Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок "Развитие науки и литературы Казахстана в период расвета средневековья"
Урок в 7 классе на тему:
Развитие науки и литературы на территории Казахстана
в период расцвета средневековья.
Андреева Наталья Михайловна, учитель истории, НП ЦО «Лицей «Столичный»
г. Астаны
Цель: Выделить основные черты развития науки и литературы на территории Казахстана в изучаемый период.
Задачи:
1. Сформировать представления об особенностях жизни и деятельности представителей науки и литературы Казахстана периода расцвета средневековья.
2. Продолжить формирование умений самостоятельной учебной деятельности, работы с дополнительной литературой и источниками, умение публичного выступления. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать стремление к познанию, на примерах жизни известных людей показать важность знаний, самообразования и самовоспитания в жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-пресс-конференция.
Оборудование: слайд-презентация с портретами «гостей», элементы костюмов для участников конференции, таблички с названиями СМИ.
Этапы урока: подготовительный, вводный, основной, завершающий

Ход урока:
1.Подготовительный этап (опережающее домашнее задание):
Задания для подготовки к уроку – пресс- конференции:
Журналисты- Придумывают название СМИ, которое они представляют и, в соответствии с названием, используя учебник и дополнительный материал, составляют вопросы для участников пресс-конференции.
Гости ( ученые и поэты X- XII веков )- готовят рассказ о фактах из своей биографии и о своих достижениях, продумывают костюмы.
Эксперты - Оценивают выступления гостей и вопросы журналистов.
Пресс-секретарь (учитель)- готовит вступительное слово, представляет участников пресс-конференции, подводит итоги.

2. Вводно-мотивационный этап.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Давайте представим, у нас появилась возможность совершить путешествие в средневековый Казахстан и встретиться с деятелями культуры X-XII веков. Имена этих людей известны уже на протяжении десятка веков. Чем же особенным они отличались? Какой вклад внесли в историю нашей страны и в мировую историю? Как они достигли таких высот? Постарайтесь задать им интересующие вас вопросы и узнать о самых главных фактах их биографии. Итак, начнем нашу пресс-конференцию.
3. Изучение нового материала (пресс-конференция)
Сегодня у нас присутствуют следующие представители культуры средневекового Казахстана:
1. Абу Насыр аль-Фараби
2. Абу Райхан аль-Бируни
3. Махмуд Кашгари
4. Юсуф Баласагуни
5. Ахмед Иугнеки
6. Ходжа Ахмед Йассауи

Итак, нашу пресс-конференцию можно считать открытой, выслушаем каждого гостя, представители прессы могут задавать вопросы нашим гостям.
Перед участниками пресс-конференции выступают по очереди учащиеся, представляющие деятелей культуры средневековья. После каждого выступления журналисты задают вопросы, а остальные учащиеся оценивают выступление и вопросы журналистов.
Представители прессы:
1. журнал «Вопросы истории».
2. газета « Средневековая правда»
3. интернет –издание « Голос прошлого»

Лист оценки выступлений (в виде таблицы для учащихся экспертов):
1.Ученик, представляющий деятеля культуры
2.Качество выступления (оценка, комментарии)
3.Журналисты, задававшие вопросы.
4.Качество вопросов( оценка, комментарии)
(Результаты заполнения озвучиваются в конце урока)

4. Закрепление знаний (подведение итогов пресс-конференции).
Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Давайте вернемся в класс и подведем итоги нашей беседы с представителями культуры средневекового Казахстана.
Вспомним вопросы, поставленные в начале урока. Чем особенным отличались люди, побеседовать с которыми мы имели честь? Какой вклад они внесли в историю?
Мы узнали, что (учащиеся перечисляют полученные знания, учитель выбирает главное и записывает на доске):
1 В X-XII веках наблюдается расцвет культуры на территории Казахстана.
2. В X веке жили выдающиеся ученые-энциклопедисты - Абу Насыр аль-Фараби и Абу Райхан аль-Бируни. Энциклопедисты - это ученые, обладающие универсальными знаниями.
3. В этот период многие произведения писали на арабском языке, а Махмуд Кашгари в своем «Словаре тюркских наречий» доказал, что тюркский язык очень богат и ничем не уступает арабскому.
4. Юсуф Баласагуни задумывался о том, каким должно быть государство и общество. Об этом он написал в книге « Благодатное знание». Данный труд был высоко оценен правителем Караханидов и Юсуф Баласагуни получил звание советника правителя.
5.Ахмед Иугнеки в книге «Дар истины» призывал людей быть честными и добросердечными.
6. Ахмед Йассауи был глубоко религиозным человеком, призывал своих последователей вести скромный образ жизни, думать о добрых делах и поступках, а не о материальных ценностях.
А как они достигли таких высот? Что им помогло?
( В беседе учащиеся приходят к выводу о важности знаний в жизни человека, о том, что глубоких знаний можно достичь только путем упорного труда).

5.Выставление оценок. А теперь давайте подведем итог работы журналистов и оценим качество выступлений учащихся. Учитель зачитывает комментарии к выступлениям, данные учениками и выписывает оценки на доску. На основании выставленных оценок выводится общий балл. Учитель также комментирует выступления и ставит рядом собственную оценку.

6.Домашнее задание
Мы провели сегодня необычный урок, но не стоит забывать, что задача любого урока - это получение знаний. В качестве домашнего задания я предлагаю вам задания разного уровня сложности. Задания уровня А и В предполагают работу с учебником и оцениваются «4» баллами, задания уровня С предполагают работу с дополнительными источниками. Правильное выполнение данного задания оценивается «5» баллами. Испытайте свои силы и проверьте, как вы усвоили изученный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Разноуровневое домашнее задание
Уровень А.
1.В связи с распространением ислама на территории Казахстана литературные и научные произведения стали писать на
А) латинском языке В) тюркском языке С) арабском языке D) согдийском языке
2.Ученый энциклопедист, «второй учитель» после Аристотеля
А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни
С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи
3.Ученый –энциклопедист, за 500 лет до Коперника научно доказал гелиоцентрическую систему мира и за 600 лет до Ньютона –закон всемирного тяготения
А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни
С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи
4. Автор труда «Словарь тюркских наречий», первопроходец в изучении тюркских языков
А) Юсуф Баласагуни В) Ахмед Иугнеки
С) Сулеймен Бакыргани D) Махмуд Кашгари
5. Юсуф Баласагуни является автором научного труда, отображающего общественную жизнь тюркоязычных народов XI века и носящего название
А) « Дар истины» В) «Благодатное знание»
С) «Словарь тюркских наречий» D) «Книга о премудрости»
6. Поэт эпохи Караханидов, прозванный в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов»
А) Юсуф Баласагуни В) Ахмед Иугнеки
С) Сулеймен Бакыргани D) Махмуд Кашгари
7.Проповедник исламской религии в Казахстане, ученик Арыстан-Баба
А) Абу Насыр аль-Фараби В) Абу Райхан Бируни
С) Махмуд Кашгари D) Ходжа Ахмед Йассауи
8. Великий поэт, известный в народе как Хаким-ата
А) Махмуд Кашгари В) Сулеймен Бакыргани
С) акын Али D) Юсуф Баласагуни
9. Произведение Ходжи Ахмеда Йассауи, в котором бичуется несправедливость окружающего мира и изворотливость подхалимов
А) « Дар истины» В) «Благодатное знание»
С) «Словарь тюркских наречий» D) «Книга о премудрости»
10. Поэма акына Али, в которой воспеваются честность и преданность в любви, полная религиозных мотивов
А) «Жусуп-Злиха» В) «Дар истины»
В) « Благодатное знание» С) « Книга о премудрости

Уровень В.
Заполните пропуски в таблице (оригинале задание в виде таблицы).
Ученый, поэт Название труда Характеристика деятельности
Абу Насыр аль-Фараби «Возникновение наук» ?
? «Благородные камни» ?
Махмуд Кашгари ? ?

? ? Удостоен звания Хас-Хаджиб
«Дар истины» ? ?

Ходжа Ахмед Йассауи ? ?


Уровень С.
1. Назовите автора и названия произведений, отрывки из которых представлены в задании. Объясните свой ответ.
1. «У Киргиз, Уйгур, Кипчаков, Ягма, Чигил, Огуз, Тухси, Уграк и Жаруков, у них чистый тюркский единый язык, близки к нему наречия Кимак и Башкир. Самыми лёгкими является наречие Огуз, самым правильным наречия Ягма…»


2. Глава 30 - Разъясняет, какие визири нужны ханам.
Глава 32 - Описывает качества великого визиря.
Глава 39 - Объясняет, какие должны быть права и обязанности у чиновников перед ханом.
Глава 50 - Объясняет, как хан должен обращаться с народом.
Глава 52 - Объясняет, как надлежит относиться к ученым.

3. Для мусульман мои хикметы будут учителем,
Кто бы ни был, должен поклоняться богу,
Мои хикметы, говори только тем, кто поймет.
Восславляя молитвами, погружайся в милость Аллаха.

4. Слов без счета!
Зная об этом, придерживай свой язык,
Не придержишь- он обернется для тебя бедой.
Сдержанный язык-золото для мужчин,
Не зря гласит пословица:
«Язык мой - враг мой»
Категория: История | Добавил: клио9605 (2015-01-29) | Автор: Андреева Наталья Михайловна E
Просмотров: 672 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru