Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века
Поурочное планирование по истории Казахстана 8 класс

Тақырып / Тема: «Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века»
Максат / Цель: рассказать о изменении в кочевом хозяйстве казахов, зарождение промышленности и рабочего класса, проникновение российского капитала в промышленность Казахстана
Окыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:

1. Показать, что проводимая царским правительством политика переселения русских крестьян в Казахстан была направлена на распространение капиталистических отношений. Объяснить влияние этих отношений на хозяйственную жизнь, социальное положение и особенности экономического развития казахского аула. Строительство железных дорог. Зарождение и развитие банковского дела в Казахстане. Формирование рабочего класса в Казахстане
2. Осуществить нравственное воспитание у учащихся, чувства патриотизма, гуманизма.
3. Развивать интеллект, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющиеся в новую ситуацию, видеть проблему в знакомой ситуации.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:
Карта «Казахстана», учебник
Сабақ түрі / Тип урока: комбинированный

әдіс-тәсілдер / Методы: Объяснительно-иллюстративный ,групповая работа, вопрос-ответ.
Наглядность урока: карта "Казахстан во второй по¬ловине XIX в."; схема, таблица.

Сабақ барысы / Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала. Вопрос-ответ
1). Как проводился переселенческий процесс в 60—70-х годах XIX в.? Какие льготы были предо¬ставлены?
2).Какой закон был принят 13 июля 1889 г., раскройте сущность и колониальный характер положе¬ния 1891 г.
3). Цель экспедиции под руководством Ф. А. Щербина. Как проводилось переселение в Семиреченской, Сырдарьинской областях?

4).Какие изменения (новшества) произошли в сельском хозяйстве Казахстана во второй половине XIX в., почему?
5).Расскажите о развитии оседлого земледелия в Казахстане, каково его значение?

III.Объяснение нового материала: С 70—80-х годов XIX в. обедневшие казахи в поисках средств к существованию стали уходить на горные вы¬работки или на предприятия в города. Сформировались казахские жатаки. По социально-экономическому положе¬нию жатаки относились к формирующемуся сельскому пролетариату. Отделяясь от своих соплеменников, они в сравнении с другими группами казахского аула были более близки к новому, передовому производству. Вместе с тем жатаки с социальной точки зрения стали менять свой об¬лик. Порвав с родовой, патриархальной средой, они оказа¬лись восприимчивыми к явлениям классового характера.
Открытие новых промышленных предприятий. Бы¬строе развитие производительных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияло на распространение капиталистических отношений в национальных регионах империи. В 30—50-х годах XIX в. выявляются отдельные районы с богатыми природными ресурсами, и с каждым годом нарастает добыча угля, руд, свинца и соли.
С 60-х годов XIX в. российские промышленники стали вкладывать свои средства в организацию промышленного производства в таком богатом полезными ископаемыми крае, как Казахстан.
Строятся железнодорожные ветки, связавшие Казах¬стан с другими районами империи. Наибольшей по про¬тяженности стала Оренбургско-Ташкентская железная дорога. Через железнодорожные ветки с городами России были связаны города Уральск и Петропавловск. Строи¬тельство железных дорог нарастает на рубеже XX в. Если за последние 10 лет XIX в. было построено 482 версты же¬лезных дорог, то к 1905 г. этот показатель достиг 1818 км.
Сосредоточенные в основном в городах заводы и фабрики обрабатывающей промышленности были еще мало¬мощными и плохо оснащенными. Работники, не владея техническими специальностями, не могли выпускать ка¬чественную и в значительных объемах продукцию. Однако в конце века возникают крупные — с числом работников в 300—400 человек — предприятия. Среди них — Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн, Экибастуз- ский, Риддерский. В 1867 г. Баскунчакское предприятие произвело около 55 тыс., а в 1900 г. — свыше 20 млн. пудов соли.
Природные богатства казахской земли стали объектом внимания также зарубежных предпринимателей. Спасско- Успенский, Атбасарский, Риддерский, Карагандинский и Экибастузский промышленные центры, несколько нефтепроизводящих центров были куплены зарубежными капиталистами. Например, акции Спасского медного рудника перешли в руки промышленных собственников США, Германии, Бельгии и Швеции.
Ускоренное освоение природных богатств, развитие денежно-товарных отношений открыли путь для орга¬низации банков и кредитных учреждений.
Задание учащимся: обозначить на контурной карте города, где были открыты предприятия и отделения российских банков. Отделения Государственного банка возникли в хозяйственных и культурных центрах — в Уральске (1876 г.), Петропав¬ловске (1881 г.), Семипалатинске (1887 г.), Омске (1895 г.), позже — в Верном (1912 г.). Открывались и другие банки и их отделения. Из 57 сибирских торговых отделений семь открылись в Казахстане. По числу филиалов значительное место в хозяйственной жизни края занял Русский торгово- промышленный банк, а его отделения были организованы в городах Казахстана в начале XX в.

Проводимая царским правительством политика переселения русских крестьян в Казахстан способствовала распространению капиталистических отношений, повлияла на хозяйственную жизнь, социальное положение и особенности экономического развития Казахстана.

Рефлексия:
1.Кто такие жатаки?
2.Какие предприятия возникли в конце 19 века?

Сабақты қорытындылау / Итоги урока:
Үйге тапсырма беру / Задание на дом: внимательно изучить § 41 учебника.
Категория: История | Добавил: dexis-196 (2017-02-02) | Автор: Валентина Левкович E
Просмотров: 604 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-04-26, 12:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4007]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1572]
Особые дети [279]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [402]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru