Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

ИКТ
С.К.ЛЕССЕР
учитель истории ГУ СШ№4.
г.Тайынша,
Ceвеpo-Казахстанская область

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в преподавании исторических и общественных дисциплин.

«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем».
Ян Коменский.
Образование в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Педагогика вступает в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли общественного производства. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества образовательных услуг. На рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого — доскональное знание педагогических технологий. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы поставлены цели, которые можно назвать точками роста, влияющими на качественное улучшение всей системы. Среди них — повышение статуса педагога, внедрение электронного обучения, модернизация всех уровней образования. Характерной тенденцией нынешнего развития человеческой цивилизации является глобальная информатизация общества и активное внедрение новых информационных технологий во все сферы социальной деятельности, в том числе, в науку и образование. В связи с этим, проектом гос.программы предусмотрено внедрение системы электронного обучения (e-earning). Уровень технологической готовности в Казахстане невысок. Мы занимаем 75-е место в мире по доступу и использованию информационно-компьютерных технологий в образовании (ИКТ). Поэтому планируется внедрить автоматизацию учебного процесса, оснастить учебные заведения лучшим
оборудованием, создать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ, цифровые школы мирового уровня.
Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся информационно-коммуникационные технологии. Актуальность применения ИКТ в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа.
Использование информационно-коммуникационных технологий откры¬вает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение исторических и общественных дисциплин с использованием ИКТ дает учащимся возможность активного участия в уроке, что способствует развитию интереса школьников к предмету.
Современный урок истории — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исхо¬дя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает про¬цесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Использование мультимедиа на уроках — это требование сегодняшнего дня с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя — с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания.
В школьном мультимедийном кабинете имеется достаточно разнообразных обучающих программ по истории. С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать учащимся изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая аудитории. На уроках использую их фрагментарно в зависимости от целей урока. Применение ИКТ оказывает большую помощь в разработке дополнительных учебных заданий по предмету, в подготовке и проведении контрольных работ, олимпиад, предметных недель. Я имею возможность распечатать, сохранить, при необходимости переделать по своему усмотрению тематические и поурочные планы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий. Также на уроках у меня есть возможность использовать интерактивную доску, что делает общение более интересным и оживляет атмосферу на уроке.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, интерактивная доска, образовательные ресурсы Интернета, электронная справочная литература, тренажеры тестирования, иллюстративный материал на электронных носителях, видео и аудиотехника, интерактивные карты, интерактивные on— line уроки, дистанционные олимпиады, конференции, конкурсы, научно-исследовательские работы.
Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся. Уникальность проектной работы в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, а также создать интересный проект с использованием компьютерных технологий. В старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты, создавать презентации научных проектов в программе Power Point.
Итак, выделяем направления применения новых информационных технологий в урочной и внеклассной деятельности:
1. Программное обеспечение, использование на уроках.
2. Разработка уроков с электронными презентациями и интерактивной доской.
3. Проекты обучающихся по истории и обществознанию как домашние задания.
4. Внеклассные мероприятия по предмету.
5. Электронный журнал класса, отчеты в редакторе Excel.
6. Использование материалов Интернет.
7. Работа в текстовом редакторе WORD с целью обеспечения учащихся дидактическими и контрольными материалами.
8. Творческие работы учащихся.
Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности специалиста-педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Преимущества использования ИКТ:
1. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле.
2. Ускоряется процесс получения и использования информации, развиваются познавательные способности школьников.
3. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если объектов для размышлений нет, то «... развитие интеллекта останавливается». Компьютер как раз и является носителем подобных объектов.
4. Педагогу не надо каждый раз перед уроком перерывать папки - у него на диске есть готовая презентация нового материала. А уж как он ее будет использовать — полностью, или возьмет лишь какие-то фрагменты, чтобы наглядно продемонстрировать детям изучаемые явления, — это дело творчества, профессиональных пристрастий каждого педагога.
5. Количество неуспевающих учеников в тех классах, в которых проводится обучение с поддержкой мультимедийными средствами, резко идет на убыль. У детей пропадает комплекс неудачника. Это связано не только с тем, что компьютер — это интересно, таким образом у ребенка повышается
мотивация к усвоению знаний.
6. Компьютер — это еще и возможность объединить разные способы подачи информации. В электронные издания включены различные типы информационных объектов, что предполагает информационное воздействие различных типов. Есть дети, которым достаточно объяснения учителя, а есть и такие, которым сколько ни объясняй, они все равно ничего не поймут до тех пор, пока не прочтут текст или не увидят предмет собственными глазами, пощупают объект, проведут эксперимент и смогут на основании него
сделать вывод. Это связано с индивидуальными особенностями восприятия детей. Так вот, мультимедиа как раз дает возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств (аудиалы, визуалы, кинестетики).
С развитием информационных технологий все больше внимания уделяется возможностям, предоставляемым компьютером для разработки компьютерных технологий обучения. Особенно богатыми дидактическими возможностями обладает технология мультимедиа, представляющая собой интерактивное объединение текста, графики, звука, видео и анимации на основе единого интерактивного программного обеспечения.
Учителя истории и обществознания, владеющие этой технологией, открывают новые возможности для своих учеников. Не нужно искать карту в лаборатории, а просто открой ее на электронной доске. Забыли, например, где проходили трассы Великого шелкового пути, открыли электронную карту и с минимальной затратой времени просмотрели ее еще раз. Хотим проверить у учащихся знания по пройденному материалу — современные электронные учебники по истории оснащены этим видом работы — решением разноуровневых заданий, а также тестов. Не знаем, что означает новый исторический термин - открываем электронный исторический словарь. Можно долго перечислять те виды и формы работы, которыми пользуются учителя современных казахстанских школ. И как бы учителя «старой формации» от них не отказывались — информационно — коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью не только нашей работы, но и жизни. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и, тем самым, делают процесс обучения более эффективным.
Таким образом, использование ИКТ в образовательном процессе значительно повышает заинтересованность и мотивацию деятельности учащихся, а также уровень усвоения учащимися необходимых знаний и умений, так как требует от них активизации самостоятельной познавательной деятельности. В век информационных технологий знания устаревают быстро, поэтому очень важно постоянно обновлять и повышать их уровень. В заключение отмечу, что персональный компьютер сегодня одно из самых мощных и эффективных технических средств обучения, позволяющий повысить качество усвоения информации и интерес к предмету.
Литература:
1. Макаренко А.С. «Педагогическое сочинение», т.3, М., 1986 г.
2. «Государственная программа развития образования РК на 2011— 2020 годы».
3. Демин И. С. «Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности» Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» Москва,1998 г.
5. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» -М., 1984.
Категория: История | Добавил: DELUX (2011-11-12) E
Просмотров: 2662 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru