Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Грамматический разбор во вспомогательной школе»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Грамматический разбор во вспомогательной школе»

Грамматический разбор есть один из методических приёмов обучения грамматике.
Цели грамматического разбора:
1. Закрепление, повторение и проверка усвоенных учащимися грамматических знаний.
2. Развитие у детей понимания строения речи и, следовательно, развитие навыков мышления.
При грамматическом разборе дети на практике применяют известные им общие грамматические правила и положения к частным конкретным случаям, а это и есть то, что в логике называется «дедуктивным мышлением».
Уже из этих определений видно, что важнейшим свойством, обуславливающим методическую ценность грамматического разбора, является то, что это – приём практический, конкретный, а не отвлеченный и, следовательно, в известной степени – наглядный, точнее – имеющий все данные, чтобы его сделать наглядным (это зависит от некоторых приёмов).
Грамматическому разбору подвергается связанная речь, то есть целые тексты или отдельные яркие предложения.
Грамматический разбор состоит из двух основных моментов и третьего дополнительного, но не менее важного, чем два первых:
1. Синтаксический разбор, или как следует называть во вспомогательной школе, разбор по членам предложения.
2. Морфологический разбор, или разбор по частям речи с указанием форм.
3. Разбор морфологического строения некоторых слов из предложения, то есть структурный анализ слова с выделением в нем морфологических частей, или разбор состава слов.
Грамматический разбор должен идти во всех классах, соответственно с объёмом полученных по грамматике знаний и их постепенным нарастанием. Грамматическому разбору надо посвящать иногда отдельные уроки, устные (при устном грамматическом разборе надо уделять внимание правописанию суффиксов, падежных окончаний) и письменные, но обязательно на каждом уроке надо уделять разбору некоторое время(разбирать хотя бы одно предложение). Частично грамматический разбор может идти и на уроках чтения (указание форм слов, например, падежей, чтобы лучше понять смысл прочитанного выражения в стихотворении или в рассказе, состав или этимология какого либо интересного слова).
При грамматическом разборе можно применять наглядность: плакаты, таблицы, схемы. В классе на уроке и во внеурочное время перед глазами детей должны быть схемы и таблицы, по образцу которых производится грамматический разбор. Это поможет детям легче запомнить схему, ход грамматического разбора.

Грамматический разбор предложения.
Седые туманы плывут к облакам. (А.С. Пушкин)
I. Разбор по членам предложения.
Вопросы.
1) О чем говорится в предложении ? Что плывёт? - туманы (подлежащее).
2) Туманы что делают? – плывут (сказуемое)
3) Какие туманы? – седые (пояснительное слово к подлежащему туманы)
4) Куда плывут? К чему плывут? – к облакам (пояснительное слово к сказуемому плывут)
Схема предложения.
(Что?) (Что делают?)
Подлежащее
Сказуемое


(Какие?) (Куда? К чему?)

В этом предложении два главных члена и два второстепенных – пояснительных, всего четыре члена предложения из пяти слов. Предлоги и союзы не являются членами предложения.

Пары связанных между собой слов.
Пары слов Связи
Туманы плывут (главные члены) Согласованы в числе
Седые туманы Согласованы в роде, числе и падеже
Плывут к облакам Существительное с предлогом
к облакам зависит от глагола плывут

Название предложения по разным его признакам.
(вид или тип предложения)
Это предложение – повествовательное, распространённое, простое.
II. Разбор по частям речи с указанием форм.

Предложение Слово в нач. форме Часть речи Род Число Падеж Время
Лицо Спря-жен.
Седые седой прил. муж. мн. Им. --- --- ---
Туманы туман сущ. муж. мн. Им. --- --- ---
Плывут плыть глаг. --- мн. --- наст. 3-е 1-е
К --- предлог ---- ---- ---- ---- ---- ----
облакам облако сущ. ср. мн. дат. --- --- ----

III. Разбор слов по составу.

Плыв - ут

Корень Окончание


Облак - ам

Корень Окончание

Этимология слова облако : это слово произошло от слова обволакивать, в старину говорили обволоко.
Такое наглядное пособие, если его применять систематически по всем правилам дидактики и методики, помогает детям с ограниченными интеллектуальными возможностями запомнить правила разбора предложения. Необходимо требовать, чтобы дети рассуждали вслух и давали полные ответы. Подлежащее и сказуемое в большинстве случаев являются не только по форме, но и по существу, действительно главными членами предложения. Но очень часто суть высказывания заключается именно во «второстепенных» членах предложения.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Например, если составить предложение только из главных членов и сказать:
Стоит сосна – Это будет сухо и неинтересно.
Очень существенно указать, где стоит? Как? На каком севере? Как дремлет? Как одета снегом? Каким?
Если бы мы учили детей о «второстепенности» данных образов, то у них не было бы никакого интереса к стихам.
Рассмотрим ещё один пример простого предложения. «Мальчик пишет красиво.» - здесь весь секрет в слове красиво. Следует обратить внимание на один методический момент в синтаксическом разборе предложения: вполне достаточно будет сказать ученикам вначале изучения темы, что названия «главные» и «второстепенные» члены предложения – условны, что они относятся только к форме предложения, а не к его смыслу, и дать приведённые выше разъяснения и соображения в доступном детям виде; нужно стремиться к тому, чтобы дети понимали предложения как единство всех его частей. Важнейшим моментом синтаксического разбора – отношениям и зависимостям между словами; только сознательное усвоение этих зависимостей даёт учащимся понимания строя речи.
Изучение пар, связанных между собой слов расширяет синтаксический кругозор учащихся. Очень интересно и полезно показать учащимся значение осмысленных пар слов путём сопоставления с бессмысленными сочетаниями слов, например, седые к облакам, диком одиноко и другие. Значение связи слов при этом выступает очень ярко.
Грамматический разбор необходим для закрепления грамматических знаний и для развития мышления учеников. Чтобы ученик правильно понимал то, о чём он говорит при разборе предложения, необходимо требовать от него доказательств, обоснования своих высказываний. «Ты говоришь, что это – имя существительное, докажи, что это действительно так; ты говоришь, что это – винительный падеж, докажи, что это так.» Доказательства важны не только в целях контроля знаний и пониманий ученика, они ценны сами по себе. Грамматика – это логика языка, как не переставал подчёркивать К. Ушинский. Приводимые учеником доводы в пользу того или иного грамматического положения, помогут раскрыть содержание того понятия, которое в данном случае выясняется; они помогут развить логическую мысль ученика и точность его речи, разовьют чувство ответственности за свои слова. Ученик выработает навыки мотивировки своих ответов лишь в том случае, если учитель будет добиваться их систематически на каждом уроке, и если сам учитель будет давать образцы грамматических рассуждений, будет действительно объяснять и аргументировать. Лишь в этом случае грамматические навыки разбора предложения будут осмыслены, приведены в систему и основательно усвоены.
Категория: Опыт | Добавил: scorpi (2016-03-30) | Автор: Малахова Н.К. E
Просмотров: 267 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru