Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок "Развитие науки и литературы Казахстана в период расвета средневековья"
Урок в 7 классе на тему:
Развитие науки и литературы на территории Казахстана
в период расцвета средневековья.
Андреева Наталья Михайловна, учитель истории, НП ЦО «Лицей «Столичный»
г. Астаны
Цель: Выделить основные черты развития науки и литературы на территории Казахстана в изучаемый период.
Задачи:
1. Сформировать представления об особенностях жизни и деятельности представителей науки и литературы Казахстана периода расцвета средневековья.
2. Продолжить формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками, умение публичного выступления. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать стремление к познанию, на примерах жизни известных людей показать важность знаний, самообразования и самовоспитания в жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-пресс-конференция.
Оборудование: слайд-презентация с портретами «гостей», элементы костюмов для участников конференции, таблички с названиями СМИ.
Этапы урока: подготовительный, вводный, основной, завершающий

Ход урока:
1.Подготовительный этап (опережающее домашнее задание):
Задания для подготовки к уроку – пресс- конференции:
Журналисты- Придумывают название СМИ, которое они представляют и, в соответствии с названием, используя учебник и дополнительный материал, составляют вопросы для участников пресс-конференции.
Гости ( ученые и поэты X- XII веков )- готовят рассказ о фактах из своей биографии и о своих достижениях, продумывают костюмы.
Эксперты - Оценивают выступления гостей и вопросы журналистов.
Пресс-секретарь (учитель)- готовит вступительное слово, представляет участников пресс-конференции, подводит итоги.

2. Вводно-мотивационный этап.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте представим, у нас появилась возможность совершить путешествие в средневековый Казахстан и встретиться с деятелями культуры X-XII веков. Имена этих людей известны уже на протяжении десятка веков. Чем же особенным они отличались? Какой вклад внесли в историю нашей страны и в мировую историю? Как они достигли таких высот? Постарайтесь задать им интересующие вас вопросы и узнать о самых главных фактах их биографии. Итак, начнем нашу пресс-конференцию.
3. Изучение нового материала (пресс-конференция)
Сегодня у нас присутствуют следующие представители культуры средневекового Казахстана:
1. Абу Насыр аль-Фараби
2. Абу Райхан аль-Бируни
3. Махмуд Кашгари
4. Юсуф Баласагуни
5. Ахмед Иугнеки
6. Ходжа Ахмед Йассауи

Итак, нашу пресс-конференцию можно считать открытой, выслушаем каждого гостя, представители прессы могут задавать вопросы нашим гостям.
Перед участниками пресс-конференции выступают по очереди учащиеся, представляющие деятелей культуры средневековья. После каждого выступления журналисты задают вопросы, а остальные учащиеся оценивают выступление и вопросы журналистов.
Представители прессы:
1. журнал «Вопросы истории».
2. газета « Средневековая правда»
3. интернет –издание « Голос прошлого»

Лист оценки выступлений (в виде таблицы для учащихся экспертов):
1.Ученик, представляющий деятеля культуры
2.Качество выступления (оценка, комментарии)
3.Журналисты, задававшие вопросы.
4.Качество вопросов( оценка, комментарии)
(Результаты заполнения озвучиваются в конце урока)

4. Закрепление знаний (подведение итогов пресс-конференции).
Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Давайте вернемся в класс и подведем итоги нашей беседы с представителями культуры средневекового Казахстана.
Вспомним вопросы, поставленные в начале урока. Чем особенным отличались люди, побеседовать с которыми мы имели честь? Какой вклад они внесли в историю?
Мы узнали, что (учащиеся перечисляют полученные знания, учитель выбирает главное и записывает на доске):
1 В X-XII веках наблюдается расцвет культуры на территории Казахстана.
2. В X веке жили выдающиеся ученые-энциклопедисты - Абу Насыр аль-Фараби и Абу Райхан аль-Бируни. Энциклопедисты - это ученые, обладающие универсальными знаниями.
3. В этот период многие произведения писали на арабском языке, а Махмуд Кашгари в своем «Словаре тюркских наречий» доказал, что тюркский язык очень богат и ничем не уступает арабскому.
4. Юсуф Баласагуни задумывался о том, каким должно быть государство и общество. Об этом он написал в книге « Благодатное знание». Данный труд был высоко оценен правителем Караханидов и Юсуф Баласагуни получил звание советника правителя.
5.Ахмед Иугнеки в книге «Дар истины» призывал людей быть честными и добросердечными.
6. Ахмед Йассауи был глубоко религиозным человеком, призывал своих последователей вести скромный образ жизни, думать о добрых делах и поступках, а не о материальных ценностях.
А как они достигли таких высот? Что им помогло?
( В беседе учащиеся приходят к выводу о важности знаний в жизни человека, о том, что глубоких знаний можно достичь только путем упорного труда).

5.Выставление оценок. А теперь давайте подведем итог работы журналистов и оценим качество выступлений учащихся. Учитель зачитывает комментарии к выступлениям, данные учениками и выписывает оценки на доску. На основании выставленных оценок выводится общий балл. Учитель также комментирует выступления и ставит рядом собственную оценку.

6.Домашнее задание
Мы провели сегодня необычный урок, но не стоит забывать, что задача любого урока - это получение знаний. В качестве домашнего задания я предлагаю вам задания разного уровня сложности. Задания уровня А и В предполагают работу с учебником и оцениваются «4» баллами, задания уровня С предполагают работу с дополнительными источниками. Правильное выполнение данного задания оценивается «5» баллами. Испытайте свои силы и проверьте, как вы усвоили изученный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Разноуровневое домашнее задание
Уровень А.
1.В связи с распространением ислама на территории Казахстана литературные и научные произведения стали писать на
А) латинском языке В) тюркском языке С) арабском языке D) согдийском языке
2.Ученый энциклопедист, «второй учитель» после Аристотеля
А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни
С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи
3.Ученый –энциклопедист, за 500 лет до Коперника научно доказал гелиоцентрическую систему мира и за 600 лет до Ньютона –закон всемирного тяготения
А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни
С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи
4. Автор труда «Словарь тюркских наречий», первопроходец в изучении тюркских языков
А) Юсуф Баласагуни В) Ахмед Иугнеки
С) Сулеймен Бакыргани D) Махмуд Кашгари
5. Юсуф Баласагуни является автором научного труда, отображающего общественную жизнь тюркоязычных народов XI века и носящего название
А) « Дар истины» В) «Благодатное знание»
С) «Словарь тюркских наречий» D) «Книга о премудрости»
6. Поэт эпохи Караханидов, прозванный в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов»
А) Юсуф Баласагуни В) Ахмед Иугнеки
С) Сулеймен Бакыргани D) Махмуд Кашгари
7.Проповедник исламской религии в Казахстане, ученик Арыстан-Баба
А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни
С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи
8. Великий поэт, известный в народе как Хаким-ата
А) Махмуд Кашгари В) Сулеймен Бакыргани
С) акын Али D) Юсуф Баласагуни
9. Произведение Ходжи Ахмеда Йассауи, в котором бичуется несправедливость окружающего мира и изворотливость подхалимов
А) « Дар истины» В) «Благодатное знание»
С) «Словарь тюркских наречий» D) «Книга о премудрости»
10. Поэма акына Али, в которой воспеваются честность и преданность в любви, полная религиозных мотивов
А) «Жусуп-Злиха» В) «Дар истины»
В) « Благодатное знание» С) « Книга о премудрости

Уровень В.
Заполните пропуски в таблице (оригинале задание в виде таблицы).
Ученый, поэт Название труда Характеристика деятельности
Абу Насыр аль-Фараби «Возникновение наук» ?
? «Благородные камни» ?
Махмуд Кашгари ? ?

? ? Удостоен звания Хас-Хаджиб
«Дар истины» ? ?

Ходжа Ахмед Йассауи ? ?


Уровень С.
1. Назовите автора и названия произведений, отрывки из которых представлены в задании. Объясните свой ответ.
1. «У Киргиз, Уйгур, Кипчаков, Ягма, Чигил, Огуз, Тухси, Уграк и Жаруков, у них чистый тюркский единый язык, близки к нему наречия Кимак и Башкир. Самыми лёгкими является наречие Огуз, самым правильным наречия Ягма…»


2. Глава 30 - Разъясняет, какие визири нужны ханам.
Глава 32 - Описывает качества великого визиря.
Глава 39 - Объясняет, какие должны быть права и обязанности у чиновников перед ханом.
Глава 50 - Объясняет, как хан должен обращаться с народом.
Глава 52 - Объясняет, как надлежит относиться к ученым.

3. Для мусульман мои хикметы будут учителем,
Кто бы ни был, должен поклоняться богу,
Мои хикметы, говори только тем, кто поймет.
Восславляя молитвами, погружайся в милость Аллаха.

4. Слов без счета!
Зная об этом, придерживай свой язык,
Не придержишь- он обернется для тебя бедой.
Сдержанный язык-золото для мужчин,
Не зря гласит пословица:
«Язык мой - враг мой»
Категория: История | Добавил: клио9605 (2015-01-29) | Автор: Андреева Наталья Михайловна E
Просмотров: 2085 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru