Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Познай самого себя
Познай самого себя
Гёте говорил: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
Девиз «Познай самого себя» был начертан на арке Дельфийского храма в V веке до нашей эры в Греции. Он означал: познай волю богов в своей судьбе, покорись ей. Древнегреческие мыслители со времен Платона толковали этот девиз уже иначе: познай свое предназначение, открой свои возможности, предвидь свое поведение. Стремление разобраться в себе основывается на двух потребностях: в самопознании и предвидении будущего. Людям всегда хотелось заглянуть в завтрашний день, и наиболее развитые из них понимали, что судьбу не угадывают, а создают на основе знания себя и анализа существующих обстоятельств.
Человек не может знать себя и планировать свое будущее, если не изучает окружающую действительность и тенденции ее развития. Причем объективное представление о жизни служит предпосылкой реального представления о самом себе. На такой основе определяется цель жизни и свое предназначение.
В самопознании главное – выявление собственных положительных качеств, способностей, склонностей. Своими достоинствами мы служим обществу, на них опираемся, преодолевая неизбежные жизненные трудности. Самопознание личности важно и для жизненного самоопределения, и для достижения успехов в учении и труде. Каждому для большого человеческого счастья надо достичь вершин в своей профессии, построить хорошие семейные отношения, иметь круг друзей. И здесь не последняя роль принадлежит самопознанию. Для работы и учебы необходимо знать свой темперамент, тип нервной системы, особенности своей памяти, характер мышления, специфику ума, определить свои склонности, сферу устойчивых интересов и способностей. На работе каждому важно изучить не только объект своего труда, орудия производства, его технологию, своих сослуживцев, но и самого себя, чтобы точно рассчитать и организовать свою деятельность, найти рациональные методы работы, построить деловые и личные отношения с людьми.
Самопознание в равной мере важно и для изучения имеющихся у каждого из нас отрицательных качеств, недостатков. Они – отражение в нашей психике вредных внешних влияний, а чаще всего результат неправильного воспитания.
Человеческий мир сложен, в нем неизбежны противоречия, недостатки, но их надо преодолевать на разумной основе, стараться делать всё для того, чтобы исключить дисгармонию из своего внутреннего мира. Иначе личность обречена на неудачи в работе, конфликты с людьми.
Психологи считают, что большинство конфликтов между людьми связано с необъективной самооценкой. Если человек претендует на большее, чем имеет право, мы говорим о завышенной самооценке. Если он не уверен в себе, хотя может качественно выполнить работу или учиться хорошо, мы говорим о заниженной самооценке. И то и другое плохо. У людей с завышенной самооценкой развивается самомнение, болезненное самолюбие, обидчивость, хвастовство и другие проявления эгоцентризма. А при заниженной самооценке появляются неуверенность в себе, страх, желание уйти от сложного дела, увильнуть от работы, то есть разные виды иждивенчества и лени.
Самопознание необходимо для самовоспитания. Работа над собой требует четкого представления о своих сильных и слабых сторонах. Самопознание определяет не только цель, но и содержание, формы и методы работы над собой.
Самопознание – это открытие себя, выявление в первую очередь своих положительных качеств и возможностей, тех задатков, которые потом через самовоспитание человек может превратить в способности, в талант, в устойчивую черту характера. Самопознание – процесс долгий и сложный и чрезвычайно индивидуальный. Искать себя – это исследовать свое «я» постоянно, в каждой новой ситуации, испытывать характер на преодоление трудностей.
Строить свою жизнь следует с учетом объективного представления о себе.
Объектом самопознания являются направленность личности, ее положительные качества и имеющиеся недостатки, способность, темперамент.
Направленность личности определяет цель жизни и ведущие мотивы поведения человека, отсюда ее функция регулирования, управления всей духовной жизнью людей. Направленность личности – основная черта характера человека, отражение всей совокупности присущих ему свойств и качеств, которые составляют сущность и своеобразие личности.
Направленность бывает: а) общественная (умение согласовывать личное и общественное, при необходимости подчинять личное общественному); б) групповая (ориентация на тех, кто рядом, стремление жить как все, как определенная группа людей); в) деловая (ориентация на любимое дело, избранную профессию); г) эгоистическая (ориентация на себя). По тому, чего хочет человек добиться, мы говорим о нравственности или безнравственности поведения, о виде направленности личности. Чтобы определить вид направленности, надо выяснить: а) жизненные цели, идеалы (кем быть, каким представляю свое будущее, что нравится делать: руководить, исполнять, обсуждать, согласовывать, корректировать и др.); б) ценностные ориентации (в какой области считаю себя знатоком, какие блага хочу иметь, какое положение занимать, чего не хватает для удовлетворенности жизнью, самоуважения и чувства достоинства); в) ведущие потребности (чего больше всего желаю, устойчивые интересы, привычки, стабильные отношения); г) ведущие мотивы поведения (делаю больше для себя или для других).
Чтобы изучить себя, полезно дать характеристику своим ведущим качествам (качество личности - ведущая деятельность,
где они проявляются и формируются; основные признаки наличия у себя качества ) :
1. Нравственные качества
1.1. Коллективизм – общение; товарищеская взаимопомощь, забота о людях всегда и везде.
1.2. Честность - отношение к себе и другим; искренность, доверие, самокритичность, верность данному слову.
1.3. Трудолюбие - учение и труд; потребность в труде, ответственность за порученное дело.
1.4. Нетерпимость к безнравственности - все виды деятельности; неприятие аморальных явлений, борьба со злом во всех его проявлениях.
2. Умственные качества
2.1. Самостоятельность ума(сообразительность) - познавательная деятельность: а) исследование б) познание жизни, опыт в) учение, самообразование; нестандартность мышления, творческий ум.
2.2. Объективность ума – анализ; умение видеть главное, точность знаний.
2.3. Любознательность - все виды деятельности; потребность во впечатлениях, в новой информации.
2.4. Эрудированность – творчество; осведомленность, развитие познавательных способностей.
3. Волевые качества
3.1. Самостоятельность - общение и труд; всесторонняя регуляция поведения (активность, сдержанность).
3.2. Требовательность к себе и другим – самовоспитание; умение признавать и исправлять ошибки.
3.3. Целеустремленность - организация жизни по плану; умение преодолевать трудности на пути к цели, сосредоточенность.
3.4. Решительность – поведение; способность брать на себя ответственность.
4. Эмоциональные качества
4.1. Оптимизм - самостимуляция поведения; умение видеть в людях прежде всего хорошее, верить в будущее и в себя.
4.2. Совестливость - отношение к себе; стыдливость, скромность.
4.3. Восприимчивость - коммуникативные связи; способность к сопереживанию, понимание духовного мира других людей.
4.4. Человечность - все виды деятельности; самопожертвование ради людей, стремление сделать добро хорошим людям, ненависть к злодейству, зависти, корысти.

Каждое качество характеризуется признаками, состоит из элементов, наличие которых и позволяет судить о полноте его сформированности. Так, ведущее умственное качество – сообразительность – включает в себя умение предвидеть события, находить их истинные причины, определять главное, применять теорию на практике, а также предполагает вдумчивость, находчивость, способность создавать новую информацию, делать выводы на основе фактов.
Важное нравственное качество коллективизма характеризуется следующими главными признаками:
а) доминирующей ролью в сознании и поведении людей коллективных, общественных интересов;
б) умение согласовывать личное и общественное в достижении социально ценных и личностно значимых целей, стремлений;
в) активным принятием требований общества и коллектива, что и выражается в поступках и действиях на пользу общества;
г) социально активной позицией в деятельности и отношениях личности;
д) солидарностью с другими в достижении коллективных целей, товарищеской взаимопомощью;
е) определенным самопожертвованием личности в том случае, если ее интересы сталкиваются с общественными;
ж) поддержкой требований коллектива.
Ведущие качества в совокупности создают направленность личности: коллективизм придает ей общественное значение, сообразительность обеспечивает действенное применение сил и способностей, самостоятельность означает ориентировку в мире и в себе для достижения цели, оптимизм рождает уверенность в достижении цели, веру в будущее и себя.
Важным объектом самопознания являются способности человека, его талант как развитое проявление способностей. Способности – это потенциальные возможности человека, которые обеспечивают ему более высокие, чем у других людей, показатели в деятельности при равных затратах сил и времени. Конечно, для успеха в деле мало одних способностей, нужно трудолюбие, однако только трудолюбием не везде достигнешь успеха, если нет необходимых способностей.
Насчитывается свыше тысячи разных задатков, которые при определенных условиях могут стать дарованиями, талантом. Людей абсолютно бездарных нет, каждый человек потенциально талантлив.
Способности всегда изучаются, проявляются и развиваются в деятельности, и поскольку они различны, то надо испытывать себя в разнообразных видах деятельности.
Важным признаком таланта считается проявление необыкновенного, длительного, устойчивого интереса к делу. У талантливых людей интерес не гаснет от неудач. Талант характеризуется неутомимостью, одержимостью, колоссальным интересом, что сопряжено с неиссякаемым трудолюбием. А.Эйнштейн вспоминал: «Я думаю и думаю месяцами, годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». Супруги Кюри, открывшие радий, проделали колоссальную и однообразную работу, перебрав тонны радиоактивной руды. Они в полном смысле слова нашли иголку в стоге сена. Т.Эдисон поставил 11 тысяч опытов, прежде чем создал более совершенный аккумулятор.
Следующий признак способностей человека – своеобразное видение мира. Дело в том, что способности людей всегда связаны с нестандартным восприятием окружающей действительности, с особой восприимчивостью тех или иных органов чувств. Маленький Чайковский плакал, слушая музыку, он говорил, что ему от нее больно, если она грустная, лирическая. У одаренных художников особая чувствительность к цвету. Некоторые из них различают в сумерках самые разные цвета, при дневном освещении они способны видеть свыше 100 оттенков одного только черного цвета.
И наконец, ещё один признак способностей – они затрагивают саму основу личности и проявляются всюду: в образе жизни, индивидуальных особенностях, в направленности. Способности придают человеку цельность, объединяют весь его внутренний мир. Значит, определяя способности, надо изучить и свой собственный характер, выявить его своеобразие, всё то, что делает человека личностью. Это совсем непросто, на это нужны годы. Важно понять и другое: человек не стоит на месте, он непрерывно изменяется. Значит, надо непрерывно изучать себя.
Важным объектом самопознания является темперамент. Знание человеком своего темперамента помогает ему предвидеть свое поведение, правильно определить линию своих действий в конкретных жизненных ситуациях. Темперамент – врожденное явление, обусловленное биологической организацией индивида. В его основе лежит тип нервной системы, который характеризуется силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов, взаимодействием возбуждения и торможения.
Люди с сильным и уравновешенным типом нервной системы относятся к категории сангвиников и флегматиков.
Сангвинический темперамент характеризуется силой и страстностью переживаний и довольно быстрой их изменчивостью. Сангвиник всегда деятелен, если ему интересно, если он увлечен; но, если интерес ослаб или пропал, ему скучно, он вял. Сангвиник быстро приспосабливается, забывает горечи и обиды, оптимистичен, склонен к остроумию, имеет гибкий, подвижный ум, острую наблюдательность. Но у людей с данным темпераментом есть и недостатки: сангвиники легко внушаемы, нередко бравируют недостатками, хвастливы, стремятся верховодить в дружбе и любви. Не умеют работать, если не хочется.
Флегматический темперамент – сильный, спокойный, уравновешенный тип. Флегматик – настойчивый и упорный труженик, сдержанный, склонный к порядку; он солиден, в меру общителен, неболтлив. Некоторая инертность обеспечивает неторопливость и основательность в работе, ответственное отношение к делу. Но в острых ситуациях обнаруживаются и недостатки такого темперамента: растерянность, неуверенность, болезненное самолюбие, при неудачах падение духа, низкая самооценка. Подчас проявляются чрезмерная подозрительность, недоверие к людям. Флегматик слишком много копается в себе, упрям, долго перестраивается при переключении на новый вид деятельности.
Холерический темперамент характеризуется повышенной возбудимостью, а потому холерик отличается подвижностью, неиссякаемой энергией, быстрой переключаемостью, мгновенной реакцией, энергичностью в деятельности, страстностью в работе и чувствах. Однако холерик быстро истощается, устает, циклы активности у него сменяются спадом. Для него характерны такие недостатки, как эмоциональная ранимость, агрессивность при перевозбуждении, бравада, хвастовство даже своей неисправимостью. Холерики ведут себя вызывающе, если задето их самолюбие; плохо уживаются с другими, если эгоистичны; любят положение лидера.
Меланхолик характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью, замкнутостью, ему сложно жить в силу преобладания тормозных процессов. Он склонен к одиночеству, подозрителен, быстро падает духом при неудачах, с большим трудом адаптируется к новому коллективу и приноравливается к новой работе, склонен к страху, чрезмерно боязлив.
Темперамент не выбирают, с ним рождаются. Но им можно управлять. Ломоносов и Суворов были ярко выраженными холериками, а Крылов и Кутузов – флегматиками, но это не помешало им стать гениями. Темперамент не мешает жизненному пути, он совершенствуется в самовоспитании, надо только в полной мере использовать его сильные стороны и преодолевать слабости. В чистом виде темпераменты встречаются редко, но у каждого человека преобладают признаки того или иного темперамента. Надо четко фиксировать особенности своего поведения, выделить из них типичные и в соответствии с этим строить свою деятельность и самовоспитание.
Изучая себя, целесообразно делать записи в специальную тетрадь, затем на ее основе составить следующую характеристику:
1. Цель жизни и ее девиз. Мои идеалы, ценностные ориентации (что нравится, что люблю, что ненавижу, к чему стремлюсь, чего хочу достигнуть к 20, 30 годам и в конце жизни). Мои жизненные планы.
2. Мои возможности и способности. Что делаю успешно, что умею, что могу выполнить качественно, к чему испытываю склонность, в каких видах деятельности проявляются мои способности, какими умениями и навыками уже овладел, что знаю, что намерен знать, чему хочется научиться.
3. Характеристика моего ума и памяти, усидчивости и отношения к учению. Какой материал запоминается хорошо, какой плохо, как лучше учить уроки с учетом типа памяти и особенностей ума. Степень сообразительности и любознательности.
4. Мои отношения с окружающими, кто меня уважает и за что, кто не любит и почему, в какой мере умею владеть собой в сложных ситуациях, при конфликте; отношения с родителями и педагогами, где и почему чаще всего возникает непонимание; культура поведения, тактичность, вежливость.
5. Умение управлять собой: самодисциплина, самоконтроль, самообладание, решительность, самостоятельность. Отношение к себе: самокритичность, требовательность.
6. Мои отрицательные качества и недостатки, в чем они проявляются, какой вред наносят, что я делаю, чтобы от них избавиться.
7. Темперамент, где он помогает и в чем мешает.
Характеристика необходима для составления плана работы над собой.
Занятие «Навыки самопрезентации»
Цель занятия: познакомить с основами самопрезентации.
Самопрезентация – это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.
Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно.
Важность самопрезентации понимали ещё наши предки. Вспомним пословицы и поговорки на эту тему:
«Встречают по одежке – провожают по уму».
«По одежке протягивай ножки».
«Не в свои сани не садись».
«По Сеньке шапка» и т.д.
Как вы понимаете эти пословицы?

Впервые человек сознательно заявляет о себе, требуя внимания в трехлетнем возрасте. «Я - сам» - это высказывание является девизом кризиса трех лет, когда ребенок стремится к самоутверждению.
Но успешно самопрезентация реализуется далеко не у всех.
Человеку с негативным самовосприятием труднее преподнести себя в выгодном свете.
Зависит ли успешность самопрезентации человека от его типа нервной системы и темперамента?
Холерики очень импульсивны, деятельны, активны, возбудимы и эмоциональны. Им труднее сдерживать свои эмоции и чувства.
Сангвинику легче собраться с мыслями при устройстве на работу, продумать предстоящую беседу с работодателем.
Флегматикам нужно активизировать свою мыслительную деятельность, мобилизовать внутренние ресурсы своего организма. Иначе они могут произвести впечатление людей безынициативных, вялых.
Для меланхолика, который незначительный пустяк может воспринять как жизненную драму, устройство на работу – экстремальная ситуация.
Особенности темперамента и нервной системы необходимо учитывать, но не стоит абсолютизировать. Уверенный и раскованный сангвиник может произвести на работодателя отвратительное впечатление, если он бестактен и невоспитан, а меланхолик будет принят на работу, несмотря на робость и неуверенность, если произведет впечатление серьёзного, интеллигентного человека и профессионала. Влияние воспитания и уровня образования, подкрепленное специальными навыками, способно «перевесить» всё остальное.

Категория: Школьный психолог | Добавил: psiholog (2011-03-27) | Автор: Горбунова Юлия Анатольевна. E
Просмотров: 2506 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 2:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru