Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

урок по истории Казахстана 11 класс тема: "Национально - освободительное движение 1916 года"
11 класс история Казахстана
Урок № 17
Тема урока: обобщение по теме «Национально – освободительное восстание 1916 года»
Цели урока:
 Систематизировать знания учащихся о массовых выступлениях казахского народа против царской колонизации и среднеазиатских правителей
 Проанализировать политическое и социальное положение казахского народа в начале 20 века
 Подготовка к ЕНТ
Тип урока: закрепление зун
Методы урока: проблемный, интерактивный
Оборудование урока: интерактивная доска, листы заданий, презентация
Структура урока:
1. Оргмомент
2. Постановка цели урока
3. Обобщение и закрепление по теме
4. Подведение итогов
5. Рефлексия
6. д/з
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Постановка цели урока:
- Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Национально – освободительное восстание казахского народа 1916 года»
Начиная со второй половины 18 века казахский народ часто поднимался на восстания.
- с чем это было связано?
- что такое колонизация края?
- какие факты конкретно указывают на колонизацию казахских земель царской Россией?
Проблемная ситуация:
 Докажите, что выступление 1916 года, было национально – освободительным народным выступлением
3. Обобщение и закрепление материала:
Работа с датами – назвать руководителя восстания, территорию и повод
1. 1783 – 1797 гг.
2. 1822 – 1838 гг.
3. 1836 – 1838 гг.
4. 1837 – 1847 гг.
5. 50 годы XIX века
6. 1868 – 1869 гг.
7. 1870 год
1- Восстание под руководством Сырыма Датова, Младший жуз, бесчинства атамана Донскова
2- Восстание Жоламана Тленшиева, строительство Новоилецкой линии крепостей
3- Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, назначение Караул кожи Бабажанова правителем казахских родов
4- Кенесары Касымов, убийство отца и братьев, колонизация края
5- Жанкожи Нурмухамедова, Сырдарья, строительство крепостей на Куандарье и Жанадарье
6- Восстание в Уральской и Тургайской областях
7- Восстание на Мангыстау, род адай против захвата кочевий
- каков итог этих восстаний?
- почему они потерпели поражение?
- в ходе какого восстания было образовано Казахское ханство?
- в чем его особенности?
- кто стоял во главе восстаний в данный период времени?
- почему?
Исторический портрет:
 Внук хана Абылая, дипломат. Объединил казахов всех трех казахских жузов в борьбе против царской колонизаторской политики.
 Поэт, один из руководителей восстания
 Руководитель рода шекты, которого царская администрация неоднократно пыталась перетянуть его на свою сторону, но он не поддался на их уговоры и возглавил восстание, направленное против царизма и произвола хивинцев
 В период его восстания ханом Младшего жуза был Нуралы, его называли «бала би»
 Его имя встречается в архивных материалах с 1817 года. Он отличался глубоким гуманизмом и человечностью. Даже русские власти были вынуждены отметить его гуманное отношение к есаулу Падурову.
 Призывал народ насильно отобрать у казаков захваченные казахские земли и перераспределить их. Погиб в местности Акбулак 12 июля 1838 года.
 В 1785 году съездом старшин был смещен с ханского престола. В 1790 году умер в городе Уфе.
 Первым предпринял попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, предлагал всю власть передать Пограничному суду.
Ассоциации: -
 Амангельды Иманов
 Кенесары
 Хан Нуралы
 1710 год
 1802 год Хива
 Яик
 Е. Пугачев
 Хан Жангир
 Саржан Касымов
 Ушур
 Зякет
 80 султанов, биев и старшин
 Местность Акбулак
Кому принадлежат слова и к какому периоду они относятся?
 «Само существование казахской нации стало острой проблемой»- Байтурсынов
 «Народ избивался, лишался сна и покоя» - М. Дулатов
 «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным» - Байтурсынов
 «Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь» - представители либеральной интеллигенции
Работа в тетради – число, тема урока
По какому алгоритму разбираем восстание?
 Причины
 Повод
 Цель
 Территория
 Характер
 Движущие силы
 Основные очаги и события
 Итог
 Историческое значение
Кластер записываем в тетради:



Причины:
 Колонизация края
 Ограбление края в годы Первой мировой войны
 Переселенческая политика
Повод:
 Указ царя от 25 июня 1916 года

Цель: национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального ига.
Территория: весь Казахстан
Движущие силы: шаруа
 Была воссоздана структура власти:
 елбеги—
 жасакшы —
 казнашы
 сардарбек —
 Повсеместно избирались ханы из представителей ….
 В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей степной знати были провозглашены ханами. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной …..
23 августа 1916 г. Секретный Указ генерал-губернатора А. Куропаткина:
были освобождены от набора:
 - должностные лица волостных, сельских и аульных управлений;
 - нижние полицейские чины из коренного населения;
 - имамы, муллы и мударисы;
 - счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита;
 - "туземцы", занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан,
Отношение к восстанию представителей интеллигенции:
 Революционно – демократическая
 Либерально - демократическая
Исторические личности:


Семиреченский центр восстания

 Кто возглавлял повстанцев?
 Где происходили ожесточенные стычки меду карателями и повстанцами?
 Кто из представителей интеллигенции принимал участие в восстании на начальном этапе?
Тургайский центр восстания

 Кто возглавлял восстание?
 Численность восставших составляла…..
 Битва при Догал – Урпеке
 Конец октября 1916 года
 3000 человек

4. Закрепление – тестовые задания

1. «После 1899 года этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи » - писал:
А. А. Бокейханов в. П. Столыпин с. Т. Рыскуов д. А. Байтурсынов
2. На тыловые работы из Казахстана призывались мужчины в возрасте:
А. 15-25 лет в. 19-43 года с. 18-25 лет д. 20-30 лет
3. От реквизиции на тыловые работы в 1916 году не освобождались:
А. шаруа в. Должностные лица с. Нижние полицейские чины д. имамы, муллы
4. Сколько человек откочевало в Китай из Семиречья в ходе карательных операций царских отрядов в 1916 году:
А. более 270 тыс в. Более 238 тыс с. Более 300 тыс д. более 250 тыс
5. В августе 1916 года Каркаринскую ярмарку осадило:
А. более 6 тыс повстанцев в. Более 7 тыс с. Более 5 тыс д. более 4 тыс
6. Кто выступил с обвинительной речью против царскогосо правительства с трибуны Государственной Думы:
А. Кротов в. Букейханов с. Керенский д. Каратаев
5. рефлексия
Чем запомнился урок?
Что вам понравилось?
Я знал…
Я узнал….
Категория: История | Добавил: kuralayyeseneeva (2015-11-17)
Просмотров: 2799 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru