Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

«Дифференцированный подход в обучении младших школьников».
«Дифференцированный подход в обучении младших школьников».

Канаева Галина Валерьевна
учитель начальных классов ГУ «Степная основная школа»
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный подход может осуществляться к группе школьников, отличающихся одними и теми же особенностями. В педагогике такой подход называется дифференцированным. «Новая модель содержания образования Республики Казахстан основывается на принципах внутренней дифференциации. Организация внутренней дифференциации требует отбора по каждой теме разноуровневого содержания, что требует творческого подхода к своей деятельности. В содержание войдёт не только сумма знаний информационного характера, но и сам процесс добывания знаний, т.е. содержание перейдёт от источника информации в средство активной познавательной деятельности» (ГОСО РК).
Реформа школы и время ставят перед учителем следующие задачи:
o Дать учащимся знания;
o Обеспечить единство обучения и воспитания через предмет;
o Подготовить учащегося к жизни.
Приведение методов обучения в соответствии с социальными требованиями жизни – основа работы учителя в современных условиях.
Совмещенный класс состоит из учеников с разными возрастными особенностями, неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Проводить урок в совмещенном классе с небольшим количеством учащихся очень трудно: уровень обучения невысок. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – увеличение числа актов взаимодействия ученика и учителя: учитель часто спрашивает, ученик – часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Создаются условия сверх опеки учителя над учащимися. И все это неизбежно приводит к увеличению эмоциональной нагрузки учащихся.
Я давно убедилась, что все мои нравоучения, убеждения взяться за учебу, за изучения предмета результатов не дают. Просить и приказывать бесполезно. Поэтому в своей работе, прежде всего, учитываю недостатки мышления, низкую работоспособность, слабую волю и, разумеется, следствие этих причин – отсутствие навыков учебной деятельности, узкий кругозор. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения.
Работая над проблемой повышения эффективности урока, я столкнулась с проблемой, "Как работать на уроке с совмещенным классом?" В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни. Каждый из нас выбирает тот или иной принцип обучения. Просмотрев методическую литературу, испробовав на уроках элементы различных форм уроков развивающего обучения, решила строить процесс обучения, при котором, зная и учитывая индивидуальные различия учащихся, определить для каждого наиболее рациональный характер работы на уроке. Так как именно эта форма работы позволяет решить многие из перечисленных выше проблем. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса – лежит в основе принципа дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их способностей. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому учащийся должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания.
Положительные стороны дифференцированного обучения
сильным учащимся можно уделить время;
 слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
 повышается уровень Я-концепции
(ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
 повышается уровень мотивации у сильных учеников
Условия эффективности дифференцированного подхода
 Создание ситуации успеха и уверенности;
 Сотрудничество учителя и ученика;
 Возможность выбора учеником заданий различной трудности;
 Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
 Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
 Тематический учет знаний;
 Использование метода малых групп;
 Логическая обусловленность и своевременность контроля;
 Гарантирование ученику права на повышение оценки;
 Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
 Поощрение ученика;
 Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
Способы дифференциации предполагают:
• дифференциацию содержания учебных заданий
- по уровню творчества
- по уровню трудности
- по объёму
• использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется
- по степени самостоятельности
- по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий.
Задания по выбору учащихся
Планируя работу по предмету, ставлю перед собой две основные задачи:
1.Выяснить:
o Уровень владения предметными умениями и навыками;
o Объем и глубину знаний по предмету;
2. При подготовке к уроку учитываю перечисленные выше знание об учащихся.

Основные направления работы с учащимися:

Организация дифференцированной работы в процессе обучения начинается с формирования групп учащихся. Группы я формирую по следующим признакам:
• учащиеся с различным уровнем усвоения материала на данный момент;
• учащиеся с различным уровнем работоспособности и темпом работы;
• учащиеся с различными особенностями восприятия, памяти, мышления.
Учащиеся учатся от другого ученика так же, как и от учителя на уроке.
На этом этапе работы применяю карточки- консультации; карточки- алгоритмы; опорные конспекты;
Составляю уровневые контрольные работы, тесты, самостоятельные работы которые направлены на проверку знаний и выявлению типичных ошибок учащихся.

Например: 3 класс – тема: «Табличное умножение и деление»
1уровень.
Реши. Соедини точки согласно ответам. Что получилось?
7*9= 14:7= 2*6:3=
8*6= 7*8= 6*4:8=
9*9= 5*5= 27:3*2=
7*4= 4*8= 36:4*6=
30:6= 6*7= 3*7*3=
40:5= 3*5=
80 . 81. 28. 12. 17. 21. 35.

63. 48. 30. 14. 40. 2. 56.

54. 18. 5. 10. 47. 8. 51.

13. 0. 44. 75. 6. 49. 62.

1. 96. 15. 31. 84. 42. 74.

45. 3. 4. 55. 41. 32. 25.
2уровень.
Расположи ответы примеров в порядке убывания. Что получилось?
4*10+39= 15*10-76=

8*10+39= 25*10-76=

10*10+39= 37*10-76=
3уровень.
Расположи ответы в порядке убывания, и ты узнаешь название созвездия в Северном полушарии.

: 5 * 3 :6 + 46

: 8 +11 :5 * 9

: 7 * 8 +8 :10


: 9 +23 :6 *7

: 4 * 5 +15 -13

: 6 +17 :3 *20

Учу отвечать, не боясь ошибиться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного ответа или решения. Учащиеся получают возможность внести изменение в планирование работы на уроке, получают возможность оценить урок, выбрать из него те моменты и формы, которые им понравились.
Уровни и виды домашнего задания:
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые нам хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических
( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимым нашим психологом.
2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Другая проблема обучение в совмещенном классе- учитель одновременно ведет два урока с двумя классами учащихся разных возрастных групп. Внимание учителя постоянно переключается, нагрузка увеличивается. Ученики, реагируя на действия учителя, когда он работает с другим классом, отвлекаются, соответственно, качество обучения в таких классах снижается. И это при наличии современных требований к образованию.
Я обогащаю свои уроки за счет включения разных способов и средств обучения, проявляющих преимущества малой наполняемости классов, например:

Из нестандартных жанров уроков часто используют уроки-игры.
Разноуровневые задания:
1.Найти значение выражения - одним детям, и дополнительное задание - раздели равенства на группы.
2.Работа в группах - в парах сменного состава, где каждый учит другого.
3.Одно и тоже задание дано в 5 вариантах.
4.Задачи на выбор по степени сложности на «5» «4» «3».
5.Задачи повышенной сложности.
6.Задача и её исследование по степени доступности для детей.
7.Игра «сюрприз» (справился с работой-дополнительное задание-»сюрприз»: сделал задание на открытке правильно-возьми её себе).
8.Дифференцированные карточки-«красный, желтый, зеленый».

9.Опоры, памятки, алгоритмы, образцы выполнения заданий.
1.Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме
« Безударные гласные».
1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,
л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,
весенний, домовой, дом,
лесок, лес, сосны, вода,
сосенки, водный.
2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
б-гун - Алгоритм.
х-дить- 1. Прочитай слово.
сл-ды- 2. Поставь ударение.
в-да - 3. Выдели корень.
б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна - проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать-
д-ждливый-
в-сенний-
гр-зовой-
тр-винка-
стр-ла-
Русский язык. 3 класс. Тема: «Сложные слова»
1 уровень ( 3 )
Вставить соединительную гласную. Выделить корень.
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пёк, мор…ход.
2 уровень ( 4 )
Составить и записать сложные слова с корнем: хлеб, снег, лист, лес.
3 уровень ( 5 )
Придумать по 2 слова с соединительными гласными –о- , -е- . Составьте и запишите предложения с этими словам.
Разноуровневые карточки

Приемы устного опроса:
o Лист контроля знаний – в нем перечислены основные правила и понятия, формулировки и формулы по теме, которые обязан знать учащийся.
o Опрос по цепочке – ответ учащегося прерывается в любом месте и передается другому учащему.
o Взаимный опрос – учащиеся отвечают на вопросы, составленные другими учащимися.
Письменный контроль:
o Математические диктанты, слуховой диктант
o Тесты по разделам программы;
o Самостоятельные и контрольные работы.
Учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Начальным периодом для становления самооценки является младший школьный возраст, поэтому начинать формирование объективной самооценки необходимо в этом
возрасте.
Использую в работе следующие формы работы:
 работа в парах; диалог на стикерах.
 индивидуальная работа учителя с учеником;
 самостоятельная работа учащегося.

Для обучения младших школьников приемам самооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания. Я использую в работе тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика, где старался объективно себя оценить и отметить для себя пробелы в знаниях конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга.
В своей работе я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. В частности, составляем кластеры, таблицы Знаю – Интересуюсь – Умею, диаграммы, карты и многое другое. Такие виды работы любимы многими моими учениками, ведь при составлении карт или схем у детей развивается критическое мышление, навыки саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. При оценивании данных видов работ применяю стратегии «Плюс-минус-интересно «сигналы рукой» и др.
Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами.

В своей дальнейшей работе при планировании урока я буду:
- вводить новые стратегии по мере их освоения
- продолжу применение данных форм оценивания, т.к. использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащиеся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в паре, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
- буду стараться более тщательно продумывать этап оценивания.
Категория: Опыт | Добавил: yadarina24 (2016-03-17) | Автор: Канаева Галина Валерьевна E
Просмотров: 149 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru