Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Технология критического мышления. Приемы работы на уроках истории в среднем звене.
Технология критического мышления. Приемы работы на уроках истории в среднем звене.
В 5-м классе начинать работу необходимо с самого понятия «ассоциации». Ассоциация это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. На простых примерах практически на любом уроке в начале изучения темы спрашивают детей, какие ассоциации вызывает у них слово. В ответ будет дан длинный ряд слов, понятий, имен. Поясняю, что все они так или иначе встретятся при изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас. Например на первом же уроке в пятом классе ассоциации к слову история: «наука, ученые, археологи, прошлое, древность, раскопки, наскальные рисунки, иероглифы, камень, карта» и т.д. Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений. Кроме того такое задание поможет выяснить базовые знания учащихся по вопросу. После изучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколько изменился список ассоциаций. Не стоит забывать что пятиклассники обладают целостным миропредставлением и своеобразным мироощущением. Для детей мир един и целостен : цветок на клумбе, бабочка на цветке, мама, склонившаяся вместе с ним над цветком и бабочкой, и дождь, вдруг спугнувший их всех – все это один, огромный, звенящий, цветной и пахнущий мир. Поэтому список ассоциаций может удивить и потребовать дополнительного разъяснения.
Приведем пример такой работы в 5 классе. Учащимся предлагается выписать в столбик слова-ассоциации к понятию «петроглифы»: эпоха бронзы, Наскальные рисунки, исторические памятники, Тамгалы, «Всемирное наследие». Далее ребята могут составить рассказ, используя ассоциации как опорные слова. Еще один вариант работы - задание «убрать лишнее слово». На самом деле такое задание может быть не простым, как кажется на первый взгляд: «Какое ремесло не получило широкого распространения в городах средневекового Казахстана? Кузнечное дело, гончарное дело, резьба по кости, резьба по дереву, стеклодувное дело, ювелирное дело и т.д.
В 6 и 7 классах при изучении нового материала можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либо конкретным понятием. Например, на уроке № 19 в 7 классе курс всемирной истории учащиеся составляют ассоциативный ряд к слову «мануфактура». После составления ряда ученики работают с текстом, а затем анализируют, насколько верными оказались их ассоциации. На следующем уроке это же задание можно использовать в качестве проверки домашнего задания индивидуально. В 7 классе учащиеся справятся с более трудной задачей - составить определение, используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляют ассоциативный ряд какого-либо понятия или термина по мнению родителей. Начинать работу по изучению нового материала можно с работы с заголовками. Например, проанализировать заголовок параграфа или пункта параграфа, выделить в нем ключевые слова, наметить, на какие вопросы надо получить ответ. По изучению материала ученики могут предложить свое название текста.
В 7 классе при изучении темы «Культура народов Европы 15-17 веках» составление ассоциативного ряда можно предложить к названию темы «Эпоха Возрождения». Тем более что в учебнике определение понятия нет. Выход будет следующим:
• если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Еще один прием работы по технологии критического мышления составление синквейна. Прием достаточно сложный, используется в старших классах. Синквейн это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание ;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Подготовка к такому виду работы проводится уже в 6 классе. Повторение понятий «прилагательное», «глагол», «предложение» - межпредметная связь с курсом русского языка. Составление синквейна следует начинать конечно не в стихотворной форме. Кроме того, синквейн – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала. Четверостишие может быть в шуточной форме. Пример работы, которую выполнили учащиеся шестого класса при изучении темы «Зарождение в Афинах демократического строя» :
1 строка -- демократия, 2 строка -- первая древняя 3 строка -- избирать, судить, править, 4 строка -- А потом пришел Солон, жизнь народу облегчил конечно он. 5 строка -- прогресс.
Пример работы, которую выполнили учащиеся седьмого класса при изучении темы «Крестьяне в средние века.» :
1 строка -- крестьяне, 2 строка -- зависимые и вольные, 3 строка -- отрабатывать , платить, пахать, 4 строка -- Феодалы в те века часто били мужика. 5 строка -- выживание.
Так как синквейн достаточно не простой вид заданий, на этом этапе урока важно заинтересовать детей, может даже заинтриговать. Тогда у детей появляется потребность что-то понять, их мышление начинает работать с проблемы, вопроса, с удивления или недоумения.
Учитель истории гимназии № 132 города Алматы Завадская И.А.
Категория: История | Добавил: istorik (2010-01-15) | Автор: Ирина Завадская
Просмотров: 7765 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru