Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Школьный психолог

УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ: нужно ли возвращать?
      Уже говорил: не веду статистику. Темы писем - вопросы, проблемы, просьбы, сюжеты обращений - как оно летит в почту ко мне, так и летит - потоком, по полочкам не раскладываю, только для ответов да будущих книг распределяю слегка... Но волей-неволей статистика складывается в голове, складывается интуитивно из густоты, частотности обращений - таких-то или таких-то. И если опять спросите (много раз отвечал), какая тема самая частая, какой вопрос, какое ожидание, упование, надежда, мольба, - то опять отвечу: тема-чемпион, всем темам тема - в одном слове: ВЕРНУТЬ.
      Как вернуть?
      Если б деньги - проще всего... Подставляем ожидаемые слова: мужа, парня, любовника... Жену, любовницу, девушку... Реже: друга, подругу. Совсем редко: родителя, а как казуистика - даже бабушку или дедушку.
      Дело, стало быть, идет в основном о возвращении беглеца или беглянки любви. Были вместе. Хорошо было ли, плохо ли, совсем худо или не поймешь как - результат: ушел (ушла), сбежал (сбежала), оставил (оставила), бросил (бросила)... Обычнейшая из жизненных историй. Разрыв либо внезапный, либо долгий, мучительный, с возвращениями и новыми расставаниями, с изменой (изменами) или нет - но разрыв и боль. Жуткая боль. И одно лишь желание, одна мысль, одна цель - вернуть, во что бы то ни стало вернуть... Как, как вернуть? Как начать все с начала или не с начала, или не все - но вернуть, вернуть!!! Без него (нее) не могу, помогите, тысячу раз помогите...
      Знакомо, многажды пережито... Хоть и уйма наивности, глупости и вульгарнейшего эгоизма навалом прет из этого рода корреспонденции, отношусь к ней серьезно. За голову хватаюсь подчас от неадекватности всенародной, но далек от того, чтобы хоть намеком поставить под сомнение подлинность боли, горя, ужаса и отчаяния тех, кто пишет - страдалиц и страдальцев, отвергнутых, оставленных, брошенных... Жалко, всех вместе и каждого по отдельности жалко до умопомрачения - и как раз ЗА умопомрачение-то и жалко всего более... Потому что никто, ну никтошеньки из нас, соболезные мои, не то чтоб не мыслит ясно в таком положении и состоянии, а просто же напросто не мыслит вообще, ну ни на волосок. Эмоций лава кипящая, сожигающая на пути своем всякое разумение, и более ничего. Интеллектуал, кинутый вертихвосткой, так же беспомощен, как вертихвостка, кинутая подонком, только еще более жалок...
      ...а боль не сразу
      сначала суета,
      сначала разум
      найдет уловки,
      станет ворожить,
      раскинет, что необходимо жить
      по средствам,
      то бишь трезвой полумерой
      стравив полунадежду с полуверой
      террором пола вытравить любовь,
      но разум попадет не в глаз, а в бровь,
      поскольку пола вовсе не имеет
      и лик судьбы впотьмах не лицезреет
      а боль потом...
      сначала сизый мрак,
      в котором друг не друг
      и враг не враг,
      а только птиц назойливых порханье,
      короткое предсмертное дыханье
      в наркозе ядовитых сигарет,
      начало сна... сначала просто бред,
      а боль потом...
      не боль, а пустота,
      бездонная, слепая...
      нет, не та,
      что из пространства
      исторгает прану,
      а та, последняя,
      что обжигает рану
      улыбками,
      вращением колес,
      сиянием алмазных полуслез,
      крестами,
      гороскопами,
      стихами,
      отсутствием стекла
      в оконной раме...
      По той же интуитивной статистике: письма разряда "помогите вернуть" чаще пишут представительницы прекрасного пола, но представители сильного отстают не слишком. Соотношение примерно 3:1.
      Редкий день обходится без обращения по сему поводу. Как правило, множество деталей, доскональных подробностей - как оно было, что сказал, что говорила... Грузилово невпроворотное, мутное, бестолковое, и что характерно - настоящего портрета беглеца или беглянки, как правило, нет, вместо него размытое нечто. Каковы были характеры и мотивы действующих лиц, как разворачивался психологический сюжет, остается гадать. А требуется "помочь разобраться" (это для самых думающих) и обязательный рецепт "как вернуть". Вот и думай.
      Так вот же он вам, рецепт, милые мои - сразу всем, скопом:
НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ
      Ни в коем случае. Никогда. Не возвращайте ушедшего (ушедшую) - ни при каких обстоятельствах. Ни внешними действиями, включая и разговоры-уговоры-мольбы-обещания, и всяческие доказательства своей нужности и любви, хорошести и незаменимости, и разные формы насилия, хитрости и обмана, вплоть до любовной магии и приворотов (туфта гнусная, лохоловство, циничнейший психобизнес на слепой дури!). Ничего этого - никогда! Не возвращайте и внутренними усилиями - что-то в себе изменить, исправить, чтобы вернуть - ни мыслями, ни молитвами, Наверх адресованными, чтобы вернули - сюда, к тебе... Не о том надо молить, и не о забвении даже. О том лишь, чтобы осмыслилось...
Вот что поймем - главное: если уходит человек, если оставляет нас, покидает, бросает, если и предает (слова с любыми эмоциональными знаками и подтекстами подставляем неограниченно) - значит, ЕМУ (ЕЙ) это нужно.
      Значит, ЕГО (ЕЕ) судьбы ветер в эту сторону дует. ЕГО (ЕЕ) это характер, ЕГО (ЕЕ) жизненная стезя, ЕГО (ЕЕ) перевел Событийный Стрелочник с одного пути на другой.
      Понятно ли?..
      Тебе события рисуются на твоей точечной горизонтали узко-эмоционально - в основном в терминах "кто виноват". Кто первый начал, кто больше наломал, кто меньше видел или хотел понимать, кто дрался, кто пил, кто гулял, кто верил, кто изменял, ревновал... Кто-то виноват больше, кто-то виноват абсолютно... Или никто, но... Оно все, может, и так или не так, но главное-то не в этом, поверь.
      Главное в том, что поезд ушел, и возвращать его или догонять - безнадежная глупость, жалкое безумие. Главное в том, что не тот это поезд, не твой. Или изначально не тот был, или только недавно так стало - но вот: не тот поезд уже, номер другой, иной уже у него маршрут, может, вообще в депо идет...
      Пойми: не тебя покинули, а себя сменили, как временное жилье. Не от тебя ушли - от себя. Человек ни от кого не уходит, кроме как от себя. На сей раз - от себя под видом тебя...
      Очень многие в поиске себя бегут от себя или бредут, или ползут - на того же (на ту), от кого уходят (это может быть и человек, и страна, и работа), проецируют свой негатив. Ветром уносит их, и изнутри дует ветер этот.
      Не копируй безумство миллионов и миллионов оставленных - не возвращай, не удерживай - нет в этом смысла, есть только саморазрушение. Скажи опыту спасибо, по-тихому соберись и строй свою жизнь сызнова, живи дальше.
Спутник твой уносит ноги?
Значит, вам не по дороге.
Жизнь померкла без любви?
Отдохнет любовь. Живи.
      Вот еще некая статистика, в нее входит и мой личный опыт.
      Из десяти случаев, когда кто-то от кого-то уходит, возвращаются назад в одном - двух, около того. Не густо, но все же бывает. И если возвращаются - внимание, это очень важно! - то возвращаются ТОЛЬКО САМИ: по собственному желанию, собственному решению, собственному эмоциональному колебанию или (гораздо реже) - по зрелому размышлению и продуманному решению. САМ, только сам. САМА, только сама. Никто повлиять на это не может, и ты, кого кинули, - меньше всех. Напротив - внимание! - если будешь пытаться влиять - задавишь, убьешь и те малые шансы на САМОСТНОЕ возращение, которые, быть может, и есть, но должны, чтобы не исчезнуть, оставаться для тебя тайной, как для Орфея лицо возвращающейся Эвридики. Как миг твоего зачатия...
      Бывают иногда и случаи вынуждаемого, насильственного возвращения, под тем или иным давлением (ребенок, здоровье, жилье, репутация, деньги...). Ничего хорошего из этого не получается - случаи стопроцентно дохлые. Возвращенные либо снова уходят, опять разрыв - еще хуже, еще больнее и унизительнее; либо остаются и продолжают жизнь как бы вместе, но жизнью, какой и врагу не пожелаешь.
Любовь измеряется мерой прощения,
привязанность - болью прощания,
а ненависть - силой того отвращения,
с которым мы помним свои обещания...
      Эти строчки, написанные мной в двадцать семь лет, обильно цитируются в интернете и кому только ни приписываются, даже Оскару Уайльду. Сейчас я припомнил их из-за двух последних - "а ненависть..." Вот-вот - ненависть. Никому никогда не надо напоминать его (ее) обещания, тем паче любовные.
      Дважды в моей жизни и от меня уходили, а я ветру давал сдачи, яростный рокоборец - я возвращал унесенных, безумно и тупо. Казалось бы, что-то смыслил, что-то умел... Вот результат: возвращенные меня снова кинули, все равно унесло, все равно расстались. И слава Богу! Идиотское мероприятие! Цели не достигло, здоровья, радости и самоуважения не прибавило...
      Чем далее, тем спокойней и радостней понимаю: и нужно было расстаться, все правильно, не мои были люди, не те, и хорошо, что слиняли, туда и дорога. Жутчайшая боль, депрессюга, отчаяние одиночества - поделом, а что ж, разве подобная операция не должна быть болезненной? Анестезия при операциях на судьбе - только смерть. Быть может, с точки зрения Стрелочника, идиотское мероприятие тоже для чего-то понадобилось, для стихов хотя бы...
      ...Катятся малые расставания
      перед большим, как мячи...
      если жить наперед,
      если знать все заранее,
      то зачем нам врачи...
      Закипает и пенится,
      не сгорит, не закончится
      это вечное море живое, тоска.
      Я любил и люблю.
      Бог творит что захочется.
      Жизнь как выстрел мгновенна.
      Смерть как воздух близка.
      Говорю вам:
      не будет от страсти лечения,
      равновесия нет у земных коромысл,
      жизнь любого из нас
      не имеет значения,
      лишь безмерный безмолвный
      неведомый смысл.
      Нет, мой стих мою жизнь
      не хранит, не итожит,
      это все про другого,
      убили его...
      Но однажды, я знаю,
      развязку отложит,
      но однажды возьмет
      и кому-то поможет
      слабый голос отчаяния моего,
      сладкий голос отчаяния...
      ...Катятся малые расставания
      перед большим, как мячи...
      шлю вам несколько знаков
      любовного узнавания,
      чтобы выжить в ночи
      ... Ну как, полегче?.. Не в смысле боли, а в смысле дыхания?
      Если стало что-то малость понятнее и хоть чуть-чуть легче дышать, значит, попал по адресу и не зря. Значит, все будет так, как должно быть, даже если будет иначе. Все образуется.
***
      До скорой встречи, друзья - и еще раз спасибо всем тем, кто помог нам за прошедшие дни или поможет, когда сможет.
 
Всего светлого!
 
автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru
 
Категория: Школьный психолог | Добавил: collegy (2009-01-31)
Просмотров: 1210 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-03-19, 7:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru