современного общества, когда на первый план выходят карьера и деньги, а поддержание домашнего очага становится не таким важным.
Какими бы не были родители, они должны знать об ошибках, которые можно совершить при общении с ребенком:
О1. Иногда родители мало уделяют внимания ребенку.
(Например: ребенок пришел со школы. Мама стирает, готовит ужин, папа читает книгу, а малыш все время задает вопросы. После многочисленных вопросов мама срывается: «Да оставь ты меня в покое со своими вопросами. Тут и так без тебя дел хватает!».
Вот главная ошибка - внутреннее ощущение того, что воспитание собственного ребенка это не такое важное и целенаправленное дело, как например стирка белья.

2. Родители уделяют ребенку мало любви (из-за недостатка любви, ребенок ищет ее в другом месте, или становиться скрытным). Например: Начинает привлекаться к административной ответственности - заниматься воровством, начинает курить сигареты, употреблять спиртные напитки. Попадая в чужую компанию, ребенок хочет быстрее повзрослеть, самоутвердиться. То есть, друзья для ребенка становятся идеалами.
3. Чрезмерная любовь
Например: мама, жалея, своего ребенка, всю работу по дому выполняет сама. В такой семье, ребенку будет трудно начать самостоятельную жизнь, он не сможет выполнять работу по дому: стирать вещи, мыть посуду, готовить кушать.

ителеНЕВЕРНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ МЕШАЮТ «БАРЬЕРЫ»

1. «Барьер занятости» Характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами. Им некогда обратить внимание на собственных детей, которые просто им мешают. Это вызывает отчуждение ребенка от жизни семьи, ведет к некоторому отстранению детей от собственных родителей. Этот «барьер» может возникнуть в разные возрастные периоды. Но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно складывается на системе семейных взаимоотношений и дает опасные всходы. В конечном счете ведет к тому, что дети и родители живут как бы разной жизнью, семья, как воспитательная система не работает, даже если родители хорошие, не пьющие.
2. «Барьер возраста» В данном случае понять собственных детей мешает их возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю, психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интересов, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком, для ребенка составляет смысл жизни. То, что важно и жизненно необходимо детям, порой нами воспринимается как мелочь и т. д. Один педагог говорил, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки. Опасность данного барьера заключается в том, что он систематически мешает родителям понять внутренний мир ребенка, как бы погрузиться в него, а значит и организовать плодотворный воспитательный процесс в семье.
3. «Барьер старого стереотипа». Сущность заключается в том, что родители как бы не видят и не ощущают возрастной динамики личности собственного ребенка. Родители привыкли видеть ребенка маленьким, по прежнему воспринимают его как малыша, которым нужно постоянно руководить: подсказывать, давать оценки. А сын или дочь уже выросли и требуют другого уровня отношений, но родители этого не понимают.
4. «Барьер дидактизма» Характеризуется тем, что родители постоянно, по каждому поводу поучают собственных детей «не делай так, а делай этак», «не поступай так и т.д. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. Малыша такая позиция родителей приводит в состоянии постоянной напряженности, а это в свою очередь формирует нервозность. Вот типичная ситуация: Ребенок звонит в дверь, мать открывает ему и тут же говорит: «Не хлопай дверью». В результате все родительские воспитательные отношения дидактизируются, и из них порой исчезает очень важный для семейного воспитания личностный аспект. Реальная ткань воспитательных отношений, которую надо постоянно и несуетливо создавать, просто подменяется здесь постоянными нравоучениями, что в общем-то формализует воспитательный процесс, формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений.
Если же вы хотите разобраться, насколько благополучны или неблагополучны ваши взаимоотношения с собственными детьми, рекомендую ответить на следующие вопросы:

ТЕСТ: СЕМЬЯ И ШКОЛА
 1.Считаете ли вы что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
 2.Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
 3.Интересуются ли они вашей работой?
 4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
 5.Бывают ли они у вас дома?
 6.Участвуют ли дети вместе с вами в домашних делах?
 7.Проверяете ли вы, как они учат уроки?
 8.Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
 9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
 10.Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время праздников или хотят проводить их без взрослых?
 11.Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
 12.Бываете ли вы вместе кинотеатрах, музеях и концертах?
 13. Обсуждаете ли вы с детьми просмотренные мультфильмы?
 14.Ходите ли вы с детьми в поход, на прогулку?
 15.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
БАЛЛЫ И ОТВЕТЫ
Ответ «да» -2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» -0 баллов. А теперь суммируйте все баллы и подсчитайте.
 Если вы набрали 20 баллов и более-ваши отношения с детьми можно считать благополучным.
 С 10 до 19-удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, чем они должны быть дополнены и углублены.
 Меньше 10-ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.
 Ответьте на вопросы этого теста в семье и проведите необходимые коррективы.

Отношения в семье имеет свои закономерности и особенности. Учитель должен представлять себе эту сложную ткань семейных взаимоотношений, стремиться делать их педагогически целесообразными. Педагогу нужно помочь родителям, опираясь на рекомендации, осознать собственные взаимоотношения в семье не просто как личностные, а как органическую составную часть педагогического процесса. На родительских собраниях, в ходе индивидуальных консультаций с родителями выявлять и формулировать для них педагогический контекст взаимоотношения в семье, показать полифонизм их влияния на формирующуюся личность ребенка.
Взаимоотношения в семье есть прежде всего отношения педагогические, они прямо или косвенно влияют на детей, формируют психологический микроклимат их семейного бытия.
Категория: Школьный психолог | Добавил: lenok-adelya (2017-05-16) | Автор: Елена E
Просмотров: 701 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 1:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru