Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Семья – ячейка общества
Журнал "Учитель Алматы", № 3, 2008 г.

Разработка открытого урока по предмету

Этика и психология семейной жизни

Е. Н. Миронова,      

 педагог-психолог ПЛ-6

Цели урока

1.             Обучающая. Дать учащимся понятия: семья, общество, ячейка.

2.             Воспитательная. Воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью.

3.             Развивающая.  Развивать у  учащихся коммуникативные и организаторские способности, чувство эмпатии, толерантности, взаимоуважения и взаимной поддержки.

Тип урока. Изложение нового материала.

Вид урока. Эвристическая беседа с элементами игры.

Методы. Метод ассоциаций, проблемный метод, игра (техника «Коллаж»).

Актуализация.  Опорные понятия – семья, ячейка, общество.

Оборудование урока. Слайды на мультимедийном проекторе, иллюстрации, высказывания, раздаточный материал.

Ход урока

1.             Организационный момент (проверка готовности к уроку, проверка посещаемости).

Формулировка темы и определение основных целей занятия.

Тема нашего открытого урока сегодня – «Семья – ячейка общества».

В связи с этим мне бы хотелось попросить вас, ребята, сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?

Учащиеся отвечают:

Родители, дети, обычаи, традиции, счастье, радость, тепло, уют, дружба, поддержка и так далее.

Сегодня  разговор пойдет о семье, как о ячейке общества. Вы сегодня получите понятия  слов «семья», «ячейка», «общество».

Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое СЕМЬЯ?

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывая каждый свое мнение.  Например:  

           сообщество людей

           люди, которые являются родственниками

           люди, которые связаны брачными узами и так далее.

А теперь ответьте на вопрос, что такое, по вашему мнению,   ЯЧЕЙКА?

Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу, например:

           ячейка в камере хранения (в аэропорту, на вокзале, в банке).

           ячейка  в улье, где есть соты, и в каждом отверстии работает одна пчела. И от того, как работает каждая пчела, зависит, богат  улей медом или нет.

           каждая семья педагогов – ячейка, каждая семья учащихся – ячейка и т.д. А если взять все эти семьи вместе, то, что получится

  ОБЩЕСТВО.

А как вы считаете, что такое ОБЩЕСТВО?

Учащиеся отвечают:

           много людей

           люди, живущие в одном государстве

           люди, которые заняты общим делом

и т. д.

А вот, что говорит Ожегов в своем словаре по поводу этих названий. На экране проектора выводятся определения этих понятий. Учащиеся поочередно читают текст на экране.

Ребята, скажите, пожалуйста,  от чего зависит благосостояние  общества, в котором мы живем?

Учащиеся отвечают, что от каждой ячейки, семьи.

А для того, чтобы благосостояние государства было на высоком уровне, что должна делать каждая семья? Ведь каждое общество живет по своим законам, и существуют административный и уголовный кодексы.

Учащиеся высказывают свое мнение, например:

           дать хорошее образование своим детям

           растить своих детей достойными гражданами Республики Казахстан

           вести здоровый образ жизни, тем самым подавать пример своим детям

           хорошо воспитывать своих детей

Ребята, а скажите,  пожалуйста, а какая у каждого из вас семья? Дружная или нет? Что делают для вас родные? Чего они хотят для вас в жизни?

Учащиеся отвечают, например:

           мои родные хотят, чтобы я окончил  лицей и пошел учиться дальше

           заботятся о моем  здоровье (оплачивают тренажерный зал, ведь я еще не зарабатываю) и так далее.

 Ребята, скажите, а что вас сплачивает в семье?

Учащиеся отвечают:

           мы вместе гуляем

           ездим с семьей на отдых (на  рыбалку)

           мы очень дружны,  т.к. у нас часто дома бывают национальные праздники

 5.  Как замечательно, что в Казахстане есть такие разные, но прекрасные семьи, в которых люди всегда помогают друг другу.

А сейчас, ребята, я бы хотела предложить вам очень интересную работу в группах. Это упражнение называется техника «КОЛЛАЖ» и назовем  его «МЫ ВМЕСТЕ».

Преподаватель раздает листы ватмана и разноцветные геометрические фигурки  учащимся, сидящим в группах.

Причем квадратики обозначают папу, треугольники – маму, кружочки – детей, прямоугольники – бабушек и дедушек.

Задание: на листах ватмана, розданных каждой группе, каждый  учащийся  наклеивает «свою семью» произвольно, там,  где хочется. Хочется  добавить, что в силу жизненных обстоятельств в семье иногда  нет мамы или папы, но это не означает, что семья не состоявшаяся. Ведь мы все знаем, что независимо от того, сколько человек в семье, это то место, где  нас любят и ждут.

А теперь приступаем к работе.

6. Анализ упражнения  «КОЛЛАЖ»

Рисунки вывешиваются на доске, рядом друг с другом.  Посмотрите,  как получилось красиво, – говорит учитель. – Сколько мам, пап, детей. И все мы вместе.

Скажите,  пожалуйста, какова роль пап в  семье?

А что делают мамы, чем они для нас дороги?

А какие ваши обязанности в семье? Что вы должны делать, чтобы жизнь была интересней и счастливей?

Учащиеся отвечают на вопросы.

А государство должно заботиться о семье?   Да!!!  Увеличиваются различные пособия, многодетные матери получают награды за воспитание детей, получают квартиры.

 Все мы знаем, что в Казахстане 2006 год был объявлен Годом семьи, а 2008 год – в России.  В эти годы особенно много принимается реформ, которые способствуют поднятию материального и социального уровней населения.  

В  недалеком будущем вы  тоже все создадите семьи. Скажите, какие бы вы  хотели создать?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Многие великие люди, такие как Абай, Горький, Толстой, С. Муканов тоже писали о семье, т.к. семья для любого человека является опорой в жизни.

7. Подведение итогов. Комментирование оценок.

8. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Моя семья».

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2008-09-12)
Просмотров: 4936 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 7:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru