Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Целинная эпопея
Цель: Сформировать знания о процессе поднятия целинных и залежных земель, условия, которые вызвали данный процесс, итоги.
Задачи:
1. Выяснить положение сельского хозяйства в Казахстане в послевоенные годы, определить положительные результаты и негативные последствия освоения целинных земель, характеризовать положение в животноводстве и обострение демографичекой ситуации в стране
2. Развивать у учащихся умение объективно оценивать исторические факты,высказывать оценочные суждения;
3.Формирование личных принципов нравственной оценки общественных явлений, воспитание гражданственности и казахстанского патриотизма;

Вид урока: урок изучения новых знаний.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в ППС;
Методы: словесный, наглядный, практический
Оснащение: Презентация, включающая в себя иллюстративный материал, физическая карта Казахстана, учебник по истории Казахстана 9 класс п.36. М.К.Козыбаев, ЦОР, таблица;
Ход урока:
1.Организационный момент – 1 мин (цели и задачи урока)
План (слайд №1)
1.Положение в сельском хозяйстве в послевоенные годы.
2.Освоение целины.
3.Первые итоги целины.
4.Результаты освоения целины.
5.Резкое изменение демографической ситуации и её негативные последствия.
6.Положение в животноводстве.
2.Изучение нового материала:
Опорные знания:
-Даты и события:
1954 – курс на освоение целинных и залежных земель
1954-55,1956-1958 – целина
-Личности:
Н.С.Хрущёв, Д. А.Кунаев, Ж.Ш.Шаяхметов, П.К.Пономаренко, Л.И.Брежнев.
-Понятия:
целина, романтика, ассигнования, интенсивный путь, экстенсивный путь, эрозия, русификация.
- Мозговой штурм
анализ цитаты: (слайд №2)
прочитав высказывание,определите:
-Какое слово является ключевым?
«Освоение целины – это грандиозный социально- экономический проект 20 века,
аналогов которому в мировой истории не было» Н.А.Назарбаев
(учащиеся читают, делают вывод, называют тему, цели и задачи урока)
работа с таблицей: (слайд № 3)
-Какое положение было в сельском хозяйстве в 50-е годы?
-Как вы думаете почему, текст в таблице разного цвета?

Положение в сельском хозяйстве до освоения целины

1.Утверждена программа развития по управлению сельским хозяйством.
2.В 1949г принят план развития с/х.
3.Сокращено число административно-хозяйственных работников.
4.Подготавливали сельскохозяйственные
кадры
5.Развитие совхозов животноводческого направления.
1.Нехватка хлеба в стране.
2.Дети рождались с дистрофией.
3.Нехватка техники, МТС.
4.Допускались просчёты и ошибки в деятельности председателей совхозов.
5.Дефицит продовольствия.
6.Развитие экстенсивного хозяйства.

Вывод: « Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей»
В послевоенной политике страны встал вопрос о том, как вдоволь накормить народ хлебом.
В связи с чем было принято Постановление «Об увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель (1954)
Работа в тетрадях с понятийным аппаратом: (слайд № 4)
Целина – никогда не паханная, так же много лет не подвергавшаяся обработке земля.
Экстенсивный путь – основанный на привлечении дополнительных материальных и людских ресурсов.
Интенсивный путь – основанный на привнесении качественных изменений (НТП)
Работа с картой: (слайд № 5)
Предполагалось освоить:
- Урал
- Северный Кавказ
- Поволжье
- Казахстан------------- ОБЛАСТИ: - Кустанайская
- Акмолинская
- Северо-Казахстанская
- Кокчетавская
- Тургайская Выступление учащихся получивших опережающее задание (слайд № 6)
(о механизаторах, животноводах, о первых руководителях страны, о научных работниках)
-М.Довжик
-Н.Геллерт
-К.Донентаева
-П.Пономаренко
-Л.Брежнев
-А.Бараев
Работа в ППС:
-Изучить заданную часть п.36 ;
- Составить кластер;
-Защита работы у доски;
1.Особенности освоения целинных и залежных земель в Казахстане (часть 2)
2.Первые итоги целины (часть3)
3.Влияние освоения целины на экономику Казахстана (часть 4)
4.Влияние освоения целины на демографические процессы в республике (часть5)
5.Положение в животноводстве (часть 6)
Репортаж о Целинограде: (слайд № 7)
Указ об образовании Целинного края от 26.12.1960г
центр – Целиноград (Акмолинск) – 1961г
3.Контроль знаний:
-Выделите положительные и отрицательные последствия освоения целины в Казахстане

Положительные:
1.Казахстан – крупная зерновая база СССР
2.Новые населённые пункты
3.Увеличилось население республики
4.Расширение инфраструктуры страны (больницы, школы, д/с, кинотеатры, Дома культуры, магазины и.т.п.)
5.Развитие других отраслей народного хозяйства: лёгкой и пищевой промышленности, ж/д и автомобильного транспорта, дорог,связи, производства электроэнергии и линии передач, элеваторно-складского хозяйства.
6.Выросла численность национальных кадров, особенно в с/х.
7.Обогатилась культура Казахстана
Отрицательные:
1.Эрозия почвы 9 млн га;
2.Уменьшилось поголовье скота, появился дефицит мясо-молочной продукции
3.Целина – экстенсивные методы
4.Удельный вес коренного населения сократился, в 1962г казахи – 29% населения республики
5.Утрата значения казахского языка в обществе
6.Русификация
7.Игнорировалась руководящая роль национальных кадров

4.Рефлексия:
Заполните листы выхода:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…

5.Итоги урока (оценивание учащихся )

6.Д/З: п.36 стр149-156, составить кроссворд на листе Ф-А4.
Категория: История | Добавил: dokuchaevalyudmila2012 (2015-11-04) | Автор: Докучаева Людмила Ивановна
Просмотров: 940 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru