Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Мы те, которых вы не знали» ( Декабрьские события 1986 года)
Ганзиева Татьяна Анатольевна
Учитель истории, основ права и экономики
Шортандинская СШ №1

Урок - суд

Тема: «Мы те, которых вы не знали»
( Декабрьские события 1986 года)
Цель: показать комплекс исторических и других факторов, способствовавших открытому столкновению молодежи Казахстана в 1986 году с командно-административной системой нашего общества; формировать умение работать с дополнительной литературой, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи; воспитывать у учащихся чувство патриотизма к Родине, чувства гражданского долга, ответственности перед будущим.
Оборудование: 1.Лента времени + карточки.
2.Интерактивное оборудование.
3.Переносная доска, «чистая доска».
4.Оборудование для суда (мебель, приборы, одежда)
Ход урока: I. Организационный момент.
• Приветствие.
• Тема.
• Цели.
• Эпиграф.
«Испытаний дней суровых не сломили нас
Мы глядим с надеждой новой,
Веря в звездный час!»
(из уст народа)
II. Повторение пройденного.
Учитель.
Ребята! История – такая наука, которая требует постоянного пересмотра событий прошлых лет, т.к. без прошлого не может быть настоящего и тем более будущего.
Я предлагаю вам «Ленту времени», по которой мы рассмотрим период новейшего времени в Истории Казахстана. (Идет повторение событий с 1916 года по 1986 год. Ребята размещают в «Ленте времени» карточки с датами).
III. Знакомство с новой темой.
Учитель.
У меня в руках 2 красных карточки. Они датируются 1921, 1931гг.
Почему карточки красного цвета?
Каковы причины голода?
(на экране картинки голода)
Кто виновник трагедии?
На ленте времени красным цветом обозначены периоды истории, когда лилась безвинно людская кровь. Светлых пятен в истории мало. И в период кардинальных перемен необходимо поместить красную полоску, потому что в декабре 1986 года в Алматы произошли события, которые взволновали мир.
Кто виновен в этом?
И сегодня мы проводим суд над командно-административной системой, повинной в трагедии народа.
(Участники займите свои места).
СУДЬЯ
ИСТЕЦ

ОТВЕТЧИК


IV. Основная часть.
Игра «Суд над командно-административной системой»
Секретарь. Прошу встать. Суд идет. Прошу садиться.
Судья. Слово для заслушивания дела предоставляется секретарю.
Секретарь. 17 декабря в Алматы произошли события, которые привлекли внимание мировой общественности. На центральную площадь Республики вышли студенты и рабочая молодежь с лозунгами и транспарантами. Причиной волнений явилось годами копившееся недовольство народа политикой властей, игнорировавшей мнение народа. Поводом к случившемуся явилось назначение 16 декабря Пленумом ЦК первым секретарем компартии Казахстана Колбина Геннадия Васильевича. Колбин до этого работал секретарем Ульяновского обкома партии. До избрания в республике не работал и абсолютному большинству населения не знаком.
Демонстрация 17 декабря носила мирный, политический характер. Не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.
Власти расценили события как «проявление казахского национализма».
Судья. Слово предоставляется стороне обвинения.
Мать. Самое страшное горе для матери, это гибель родного ребенка. Мой сын, Кайрат Рыскулбеков, был студентом 1 курса Алматинского архитектурно-строительного института, пламенным поэтом с горячим сердцем. Вместе с группой студенческой рабочей молодежи, Кайрат пришел на площадь Республики, чтобы выразить свой протест решению Политбюро о назначении первым секретарем компартии Казахстана Колбина. Его арестовали, приговорили к расстрелу за сфабрикованное дело по убийству дружинника Савицкого. Затем заменили приговор 20 годами лишения свободы. Мой сын не виновен. В это время он находился в другом конце города. Есть свидетели. Мой мальчик погиб. Погиб в тюрьме при загадочных обстоятельствах. Я призываю общественность осудить существующие порядки. Не допустить повторения пережитого. Пусть ни одна мать не переживет такого горя, какое в моем сердце и сейчас.
Судья. Присаживайтесь. Ваш сын жертва событий, в которых нужно разобраться.
Слово предоставляется стороне защиты.
Защита. К началу 80-х годов во всех республиках Советского Союза сложилось тяжелое социально – экономическое положение. Существующие порядки поставили страну перед серьезным кризисом. В марте 1985 года на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев.
На апрельском пленуме был провозглашен курс на ускорение социально – политического развития и перестройку. Выбранный курс предполагал демократизацию и гласность.
Гласность и демократизация была воспринята народом как право «говорю что думаю, делаю что хочу». Командно – административная система защищала государственность. Правоохранительные органы следили за правопорядком в государстве.
17 декабря появились плакаты, лозунги и требования. К вечеру обстановка накалилась. Руководители прокуратуры и МВД республики призывали к благоразумию и предлагали разойтись. Однако молодежь в ответ стала бросать в солдат и милиционеров комья снега. Те стали выводить зачинщиков активных действий из толпы. Появилась пожарная машина. Разбушевавшуюся молодежь стали поливать холодной водой. Необходимо было как-то остановить волнение народа.
Судья. Для заслушивания приглашается первый свидетель обвинения.
1 свидетель обвинения. Погиб ни один Кайрат Рыскулбеков. Погибло гораздо больше людей.
Комитет государственной безопасности по отснятым 17-18 декабря видеоматериалам составил портреты участников демонстрации. И начался поиск так называемых «преступников» во всех вузах страны.
По приказу правительства был разработан секретный оперативный план «Метель» - 86. Согласно плану Декабрьские события предполагались комментировать, как криминал или проявление национализма и должно было быть подавлено.
Этот протест выражался в мирной демонстрации, и не был направлен на свержение существующей государственной власти. Зачем необходимо было так унижать народ.
Судья. Присаживайтесь. Слово второму свидетелю обвинения.
2 свидетель обвинения. Восстание молодежи не было проявлением национализма. Оно не было направлено против других народов в т.ч. русского. Это было выражением протеста против проводившейся социально – экономической политики. Эти события стали первым столкновением двух сил: неокрепшей демократии и еще сильной в том периоде командно – административной системой. С народом обошлись очень жестко: били саперными лопатками, бросали на несколько часов на снег, обливали холодной водой, травили собаками.
Судья. Суд приглашает свидетеля защиты.
1 свидетель защиты. Противостояние зашло так далеко, что солдаты вынуждены были применить дубинки. Толпа была неуправляема. Необходимо было навести порядок. Поэтому пришлось обратиться к службе кинологов. Пришлось забирать молодежь с площади и помещать в приемники распределители, медвытрезвители.
Судья. Слово второму свидетелю защиты.
2 свидетель защиты. 18 декабря в 2 часа ночи в Доме политпросвещения состоялась встреча с Г.Колбиным. Геннадий Васильевич заверил, что необходимо навести порядок справедливыми методами, и произвел впечатление делового человека. Была ли необходимость противиться.
Судья. Желает ли что – нибудь дополнить сторона обвинения?
Мать. Да желает. Власти прикрыли лиц ответственных за подавление мирной демонстрации. Расценили эти события как «хулиганские выходки алкоголиков и наркоманов».
Задержали 8,5тыс. чел.
2-х приговорили к смерти.
Возбудили 99 уголовных дел.
Уволили 12 ректоров вузов.
Отчислили 271 студента.
Погиб мой сын, Кайрат Рыскулбеков.
Требую наказать виновных.
Судья. Слово стороне защиты.
Защита. Наша страна негативно выглядела перед мировым сообществом. Декабрьские события это пятно социализму. Нас осудили. А общественные деятели таких стран как Чехословакия, Польша, Венгрия, США выступили в защиту восставших. Дестабилизация в обществе приводит к падению авторитета страны в мире. А это в свою очередь может привести к международным проблемам.
Судья. Суд удаляется для вынесения приговора.
Учитель. Ребята! Как вы думаете, какой приговор вынесет суд?
(беседа с залом)
Секретарь. Прошу встать! Суд идет!
Судья. Суд постановил.
1. Устранить командно-административную систему, как изживший себя институт власти и не допустить ее возврата.
2. Реабилитировать участников событий.
3. Кайрату Рыскулбекову посмертно присвоить звание «Халык Кахарманы».
Судья. Прошу всех сесть!
Выступают участники судебного процесса:

1 Ученик:
За свой народ я вправе постоять,
За боль души и мыслей выраженье!
Но тяжек путь! Стремления убиты!
И нет пути назад, так стоит ли идти?
2 Ученик:
Когда струей воды сбивают,
И собирают в кучу, как дрова,
Как мусор грязный подбирают,
В надежде замести следы.
3 Ученик:
Мы те, которых вы не знали,
Которые пытались лишь сказать,
Остановить от необдуманных решений,
И навсегда свободу удержать!
4 Ученик:
Вы поклонитесь до земли,
За тех, ком ты должен быть обязан,
За день, что вырван кровью был в борьбе,
Чтобы сейчас ты независимость обрел!
И чувствовал себя всегда свободным!

Учитель. Эйнштейн говорил:
• Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других.
• Бояться надо не смерти, а пустой жизни.
(Брехт)
V. Я предлагаю игру - «Чистая доска». Играть могут и гости. На доске слова, вы можете стереть любое слово, смысл которого объясните аудитории.
VI. Итог урока. Оценки. Д/з.
Категория: История | Добавил: ganzievi (2016-01-10) E
Просмотров: 191 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 12:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru