Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

урок по истории Казахстана 11 класс тема: "Национально - освободительное движение 1916 года"
11 класс история Казахстана
Урок № 17
Тема урока: обобщение по теме «Национально – освободительное восстание 1916 года»
Цели урока:
 Систематизировать знания учащихся о массовых выступлениях казахского народа против царской колонизации и среднеазиатских правителей
 Проанализировать политическое и социальное положение казахского народа в начале 20 века
 Подготовка к ЕНТ
Тип урока: закрепление зун
Методы урока: проблемный, интерактивный
Оборудование урока: интерактивная доска, листы заданий, презентация
Структура урока:
1. Оргмомент
2. Постановка цели урока
3. Обобщение и закрепление по теме
4. Подведение итогов
5. Рефлексия
6. д/з
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Постановка цели урока:
- Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Национально – освободительное восстание казахского народа 1916 года»
Начиная со второй половины 18 века казахский народ часто поднимался на восстания.
- с чем это было связано?
- что такое колонизация края?
- какие факты конкретно указывают на колонизацию казахских земель царской Россией?
Проблемная ситуация:
 Докажите, что выступление 1916 года, было национально – освободительным народным выступлением
3. Обобщение и закрепление материала:
Работа с датами – назвать руководителя восстания, территорию и повод
1. 1783 – 1797 гг.
2. 1822 – 1838 гг.
3. 1836 – 1838 гг.
4. 1837 – 1847 гг.
5. 50 годы XIX века
6. 1868 – 1869 гг.
7. 1870 год
1- Восстание под руководством Сырыма Датова, Младший жуз, бесчинства атамана Донскова
2- Восстание Жоламана Тленшиева, строительство Новоилецкой линии крепостей
3- Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, назначение Караул кожи Бабажанова правителем казахских родов
4- Кенесары Касымов, убийство отца и братьев, колонизация края
5- Жанкожи Нурмухамедова, Сырдарья, строительство крепостей на Куандарье и Жанадарье
6- Восстание в Уральской и Тургайской областях
7- Восстание на Мангыстау, род адай против захвата кочевий
- каков итог этих восстаний?
- почему они потерпели поражение?
- в ходе какого восстания было образовано Казахское ханство?
- в чем его особенности?
- кто стоял во главе восстаний в данный период времени?
- почему?
Исторический портрет:
 Внук хана Абылая, дипломат. Объединил казахов всех трех казахских жузов в борьбе против царской колонизаторской политики.
 Поэт, один из руководителей восстания
 Руководитель рода шекты, которого царская администрация неоднократно пыталась перетянуть его на свою сторону, но он не поддался на их уговоры и возглавил восстание, направленное против царизма и произвола хивинцев
 В период его восстания ханом Младшего жуза был Нуралы, его называли «бала би»
 Его имя встречается в архивных материалах с 1817 года. Он отличался глубоким гуманизмом и человечностью. Даже русские власти были вынуждены отметить его гуманное отношение к есаулу Падурову.
 Призывал народ насильно отобрать у казаков захваченные казахские земли и перераспределить их. Погиб в местности Акбулак 12 июля 1838 года.
 В 1785 году съездом старшин был смещен с ханского престола. В 1790 году умер в городе Уфе.
 Первым предпринял попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, предлагал всю власть передать Пограничному суду.
Ассоциации: -
 Амангельды Иманов
 Кенесары
 Хан Нуралы
 1710 год
 1802 год Хива
 Яик
 Е. Пугачев
 Хан Жангир
 Саржан Касымов
 Ушур
 Зякет
 80 султанов, биев и старшин
 Местность Акбулак
Кому принадлежат слова и к какому периоду они относятся?
 «Само существование казахской нации стало острой проблемой»- Байтурсынов
 «Народ избивался, лишался сна и покоя» - М. Дулатов
 «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным» - Байтурсынов
 «Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь» - представители либеральной интеллигенции
Работа в тетради – число, тема урока
По какому алгоритму разбираем восстание?
 Причины
 Повод
 Цель
 Территория
 Характер
 Движущие силы
 Основные очаги и события
 Итог
 Историческое значение
Кластер записываем в тетради:



Причины:
 Колонизация края
 Ограбление края в годы Первой мировой войны
 Переселенческая политика
Повод:
 Указ царя от 25 июня 1916 года

Цель: национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального ига.
Территория: весь Казахстан
Движущие силы: шаруа
 Была воссоздана структура власти:
 елбеги—
 жасакшы —
 казнашы
 сардарбек —
 Повсеместно избирались ханы из представителей ….
 В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей степной знати были провозглашены ханами. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной …..
23 августа 1916 г. Секретный Указ генерал-губернатора А. Куропаткина:
были освобождены от набора:
 - должностные лица волостных, сельских и аульных управлений;
 - нижние полицейские чины из коренного населения;
 - имамы, муллы и мударисы;
 - счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита;
 - "туземцы", занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан,
Отношение к восстанию представителей интеллигенции:
 Революционно – демократическая
 Либерально - демократическая
Исторические личности:


Семиреченский центр восстания

 Кто возглавлял повстанцев?
 Где происходили ожесточенные стычки меду карателями и повстанцами?
 Кто из представителей интеллигенции принимал участие в восстании на начальном этапе?
Тургайский центр восстания

 Кто возглавлял восстание?
 Численность восставших составляла…..
 Битва при Догал – Урпеке
 Конец октября 1916 года
 3000 человек

4. Закрепление – тестовые задания

1. «После 1899 года этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи » - писал:
А. А. Бокейханов в. П. Столыпин с. Т. Рыскуов д. А. Байтурсынов
2. На тыловые работы из Казахстана призывались мужчины в возрасте:
А. 15-25 лет в. 19-43 года с. 18-25 лет д. 20-30 лет
3. От реквизиции на тыловые работы в 1916 году не освобождались:
А. шаруа в. Должностные лица с. Нижние полицейские чины д. имамы, муллы
4. Сколько человек откочевало в Китай из Семиречья в ходе карательных операций царских отрядов в 1916 году:
А. более 270 тыс в. Более 238 тыс с. Более 300 тыс д. более 250 тыс
5. В августе 1916 года Каркаринскую ярмарку осадило:
А. более 6 тыс повстанцев в. Более 7 тыс с. Более 5 тыс д. более 4 тыс
6. Кто выступил с обвинительной речью против царскогосо правительства с трибуны Государственной Думы:
А. Кротов в. Букейханов с. Керенский д. Каратаев
5. рефлексия
Чем запомнился урок?
Что вам понравилось?
Я знал…
Я узнал….
Категория: История | Добавил: kuralayyeseneeva (2015-11-17)
Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru