Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Индивидуальный план самообразования «Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного возраста в условиях пришкольного интерната»
Программа
«Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного возраста в условиях пришкольного интерната»
(2014-2017 г.)








Аннотация.
Настоящая программа является программой духовно-нравственного воспитания и развития детей разного возраста. Она рассчитана на 3 года, предполагает участие всех воспитанников 1-11 классов пришкольного интерната, реализуется на базе «КГУ Корнеевская гимназия» в учебное и внеурочное время.
Обоснование.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, характеризуются утратой духовно-нравственных ценностей: большинство граждан перестали сознательно принимать принципы и правила социального поведения, изменился смысл жизненных ориентиров, забыты традиции, долг перед обществом. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены возникшим кризисом духовности, нравственности личности, упрощением, внутренней жизни.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Республики Казахстан. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
На фоне происходящих событий особую актуальность приобретает проблема формирования ценностных ориентаций в отроческие годы, когда осуществляется переход от сознания к самосознанию, происходит формирование основы личности.

Концептуальные основы

Проблему духовно-нравственного воспитания рассматривают в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Она рассматривалась в исследованиях Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, В.В. Зеньковского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, М.М. Рубинштейна и др. Философский аспект нравственных ценностей раскрывается в работах Г. Гегеля, И.А. Ильина, И. Канта, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова. Психологические подходы, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.Е Щурковой.
Анализ литературы по данной теме показал, что с одной стороны духовно-нравственное воспитание рассматривается как стремление соединить религиозное и светское понимание духовности, с другой стороны нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность - на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Множество подходов, различные точки зрения на понятие духовности расширяют проблемное поле, но не уточняют, как должен быть организован процесс духовно-нравственного воспитания в тех или иных условиях. В настоящий момент методологической основой является Стратегия развития духовно-нравственного воспитания личности в Республике Казахстан. Но и она не дает ответа на вопросы: кто, каким образом и что будет воспитывать в детях.
Обращаясь к проблеме духовно-нравственного воспитания, необходимо помнить о том, что невозможно способствовать формированию и развитию человека, разложив процесс на части (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание и т.д.), что целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.
Наиболее полное отражение принципы духовно-нравственного воспитания личности нашли своё отражение в педагогических трудах К.Д.Ушинского и А.Н.Острогорского. Вся нравственная система, разработанная ими, основана на уважении личности ребёнка, раскрытии его индивидуальных свойств, воспитании его в стремлении к деятельности и активности.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
«Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, – представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира». Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленным в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения.


Цель. Задачи.

Цель: Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного школьного возраста в условиях пришкольного интерната.
Задачи:
1. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее.
2. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей.
3. Организовать вовлечение детей в творческую духовно-нравственно ориентированную деятельность в целях формирования эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру.
4. Обеспечить средним и старшим школьникам пространство для реализации потребности в движении в целях формирования у них ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
5. Организовать экологическую деятельность школьников в целях расширения их личного опыта реализации активной нравственно-экологи¬чес¬кой позиции во взаимодействии с природой и социальной средой.
6. Обеспечить подготовку средних и старших школьников к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений.
7. Создать условия, способствующие формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности.


Предполагаемый результат

В качестве результата воспитательного процесса при реализации данной программы мы рассматриваем развитие духовно-нравственной сферы личности школьников. «Идеальный» прогнозируемый результат освоения детьми программы духовно-нравственного воспитания и развития: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Казахстана.
В духовно-нравственном воспитании детей разного школьного возраста в качестве основных видов опыта мы выделили опыт:
• принятия духовных и нравственных ценностей;
• эмоциональный;
• активного общения;
• нормативного поведения;
• практической социально-направленной деятельности,
• эстетического наслаждения красотой и творческого воплощения своих впечатлений в различных видах творчества;
• применения на практике знаний;
• бережного отношения к своему здоровью;
• реализации активной творческой позиции в коллективной деятельности;
• принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу духовных ценностей;
• и др.

Ступени коллективного и личностного роста
участников воспитательного процесса

Ступень Признаки сформированности основ духовно-нравственной позиции ребенка
первая - желание участвовать в социально ориентированной деятельности;
- эмоциональные реакции при встрече с различными людьми и попытка передать эти чувства в доступных видах творчества;
- явное стремление соблюдать правила поведения в социуме, оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- попытки контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающим
вторая - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного поселка, района, области;
- представление о коллективе как части общества, способность активного участия в организации жизни школы и интерната ;
- желание приносить пользу родине, служить отечеству, расценивание своей учебы как подготовки к реальному участию в улучшении жизни страны.
третья - принятие культуры и духовных традиций многонационального народаКазахстана;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
четвертая - готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам


Направления программы

Направление деятельности Цель Результат Мероприятия
«Гражданско-патриотичес-кое, поликультур-ное воспитание» Способствовать формированию уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее Мероприятия помогут воспитанникам осознать себя гражданином Казахстана на основе принятия общих национальных нравственных ценностей развить чувства патриотизма и гражданской солидарности; осознать безусловную ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Казахстана; укрепить веру в Казахстан, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Организация и проведение конкурсов, бесед, викторин, диспутов, круглых столов, дебатов.

«Правовое воспитание » Способствовать формированию нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей Мероприятия помогут школьникам научиться заботиться о благосостоянии многонационального народа Казахстана поддерживать межэтнический мир и согласие; осознать ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; быть законопослушными и сознательно поддерживаемыми гражданами правопорядок.



Организация и проведение бесед о воспитании личности в коллективе,
толерантности,
правовой направленности;
индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы;
тематические выставки .

«Духовно нравственное и эстетическое воспитание» Способствовать формированию эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру Мероприятия помогут школьникам сформировать готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; осознать духовную, культурную и социальную преемственность поколений; формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Организация традиционных школьных праздников в условиях пришкольного интерната.
Проведение праздников в соответствии с народными традициями.

«Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни» Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих Мероприятия помогут воспитанникам продолжить формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; профилактика вредных привычек; воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности. Организация и проведение физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий среди воспитанников в условиях пришкольного интерната .
Беседы, викторины, встречи с медработниками, лектории для родителей и детей, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

«Экологичес-кое воспитание» Способствовать расширению личного опыта подростков и реализации активной нравственно-экологи¬чес¬кой позиции во взаимодействии с природой и социальной средой Мероприятия помогут воспитанникам сформировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших; сформировать умения и навыки экологического поведения; осознать значение экологической безопасности для здоровья и безопасности человека. Озеленение и благоустройство территории пришкольного интерната;
Участие в тематических выставках, беседах, викторинах, диспутах, круглых столах.



«Трудовое, экономическое, профессионально творческое воспитание» Способствовать обеспечению подготовки к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений Мероприятия помогут школьникам разви-вать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм,способ-ность к преодолению трудностей; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, будущими поколениями. Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности
проведение бесед по изучению профессиограмм учебных заведений;
организация и проведение с воспитанниками выставок “В мире профессий”;
обеспечение участия воспитанников в работе на пришкольном участке; изучение читательских интересов школьников, обсуждение книг, имеющих профориентации-онное значение.
«Интеллектуаль-ное развитие» Способствовать формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулированию к самообразованию, формированию ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности. Мероприятия помогут школьникам развить способность к реализации непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; развивать в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде; развивать позитивное отношение воспитанника к собственному интеллектуальному развитию. организация и
проведение интеллектуальных игр, викторин.

Этапы реализации программы

Этап Цель Деятельность Прогнозируемый результат Сроки реализации
1. Аналитико-диагностический Выявить проблемы духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания.
Проведение необходимых диагностических мероприятий Определение проблемного поля духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Сентябрь-
Декабрь 2014 г
2.Методологический Определить содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей подросткового возраста и условий внешней и внутренней среды пришкольного интерната Поиск инновационных технологий, форм, методов и способов духовно-нравственного воспитания. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
Методические меропри ятия с педагогическим
коллективом.
Программа духовно-нравственного воспитания

Январь– Май 2015 г
3.Вводный Определить целесообразность выбранных содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания и развития детей среднего и старшего школьного возраста Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе приемов, методов духовно-нравственного воспитания школьников. Введение в действие разработанной программы духовно-нравственного воспитания Сентябрь –Октябрь 2014 г
4.Основной Обеспечить стабильное эффективное функционирование системы воспитания детей в условиях пришкольного интерната Осуществление педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Взаимодействие пришкольного интерната, школы, семьи и общества. Сформированность у с воспитанников духовно-нравственных основ культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой. Ноябрь 2014 г –
март 2017 г
5.Аналитико-обобщающий Проанализировать и обобщить полученные результаты. Обработка и интерпретация данных за каждый год. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего воспитания учащихся пришкольного интерната Апрель-май 2017 г.

Мониторинг воспитательного процесса

О чем собираем информацию С помощью какого метода собираем информацию Как часто собираем информацию Кто собирает Кто анализирует информацию Кто использует данную информацию
Уровень воспитанности школьника Методика Н.П. Капустина по определению уровня воспитанности .
Методика изучения уровней воспитанности учащихся (Степанов П.Е, Григорьев Д.В.) 1 раз в учебный год Воспитатель Заведующая интернатом Воспитатель
Уровень развития актива группы Анкетирование учащихся 5 – 11 классов о работе актива группы 1 раз в учебный год Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Заведующая интернатом
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н. Лутошкиным) 5 - 11 классы По желанию воспитателя Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Дж. Морено) 5- 11 классы По желанию воспитателя

Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Уровень осознанной потребности воспитанников в здоровом образе жизни Анкета «Здоровый образ жизни» 1 раз в год Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Социальные знания и навыки воспитанников Мониторинг участия детей в мероприятиях различного уровня Конец учебного года Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Категория: Опыт | Добавил: marinaspartakmakar (2016-01-08) E
Просмотров: 296 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru