Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Викторина "Памятники культуры Казахстана"
Викторина «Памятники культуры Казахстана»
Автор: учитель истории КГУ «СОШ № 35» Радионов Алексей Евгеньевич
Форма проведения: викторина
Цель проведения викторины: определить знания учащихся о культуре Казахстана привить учащимся интерес к изучению истории Казахстана, воспитать уважение к предкам, создавшим величественные памятники культуры нашей Родины.
Оборудование: интерактивная доска, презентация с вопросами викторины.

Правила проведения викторины:
Викторина проводится между учащимися 7-х классов. Каждый класс формирует команду из 6 человек. Это будут основные игроки. Остальные учащиеся составляют команду болельщиков, которые тоже смогут отвечать на вопросы.
Игра проводится в 3 тура, между которыми будет проводиться игра с болельщиками. Каждый тур посвящен отдельной сфере культуры средневекового Казахстана. Вопросы задаются сразу обеим командам. Отвечает первой та команда, которая первой подаст сигнал о готовности ответа. Ответ от каждой команды принимается только один. Сигнал о готовности ответа должен быть подан только после того, как вопрос прозвучал полностью. Если сигнал будет подан раньше, команде присуждается фальстарт, и она лишается права ответа. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов за все 3 тура.

Ход викторины
1 тур
«Памятники литературы»
1. Эта книга состоит из 12 эпосов. Она посвящена знаменитому, легендарному акыну и кобызисту. Эти 12 эпосов состоят из сказок и легенд племен, входящих в состав огузов. Книга содержит слова назидания, обращенные к молодежи, воспитательного, морально нравственного характера. Как называется эта книга? («Книга моего деда Коркыта»)
2. Этот человек известен нам как проповедник исламской религии в Казахстане. Кроме этого он является автором сборника стихов «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости»). В этом труде автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Назовите автора этого произведения.
(Ходжа Ахмед Яссауи)
3. Этот писатель известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых трудов, написанный на тюркском языке. В книге имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов. Родом он был из города Баласагун на реке Чу. Назовите этого человека.
(Юсуф Баласагуни)
4. Этого средневекового автора ученый-тюрколог Н.А. Баскаков называл первопроходцем среди исследователей тюркских языков. Он написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд включает в себя слова тюркских племен средневековья. В книге содержатся сведения об истории, этнографии и устном народном творчестве тюрков. Назовите автора этого произведения.
(Махмуд Кашгари)
5. Эта поэма появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры. В шестом веке она была переведена на персидский, а в девятом веке – на арабский языки. Первым записал ее в 13 веке знаменитый персидский историк Рашид ад-Дин. Основная идея поэмы – призыв к народному единству и героизму во имя защиты родины. Название поэмы произошло от названия одного из племен, живших на территории Казахстана в средние века. Назовите эту поэму. («Огузнаме»)

Игра с болельщиками.
1. Сколько литературных памятников на древнетюркском языке было найдено в обще сложности? (более 200)
2. Из скольки букв состоял древнетюркский алфавит? (из 35)
3. Памятниками какой письменности являются письмена «Культегина» и «Тоньюкока»? (тюркской)
4. Из какого города был родом поэт Ахмед Иугнеки? (Иугнек)

2 тур
«Памятники скульптуры и архитектуры»
1. В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух сооружений XI – XII веков. Хотя стены не сохранились, но хорошо просматривается внутренняя планировка. Здесь имелись раздевалка, комната отдыха, топка для обогрева воды. Что это были за сооружения?
(Бани)
2. В тюркскую эпоху в Казахстане широко развивалось искусство скульптуры. Сооружались каменные скульптуры. Они устанавливались на местах захоронений знатных людей и военачальников. В переводе их название означает «каменная скульптура». Как эти скульптуры назывались в древнетюркских письменах? (Балбалы)
3. Этот величественный мавзолей находится в 18 километрах западнее Тараза. По легенде его построил Карахан в честь своей невесты, погибшей от укуса змеи в XI – XII веках. Назовите имя девушки, в честь которой построен этот мавзолей. (Айша-Биби)
4. Этот мавзолей был построен в честь святого, который по легенде был наставником Ходжа Ахмеда Яссауи. К его могиле совершают паломничества и читают молитвы. Назовите имя человека, в честь которого построен это мавзолей.
(Арыстан-Баб)
5. Этот мавзолей находится рядом с мавзолеем Айша-Биби. Это прекрасное купольное сооружение с квадратными порталами из обожженного кирпича. В честь кого он был построен?
(Бабаджи-Хатун)

Игра с болельщиками:
1. Исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху и для отправления исламских обрядов. (мечеть)
2. Крытые монументальные надгробные сооружения. (мавзолеи)
3. Над чем строилось сооружение сардоба? (над колодцами)
4. Что повлияло на строительство в XI – XII веках большого количества мечетей и мавзолеев? (исламская религия)

3 тур
«Памятники религии»
1. Согласно религиозным верованиям тюрков верховным богом считался Бог Неба. Назовите его.
(Тенгри)
2. Согласно религиозным верованиям тюрков у них была богиня, оберегавшая домашний очаг. Назовите ее.
(Умай ана)
3. Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ одного животного, особенно у огузов и туркмен. Даже свое происхождение огузы связывали с этим животным, почитая его как покровителя рода и племени. Назовите это животное.
(Баран)
4. Ислам начал распространяться в Казахстане начиная с VII века. Но государственной религией он стал только в Х веке. В каком государстве это произошло?
(В Государстве Караханидов)
5. Назовите священную книгу мусульман.
(Коран)

Подведение итогов викторины. Награждение победителей. Вручение призов болельщикам, отвечавшим правильно на вопросы.
Категория: История | Добавил: Историк35 (2016-01-09)
Просмотров: 240 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 0:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru