Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

«Учебные экскурсии в преподавании истории»
В последние годы в преподавании истории шире стали применяться учебные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры.
Исторические экскурсии осуществляют принцип наглядности преподавания истории, помогают накапливать конкретно-образный материал.
Назначение экскурсии – вызвать интерес к теме, обогатить наглядным материалом изучаемое.
В зависимости от роли и места исторических экскурсий в учебном процессе различают учебные экскурсии (по изучению нового материала), повторительно-обобщающие и, наконец, вводные (к учебной теме). Повторительно-обобщающие и вводные экскурсии по своему содержанию могут быть обзорными и тематическими.
Программа требует, чтобы учитель, привлекая на уроках региональный компонент, подтверждающие основные положения и выводы истории.
Основным средством познания местного края являются краеведно-исторические экскурсии.
Это – археологические экскурсии не только в музеи, но и в места расположения стоянок, курганов. Посещение памятных мест, улиц и площадей, досмотр памятников материальной культуры.
Учащиеся нашей школы под руководством учителей истории подготовили такие экскурсии: «Исторические памятники города Семей», «Экскурсия в музеи нашего города», «Путешествие в край великих», «Маршрут выходного дня. Улица Абая».
Сколько впечатлений осталось у учащихся от дальней экскурсии в Астану: «Новая столица очаровала школьников, всё приводило детей в восхищение…». Стали традиционными для учащихся нашей школы дальние (однодневные) экскурсии в Жидебай. Эта экскурсия плановая в соответствии с программой по курсу истории Казахстана в 8-х и 10-х классах.
Тема экскурсии «В край великих талантов», цель её в конкретизации имеющихся знаний о жизни и деятельности Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова и Шакарима Кудайбердыева.
Объектами экскурсии являются музей Ауэзова в Борли, музей Абая и Мемориальный комплекс, памятник Енлик – Кебек. Маршрут экскурсии компактен, все объекты находятся друг от друга на незначительном расстоянии.
Деятельность школьников на экскурсии весьма разнообразна. Они наблюдают показываемый им объект, слушают учителя, делятся впечатлениями, высказывают суждения, фотографируют.
Вся самостоятельная деятельность учащихся на экскурсии организуется и направляется учителем. Как показывает опыт активные действия самих учащихся на экскурсии лучший путь формирования их мировоззрения. Экскурсия в Жидебай – 2009 года завершилась созданием видеоролика «Путешествие в край Великих».
Можно использовать иные формы: сочинения и сообщения в классе по материалу экскурсии.
При изучении нового материала, используя метод учебной экскурсии, учитель должен продумать тему и задания какие следует дать учащимся.
Для учащихся
5 класса разработана экскурсия по теме «Наша Родина - Казахстан»
6 класса – «Жизнь первобытных людей» и «Археологические памятники эпохи бронзы»
7 класса – «Путешествие в средневековый город» и «В поисках загадочной Индии»
8 класса – «Основание крепости Семипалатной»
9-10 классы – «Уроки – путешествия по странам мира».
Задания получают чаще отдельные группы по 2-3 человека, реже индивидуально. Учитывается при распределении задания их подготовка, интересы, наклонности. Способы выполнения учащиеся могут выбрать сами.
Для активизации умственной работы пятиклассников учитель-экскурсовод может задать такие вопросы: «Велика ли земля казахов?», «Чем привлекает земля Казахстана иностранных инвесторов?» и т.д.
Широко используются задания на сравнения и противопоставления:
«Что есть общего и в чём различие современного города (например, Семея) и средневекового?», «В чём различия в организации системы образования в Англии, Германии и Казахстане?» и т.д.
При изучении материала истории на экскурсии, учитель должен максимально активизировать их самостоятельную творческую работу и подвести к формулированию выводов и обобщений.

Использованная литература:

1. А.Ф. Родин «Экскурсионная работа по истории», Москва, «Просвещение» 1965
2. Сборник статей «Кружковая работа по истории и обществоведению», Москва, «Просвещение» 1984

Категория: История | Добавил: Лариса (2010-02-15) | Автор: Лариса E
Просмотров: 3510 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 6:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru