Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Урок в 7 классе на тему: Развитие науки и литературы на территории Казахстана в период расцвета средневековья. Андреева Наталья Михайловна, учитель истории, НП ЦО «Лицей «Столичный» г. Астаны Цель: Выделить основные черты развития науки и литературы на территории Казахстана в изучаемый период. Задачи: 1. Сформировать представления об особенностях жизни и деятельности представителей науки и литературы Казахстана периода расцвета средневековья. 2. Продолжить формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками, умение публичного выступления. Развивать творческие способности учащихся. 3. Воспитывать стремление к познанию, на примерах жизни известных людей показать важность знаний, самообразования и самовоспитания в жизни человека. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок-пресс-конференция. Оборудование: слайд-презентация с портретами «гостей», элементы костюмов для участников конференции, таблички с названиями СМИ. Этапы урока: подготовительный, вводный, основной, завершающий Ход урока: 1.Подготовительный этап (опережающее домашнее задание): Задания для подготовки к уроку – пресс- конференции: Журналисты- Придумывают название СМИ, которое они представляют и, в соответствии с названием, используя учебник и дополнительный материал, составляют вопросы для участников пресс-конференции. Гости ( ученые и поэты X- XII веков )- готовят рассказ о фактах из своей биографии и о своих достижениях, продумывают костюмы. Эксперты - Оценивают выступления гостей и вопросы журналистов. Пресс-секретарь (учитель)- готовит вступительное слово, представляет участников пресс-конференции, подводит итоги. 2. Вводно-мотивационный этап. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте представим, у нас появилась возможность совершить путешествие в средневековый Казахстан и встретиться с деятелями культуры X-XII веков. Имена этих людей известны уже на протяжении десятка веков. Чем же особенным они отличались? Какой вклад внесли в историю нашей страны и в мировую историю? Как они достигли таких высот? Постарайтесь задать им интересующие вас вопросы и узнать о самых главных фактах их биографии. Итак, начнем нашу пресс-конференцию. 3. Изучение нового материала (пресс-конференция) Сегодня у нас присутствуют следующие представители культуры средневекового Казахстана: 1. Абу Насыр аль-Фараби 2. Абу Райхан аль-Бируни 3. Махмуд Кашгари 4. Юсуф Баласагуни 5. Ахмед Иугнеки 6. Ходжа Ахмед Йассауи Итак, нашу пресс-конференцию можно считать открытой, выслушаем каждого гостя, представители прессы могут задавать вопросы нашим гостям. Перед участниками пресс-конференции выступают по очереди учащиеся, представляющие деятелей культуры средневековья. После каждого выступления журналисты задают вопросы, а остальные учащиеся оценивают выступление и вопросы журналистов. Представители прессы: 1. журнал «Вопросы истории». 2. газета « Средневековая правда» 3. интернет –издание « Голос прошлого» Лист оценки выступлений (в виде таблицы для учащихся экспертов): 1.Ученик, представляющий деятеля культуры 2.Качество выступления (оценка, комментарии) 3.Журналисты, задававшие вопросы. 4.Качество вопросов( оценка, комментарии) (Результаты заполнения озвучиваются в конце урока) 4. Закрепление знаний (подведение итогов пресс-конференции). Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Давайте вернемся в класс и подведем итоги нашей беседы с представителями культуры средневекового Казахстана. Вспомним вопросы, поставленные в начале урока. Чем особенным отличались люди, побеседовать с которыми мы имели честь? Какой вклад они внесли в историю? Мы узнали, что (учащиеся перечисляют полученные знания, учитель выбирает главное и записывает на доске): 1 В X-XII веках наблюдается расцвет культуры на территории Казахстана. 2. В X веке жили выдающиеся ученые-энциклопедисты - Абу Насыр аль-Фараби и Абу Райхан аль-Бируни. Энциклопедисты - это ученые, обладающие универсальными знаниями. 3. В этот период многие произведения писали на арабском языке, а Махмуд Кашгари в своем «Словаре тюркских наречий» доказал, что тюркский язык очень богат и ничем не уступает арабскому. 4. Юсуф Баласагуни задумывался о том, каким должно быть государство и общество. Об этом он написал в книге « Благодатное знание». Данный труд был высоко оценен правителем Караханидов и Юсуф Баласагуни получил звание советника правителя. 5.Ахмед Иугнеки в книге «Дар истины» призывал людей быть честными и добросердечными. 6. Ахмед Йассауи был глубоко религиозным человеком, призывал своих последователей вести скромный образ жизни, думать о добрых делах и поступках, а не о материальных ценностях. А как они достигли таких высот? Что им помогло? ( В беседе учащиеся приходят к выводу о важности знаний в жизни человека, о том, что глубоких знаний можно достичь только путем упорного труда). 5.Выставление оценок. А теперь давайте подведем итог работы журналистов и оценим качество выступлений учащихся. Учитель зачитывает комментарии к выступлениям, данные учениками и выписывает оценки на доску. На основании выставленных оценок выводится общий балл. Учитель также комментирует выступления и ставит рядом собственную оценку. 6.Домашнее задание Мы провели сегодня необычный урок, но не стоит забывать, что задача любого урока - это получение знаний. В качестве домашнего задания я предлагаю вам задания разного уровня сложности. Задания уровня А и В предполагают работу с учебником и оцениваются «4» баллами, задания уровня С предполагают работу с дополнительными источниками. Правильное выполнение данного задания оценивается «5» баллами. Испытайте свои силы и проверьте, как вы усвоили изученный материал. ПРИЛОЖЕНИЕ Разноуровневое домашнее задание Уровень А. 1.В связи с распространением ислама на территории Казахстана литературные и научные произведения стали писать на А) латинском языке В) тюркском языке С) арабском языке D) согдийском языке 2.Ученый энциклопедист, «второй учитель» после Аристотеля А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи 3.Ученый –энциклопедист, за 500 лет до Коперника научно доказал гелиоцентрическую систему мира и за 600 лет до Ньютона –закон всемирного тяготения А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи 4. Автор труда «Словарь тюркских наречий», первопроходец в изучении тюркских языков А) Юсуф Баласагуни В) Ахмед Иугнеки С) Сулеймен Бакыргани D) Махмуд Кашгари 5. Юсуф Баласагуни является автором научного труда, отображающего общественную жизнь тюркоязычных народов XI века и носящего название А) « Дар истины» В) «Благодатное знание» С) «Словарь тюркских наречий» D) «Книга о премудрости» 6. Поэт эпохи Караханидов, прозванный в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов» А) Юсуф Баласагуни В) Ахмед Иугнеки С) Сулеймен Бакыргани D) Махмуд Кашгари 7.Проповедник исламской религии в Казахстане, ученик Арыстан-Баба А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи 8. Великий поэт, известный в народе как Хаким-ата А) Махмуд Кашгари В) Сулеймен Бакыргани С) акын Али D) Юсуф Баласагуни 9. Произведение Ходжи Ахмеда Йассауи, в котором бичуется несправедливость окружающего мира и изворотливость подхалимов А) « Дар истины» В) «Благодатное знание» С) «Словарь тюркских наречий» D) «Книга о премудрости» 10. Поэма акына Али, в которой воспеваются честность и преданность в любви, полная религиозных мотивов А) «Жусуп-Злиха» В) «Дар истины» В) « Благодатное знание» С) « Книга о премудрости Уровень В. Заполните пропуски в таблице (оригинале задание в виде таблицы). Ученый, поэт Название труда Характеристика деятельности Абу Насыр аль-Фараби «Возникновение наук» ? ? «Благородные камни» ? Махмуд Кашгари ? ? ? ? Удостоен звания Хас-Хаджиб «Дар истины» ? ? Ходжа Ахмед Йассауи ? ? Уровень С. 1. Назовите автора и названия произведений, отрывки из которых представлены в задании. Объясните свой ответ. 1. «У Киргиз, Уйгур, Кипчаков, Ягма, Чигил, Огуз, Тухси, Уграк и Жаруков, у них чистый тюркский единый язык, близки к нему наречия Кимак и Башкир. Самыми лёгкими является наречие Огуз, самым правильным наречия Ягма…» 2. Глава 30 - Разъясняет, какие визири нужны ханам. Глава 32 - Описывает качества великого визиря. Глава 39 - Объясняет, какие должны быть права и обязанности у чиновников перед ханом. Глава 50 - Объясняет, как хан должен обращаться с народом. Глава 52 - Объясняет, как надлежит относиться к ученым. 3. Для мусульман мои хикметы будут учителем, Кто бы ни был, должен поклоняться богу, Мои хикметы, говори только тем, кто поймет. Восславляя молитвами, погружайся в милость Аллаха. 4. Слов без счета! Зная об этом, придерживай свой язык, Не придержишь- он обернется для тебя бедой. Сдержанный язык-золото для мужчин, Не зря гласит пословица: «Язык мой - враг мой» | |
Просмотров: 2085 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|