Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

Сила концентрации

«Крючки» для внимания

Вагон метро, все пассажиры читают детектив. Машинист по громкой связи объявляет:
- Граждане пассажиры! Станция конечная, освободите вагоны. Убийца – та самая старушка в шляпе, которая принесла цветы…!

Даже у людей с сильной волей внимание – вещь капризная. Внимание стремится к рассеиванию, его захватывают другие объекты, особенно когда интерес к старому объекту исчерпывается. Для того, чтобы помочь обрести своему вниманию «второе дыхание» полезно нарабатывать так называемые «крючки», цепляющие внимание и способствующие концентрации.

Известный факт – человека труднее всего оторвать от детектива. А также от приключений, мелодрам, спортивных матчей и от других произведений с неизвестной концовкой. Почему? Потому что авторами задействованы эти самые «крючки» внимания, интрига, зацеплен интерес – что будет дальше? И человек в сетях этой интриги судорожно дочитывает до последней страницы, внимательно смотрит до последнего кадра фильма, не уходит до последней минуты матча со стадиона. Еще великий писатель Жюль Верн делился секретами своего мастерства: «Особое значение в романе я придаю развязке. Если читатель догадывается, чем все закончится, то не стоит и писать!»

Интрига – это умелое задействование непроизвольной концентрации внимания человека. Внимание заинтригованного зрителя полностью подчинено сюжету. И этот факт грамотно используют авторы детективов, ТВ-программ, воротилы шоу-бизнеса и спорт-индустрии, которые уже целыми громадными «крюками» профессионально захватывают внимание, управляют интересом своего любимого зрителя, постоянно подогревают публику. В этом процессе каждый зритель, с подачи акул пера и монстров голубого экрана, ищет ответ на некий захвативший его главный вопрос:

Кто настоящий убийца?
За кого выйдет замуж Мария?
Останется ли в семье Дон Педро?
Найдут ли клад искатели приключений?
Уничтожит ли Терминатор спасителей человечества?
Спасется ли Ди Каприо на тонущем Титанике?
Кто выиграет, Спартак или Зенит?
Кого сожрут на сходке в шоу «за стеклом и иже с ними»?
Кто станет «последним героем»?

Но ответ на эти животрепещущие вопросы будет получен не сразу! Самое интересное произойдет только в конце – это закон жанра! И нет несчастному зрителю успокоения, пока интрига не разрешится!

Крючки для зацепки собственного внимания необходимо задействовать в этой методике. Главное в этом принципе – с помощью грамотной постановки вопроса научиться находить интересное во всем, а особенно в неинтересном. Если вы встретили что-то неинтересное, это говорит только о том, что вы не смогли его открыть.

Из психологии внимания известно, что наше внимание хуже воспринимает уже знакомые объекты, уже изученные предметы, явления привычного мира. Этот эффект мы каждый день можем наблюдать, когда ежедневно входим в свой офис или возвращаемся в квартиру. Как правило, мы лишь вяло-рефлекторно реагируем только на необходимые предметы, а большинство объектов вовсе не фиксируем. Но стоит чему-то поменяться, появиться новому предмету, новой безделушке на полке или хотя бы по-новому переставленной мебели – наше внимание начинает все это отмечать, удивляться и живо реагировать.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше появление в комнате дочери, в квартире бывшей жены или в кабинете негодяя-шефа осталось незамеченным, позаботьтесь о том, чтобы после вашего ухода все было, как прежде, чтобы вещи лежали на своих местах и никакая мелочь не поменяла своего расположения.

Наше внимание и интерес автоматически привлекает все новое, неожиданное, нестандартное, неизвестное. Суть метода в том, чтобы научиться постоянно держать искренний интерес к объекту с помощью новых интригующих вопросов-крючков для внимания. С помощью этих вопросов задействуется не только сила воли (или произвольная концентрация), но и стимулирующая интерес интрига – то есть  непроизвольная концентрация внимания. Это непростой, но очень творческий прием на управление своим вниманием, требующий некоторой душевной работы. Если вы освоите этот метод, вы станете настоящим хозяином своей концентрации внимания!

Предлагаем серию упражнений для развития этого мастерства – на разных объектах внимания.

Упражнение «Изучение предмета». Подойдет любой простой предмет: ручка, карандаш, зажигалка, ножницы. Задача – изучить его, как будто видишь впервые, все время заинтересовывая себя новыми деталями в этом предмете. Ищите новые и новые вопросы. Как это устроено? Почему такая форма? Из каких сделано материалов? Какая у него фактура? Какой он на ощупь? Как это работает? Что находится внутри? Для чего это может еще пригодиться? Как это еще можно использовать? Если вы могли поддерживать искренний интерес в течение 5 минут – это хороший результат.

Упражнение «Пламя свечи». Действительно, на огонь человек, как известно, может смотреть бесконечно долго, потому что пламя костра, камина, свечи постоянно меняет свою форму – на пламя смотреть интересно. Однако это глазами, а мыслями человек уже через минуту бывает очень далеко – в своих мечтах, образах, думах. В этом упражнении необходимо не только смотреть, но и думать о самом пламени, помогая своему вниманию крючками. Как изменяется форма пламени? Какие фигуры пламени чаще повторяются? Есть ли какая-либо закономерность? Где пламя светлее, где темнее? Что происходит с фитилем? Как изменяется воск в районе фитиля? И так далее. Контрольное время 10 минут.

Упражнение «Монета». Не секрет, что нумизматы любят и лелеют свою коллекцию. А за что? За что их любить, эти старые, истертые, почерневшие кругляши с неровными краями? Ведь гораздо лучше выглядят новенькие банкноты? Очевидно, что нумизматы умеют видеть больше, чем открывается невнимательному глазу. Они умеют за монетой увидеть целую жизнь. И даже жизнь людей и целой эпохи. Найдите старинную монету и понаблюдайте ее в течении нескольких минут. Интригуйте свой интерес внутренними вопросами.

Как ее изготовили? Что изобразили на ее сторонах? Почему изобразили именно эти рисунки и надписи? Какие люди жили в ее эпоху? Много она для них означала или мало? Что можно было на нее купить? Кто держал ее в руках? Сколько у нее было владельцев? Чем эти люди жили? Как они были одеты? Сможете ли вы разглядеть некоторые тайны этой монеты?

Упражнение «Смогу ли быстрее?». Это упражнение хорошо сочетать с рутинными или трудными делами, которые не хочется делать. Например, мыть посуду, наводить порядок, делать однообразную или скучную работу. Заинтересуйте себя соревнованием самим с собой на время. Смогу ли я делать это быстрее, чем раньше? Заметьте время и скомандуйте на старт, внимание, марш. Все время стимулируйте себя соревнованием – сделать быстрее, чем раньше.

Упражнение «Промежуточная цель». Любая длинная дорога состоит из конечного количества шагов. Каждый раз, опять же при рутинной или трудной работе, ставьте реально достижимую за короткий промежуток времени цель. И ставьте задачу достигнуть эту промежуточную цель как можно быстрее и качественнее. По принципу – а слабо мне? И мотивируйте, поощряйте себя каким-либо призом за достижение этой цели! Хотя бы отдыхом.

Упражнение «Прогулка». Это упражнение имеет прямое отношение к упомянутому выше «объему внимания». Удобно выполнять во время прогулки по парку или по любимой улице. Вы идете и осознанно наблюдаете тремя главными каналами восприятия окружающий мир. Задача следующая. Постоянно переключать фокус внимания по трем ключевым опорам – «вижу, слышу, ощущаю». Вижу, слышу, ощущаю. Вижу – несколько секунд с повышенным вниманием отмечаете все, что попадает в поле зрения. Люди навстречу, асфальтовая дорожка, лужи, деревья, облака, дом вдали. Слышу – переводите фокус внимания на слух. Что именно слышу? Голоса, шум автомобилей, ветер в листве, чириканье воробьев. Ощущаю – прикосновение одежды к телу, неровности дорожки ногами, ветерок по лицу, сердце стучит, хорошее настроение. Сканируете фокусом внимания по всем трем каналам восприятия, просто наслаждайтесь чувствами и через некоторое время попробуйте соединить их вместе – то есть воспринимать информацию по всем каналам практически одновременно. Если хотя бы фрагментарно получается чувствовать все вместе, объемно, это неплохой результат.

Теперь несколько упражнений с использованием людей или изображений, в качестве реквизита.

Упражнение «Живая картина». Подсчитано, что обычный посетитель музея посвящает одной картине только 7-10 секунд. А сколько времени и труда туда вложил художник? Настоящие же ценители живописи или профессионалы могут провести перед картиной десятки минут. Потому что они разбираются, они понимают, они умеют видеть тонкости и нюансы, которые туда вложил автор. А если это шедевр, например, «Джоконда», то этот шедевр может разговаривать с искушенным зрителем чуть ли не часами!

Это упражнение лучше практиковать в музее, но годиться и альбом с репродукциями. Выберете достойную вашего внимания картину и сосредоточьтесь на ней. В процессе рассматривания, особенно, когда внимание ослабевает, ищите для себя новые и новые вопросы, которые будут возвращать ваш интерес к этой картине:

Что является главным на этой картине? Какая фигура, предмет, форма?
Что является второстепенным, дополнительным в этой картине? Как это работает на главное?
Почему именно такая композиция, расположение фигур на полотне? Возможно ли было изобразить по-другому?
Какое состояние, настроение несет картина? Какие чувства, эмоции, ощущения она рождает в зрителе?
Что именно понравилось и привлекло в этом полотне?
Какую главную мысль хотел донести художник до зрителя? Что он хотел сказать нам?
Что было до этого? Что происходило за несколько секунд, минут, часов в этом сюжете?
Как будут развиваться события? Что будет с персонажами через несколько секунд или минут?
Какие можно заметить отношения у персонажей между собой?
Почему именно эти краски и этот стиль выбрал художник? Что бы вы захотели изменить, подправить на его месте?
Какие новые неочевидные детали и тонкости, продуманные художником, вы сможете заметить в этой картине?
Хорошо, если вы сумеете заинтересовать себя картиной хотя бы на 10 минут и научитесь видеть живопись новыми глазами.

Упражнение «Средневековый портрет». То же, что и с картиной, но с жанром портрета. Ищите раскрывающие и интригующие свое воображение вопросы:

Почему именно этого человека он изобразил?
Чем он был для этого художника особенным и интересным?
Почему именно так повернута голова? Именно такой фон?
Что может сказать одежда персонажа?
Какие дополнительные детали и зачем художник внес в полотно?
Какой у него был темперамент, характер?
Это был эмоциональный или спокойный человек? Общительный или замкнутый?
К чему у него могли быть способности? 
Ранимый это был человек или нет? Что его радовало, а что раздражало?
Чем он занимался по жизни? Какая у него была профессия?
Какова была его личная жизнь? Была у него семья, дети?
Как он общался, говорил, слушал, улыбался?
Как проходили его дни?

Разгадайте замысел художника – что же он хотел этим портретом сказать нам, потомкам?

Упражнение «Психологический портрет». Также тренируйтесь на фотографиях – наших современников или уже ушедших людей. Можете использовать фотографии случайных людей, еще интереснее проникать в личности знаменитостей. Найдите непостановочные, жизненные фото президента, любимого музыканта, певца, актера, художника. Тренируйтесь с помощью наводящих вопросов из предыдущего упражнения и ищите новые. Не только глаза являются зеркалом души, но и все лицо человека. Если уж по ладони можно определить судьбу и характер, то по лицу тем более – это наука физиогномика вам подтвердит. Кроме того, портрет человека был схвачен в какой-то момент жизни этого человека, поэтому на лице отражается не только сам характер личности, но и этот момент и реакция на внешние события. Каков психологический портрет этой личности? Интригуйте себя вопросами – и вы научитесь читать лицо, как книгу!

Упражнение «Фотография на стене». Годится и фотография в альбоме. Теперь вместо картины используйте фотографию близкого человека – отца, матери, родственника, друга или просто знакомого человека. Что-то вы будете вспоминать, что-то домысливать и разгадывать.

Каким я знаю, помню этого человека?
Какой у него характер?
Что сейчас означает выражение его лица?
Где это было снято, что происходило?
Что он чувствует в эту секунду?
Что происходит с его чувствами?
Как я к нему относился?
Как он ко мне?
Что я в нем люблю?
Что я в нем не люблю?
Чему я у него могу научиться?
Даже виртуальное общение с близкими людьми – тоже ценность.

Упражнение «Автопортрет». Теперь в качестве объекта внимания возьмите изображение свого лица. Рассмотрите его как другой человек – со стороны. Что вы можете сказать об этой личности? Какой он? Чем интересен? Что сейчас чувствует? Что можете поведать об этом человеке, ориентируясь только на фотографию, а не на свою информацию из совместной жизни? Достоин ли этот персонаж украсить собой картинную галерею?

Упражнение «Зеркало для героя». Рассмотрите свое лицо в зеркале. Но не буднично-привычно, как во время наведения утреннего марафета, а по-новому. Рассмотрите, как картину средневекового человека в галерее. Что нового сможете увидеть в своем портрете?

Упражнение «Столб света». Представьте, что человек, с которым общаетесь, находится в столбе света, как в фильме «Привидение». Более того – он практически святой. И вы хотите не пропустить ни одного слова, звука, движения его глаз и мимики. Он очень важен для вас! Все, что он говорит, имеет огромное значение! Пока вы будете верить в эту картинку, ваше внимание будет полностью приковано к нему. И вы будете замечать в его поведении и речи малейшие нюансы.

Упражнение «Интересный Человек». Это следующая серия предыдущего упражнения. Навыки с картинками переносим на окружающих людей. Большинство из нас привыкло делить людей на интересных и не очень. На тех, с кем интересно общаться и с кем не хочется. Но неинтересных людей нет – есть наше неумение их по-настоящему увидеть. К сожалению, те люди, которые не умеют интересоваться другими людьми – как правило, центрированы на себе. Это, в ответную сторону, делает их неинтересными для других людей. Если вы умеете заинтересовывать себя своим собеседником, каким бы он далеким и чужим не казался, вы совершаете маленькое чудо. И обязательно будете вознаграждены, как минимум, симпатией партнера. Для этого не сколько упражнения, сколько правила по жизни, актуален круг вышеприведенных вопросов. Кроме этого, я рекомендую еще несколько стимулирующих вопросов, помогающих удерживать внимание на собеседнике:

Что нового, необычного я могу сейчас в нем увидеть?
Какие отличия от него вчерашнего?
Как изменился его облик, голос, настроение, поведение?
Как он строит речь?
Есть ли что-то, еще мною не замеченное в походке, жестикуляции, манере держаться?
Что сейчас его волнует, заботит, тревожит?
Какие интересные мелкие детали я могу заметить?

Какие у него цвета глаза?
Какие ресницы? Радужная оболочка?
Чем необычен овал лица? Форма носа?
Какие особенности у линии губ? Какие есть морщинки? Какая прическа?
Какие я увижу малозаметные детали в одежде?
Какие полутона можно заметить в голосе?
Есть ли еле уловимые привычки поведения?

Проявляйте креативный подход в поиске цепляющих вопросов! Если вы освоите эту методику, вы будете разбираться в людях не хуже психологов, следователей и жуликов.

Упражнение «Ассоциации». Посвящаете несколько минут поиску ассоциаций на человека в поле зрения. Какие ассоциации он у меня вызывает? На кого, на что похож партнер по общению?

Какие ассоциации из живого и неживого мира?
На кого он похож из известных людей? Из знакомых?
Если бы он родился животным, то каким?
Если бы он был предметом, то каким?
В какой эпохе ему больше всего подошло бы жить?
Как бы я бы его нарядил, какой костюм ему больше всего бы пошел?
Какая профессия ему больше всего бы подошла?
Если бы я брал его на работу, то на какую должность?
И так далее. Развивайте ассоциативное мышление!

В завершение веселое упражнение на концентрацию внимания для компании без комплексов.

Упражнение «Луноход – 1». После того, как все согласятся играть, усаживаете компанию в круг. Первого водящего можно выбрать жребием или им может стать доброволец. Водящий становится на четвереньки, и начинает ходить на четырех конечностях по кругу, подавая сигналы космическим голосом:
- Я Луноход – 1. Я Луноход – 1. Как слышно, прием?
Задача игры – не рассмеяться. Отвечать с Земли можно, но смеяться и даже улыбаться нельзя. Тот, кто раскололся, присоединяется к водящему, тоже ходит на четвереньках и подает сигналы:
- Я Луноход – 2. Я Луноход – 2. Как слышно, прием?
Так до тех пор, пока не останется самый стойкий. Он и является победителем игры. Если  участники на Земле слишком хорошо держаться, Луноходы должны их больше провоцировать и усложнять им задачу, вступая с ними в коммуникацию. Например:
- Земля, я Луноход – 3, у меня на пути встретилось неизвестное существо. Прошу инструкцию…

В заключение хочу напомнить, что высокая личная эффективность невозможна без высокоразвитой концентрации внимания. Поэтому желаю вам успешно работать над этим качеством великих людей, применять его в жизни и достигать успеха в жизни!

www.ustinow.ru

Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2009-01-16)
Просмотров: 1162 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 10:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru