Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Проектная деятельность как средство развития познавательных навыков учащихся
Проектная деятельность как средство развития познавательных навыков учащихся
Л.Н.Большакова, учитель географии
КГУ «Средняя школа №16» ( г.Риддер, Восточно - Казахстанская область)
Наше время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быстро ориентироваться в меняющемся мире и осваивать новые области знаний, а также находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких является проектная технология, способная развивать у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного самосовершенствования.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В нашей школе НОУ работает 12 лет. Общество имеет свою эмблему, устав, актив. Основные компоненты и этапы проектной деятельности учащихся отражены в его названии «Поиск»:
П – проблема, планирование работы
О – осмысление, обязательная деятельность по поиску информации
И – исследование проблемы
С – создание значимого продукта (результата работы над проектом)
К – конструирование, оформление отчета
Главные направления работы НОУ – историко-краеведческое и экологическое.
Проекты, над которыми работают учащиеся можно подразделить на 4 группы:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, села .
(«Природно-ресурсный потенциал Риддерского региона»)
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
(«Роль фитонцидных растений в оздоровлении окружающей среды», «Изучение влияния мобильного телефона, «кока-колы» и напитков-энергетиков на живые организмы»)
Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
(«Местные природные ресурсы – основа деятельности предприятий и научных учреждений г.Риддера»)
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
(фотовыставка «Эта красота неповторима и нет подобной больше на Земле»)
Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. В этом случае он видит смысл в работе, осознает цель, понимает и принимает задачи, поставленные учителем, благодаря чему усиливается познавательный интерес, а значит развивается и совершенствуется личность ребенка.
Наиболее эффективными и удачными являются мини-проекты на уроках.

Так например :
6 класс
-Путешествие вглубь Земли
-Природа-учебный географический класс
- Утолим ли мы жажду?
- Войди в природу другом
- По следам великих путешественников
-Облака: обычные и загадочные
-Почему нельзя есть снег?
7 класс
-Удивительная Африка
-Путешествие вокруг света
-Остров Робинзона Крузо
-Известный и неизвестный Х.Колумб
-Глобальное потепление-миф и реальность
-Тайны ледяного континента
8 класс
-Каспий: проблемы и перспективы
-Спасем Арал
-Первооткрыватели земли Риддерской
-Эрозия почв. Кто виноват?
-Лекарственные растения нашего края
9 класс
-Памятники всемирного культурного наследия на территории Казахстана
-Город, который я люблю
На лицо плюсы работы над мини-проектами: навыки самообразования и самоконтроля, моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат, навыки групповой деятельности, индивидуальный подход, интерес к познавательной деятельности.
Н.И. Баранский, говоря об особенностях географии , отмечал « что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания как география. И это по той простой причине, что все, что изучает география – понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению»
Активному участию школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели способствует кружок «География в опытах и экспериментах»
Форма работы- занятие-эксперимент.
В ходе занятий не только воспроизводится само природное явление, но и раскрывается его суть, учащиеся с удовольствием ищут ответы на многочисленные «почему?», тем самым реализуется проектная цепочка: проблема-исследование-ответ.
Занятия-эксперименты: «Извержение», «Волны», «Место для воздуха», «Эффект Кориолиса», «Соль» и другие позволяют привить интерес к предмету, более наглядно и доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов на Земле.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников
Категория: Опыт | Добавил: lnbolshakova (2016-02-07)
Просмотров: 120 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru