Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Активизация познавательной деятельности по химии путем расширения информационного пространства через внедрение ИКТ
«Школа – это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее».
А. Барбюс

Педагогическое кредо: любить то, что преподаёшь и уважать тех, кому преподаёшь.

Педагогические принципы:
1. Учить не мыслям, а мыслить.
2. Сотрудничать с учащимися на каждом этапе процесса обучения.
3.Вызывать у учащихся мотивацию к обучению.
4.Вначале научить, а потом контролировать.
5.Стимулировать инициативу и творчество учащихся для более глубокого изучения химии.

Одной из центральных задач современного образования является коренное улучшение качества образования и воспитания подрастающего поколения. Выполнение этой задачи требует осуществления целого комплекса мер по совершенствованию урока. Эффективность урока всегда стояла в центре внимания теории и практики управления учебно-воспитательным процессом. «Если учитель объединяет в себе любовь к делу и ученику он – совершенный учитель». Л.Толстой.
Наибольшей эффективности урока добиться не просто. Так как количество и сложность учебного материала возрастает, а организационная система обучения остается незыблемой.
Важнейшими принципами современной дидактики являются доступность и обучение на оптимальном уровне трудности. Зона доступности и мера трудности для каждого человека индивидуальны: то, что одним легко воспринимается, для другого может быть недоступным. Отсюда следует, что принцип доступности и обучение на оптимальном уровне трудности обязательно сочетаются с принципом дифференцированного подхода к обучению учащихся.
В сочетании с однообразными методами и приемами обучения, применяемыми учителями разных предметов в течение каждого учебного дня, месяца, года, приводит к эмоциональным перегрузкам, повышает их утомляемость. В результате, также падает интерес к учебе и учебный труд представляется как тяжелая нудная работа.
Я стала понимать, что стремление выполнить программу, провести все практические работы, повысить качество знаний учащихся, совсем не затрагивает тех, ради кого мы все это делаем. Значит надо что-то менять. «Главное в человеке это не ум, а то, что им управляет: характер, воля, добрые чувства, передовые идеи». Ф. М. Достоевский. Эти причины побуждают искать новые формы и методы учебной работы, позволяющие развивать осознанную мотивацию учащихся к процессу обучения. На помощь мне пришли информационно-коммуникативные технологии. В условиях современного общества всё большие массивы информации передаются, обрабатываются, фиксируются и систематизируются посредством компьютерных технологий. Можно говорить о новой культуре восприятия – визуально-экранной. Экран потеснил книгу с позиции основного источника информации. Особенно это явление заметно в молодежно-подростковой среде. На смену читающему поколению приходит поколение, смотрящее на экран. Современные дети не могут прожить без экранов телевизоров, телефонов и компьютеров. При этом Интернет для них в первую очередь средство коммуникации, им сложно ориентироваться в информационных потоках. Названные тенденции необходимо учитывать при разработке методов и форм организации работы учащихся. А это значит активно использовать в процессе обучения информационные технологии и развивать информационную культуру учащихся. Ученики должны осваивать умение поиска и отбора информации, приобретать способность к самообразованию.
С целью повышения компьютерной грамотности и более широкого внедрения информационных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс, я в 2012 году прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для Будущего», изучила приемы составления флипчартов в программе Activstudio Professional (2010г).
Работаю в программах MS Word, MS Excel, MS Power Point,использую сервисы Internet для работы по теме самообразования и подготовке к уроку. Раньше я их использовала во внеклассной работе, но теперь работа с флипчартом, презентацией, поиск информации в интернете или видео опыт применяю на каждом уроке. Таким образом, я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся на предмете химия, привлечь учащихся к более глубокому изучению.
Необходимо так организовать обучение, чтобы не только учитывались индивидуальные особенности учащихся, но и учащиеся не воспринимали химию как ненужную и невостребованную жизнью науку, а осознавали ее как часть всеобщей культуры, знание которой необходимо каждому образованному человеку. Исходя из этого, я стараюсь проводить уроки так, чтобы заинтересовать учащихся через уроки-путешествия, уроки-соревнования, зачеты-конкурсы, ролевые игры, которые обязательно сопровождаются видео роликами, видео опытами, презентациями. Однако провести каждый урок таким образом практически невозможно. В связи с этим я стараюсь в каждый обычный урок ввести хоть какой-то из этих элементов. При этом учитываются возрастные особенности учащихся, преемственность технологий, индивидуальные особенности, возрастание доли самостоятельности учащихся. Использование Интернета он-лайн на уроке позволяет организовать самостоятельную индивидуальную/парную познавательную деятельность учащихся и осуществить изложение нового материала силами учащихся. Формируются умения поиска информации и навигации в Интернете. Использование привлекательной для учащихся формы предъявления материала развивает познавательный интерес к предмету.
Например, урок по теме «Сера, ее физические, химические свойства и применение» в 9 классе. Урок начинаю как обычно: сообщаю тему, цель, план изучения. А затем появляется слайд со стихотворением
Ю. Кузнецов «Тайна чёрного моря»
Трясся Крым двадцать восьмого года
И ставало море на дыбы,
Испуская ужасу народа
Огненные, серные столбы
Всё прошло, опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше, всё плотней
Сумрачная серная пена
Подступает к днищам кораблей.
И предлагаю, используя возможности интернета пояснить смысл строк. После таких сообщений у учащихся появляется интерес. Затем предлагаю отправится в путешествие. Этапы нашего путешествия таковы:
1. Выйдем их бухты «Самородная».
2. Через рифы «Физических свойств» поплывём
3. В море «Аллотропных видоизменений» из него попадем
4. В океан «Строение»
5. Обогнём мыс «Превращений»
6. По реке «Уравнений»
7. Выйдем в порт «Применения».
Учащиеся самостоятельно работают с учебником, периодической таблицей химических элементов, записывают название, химический элемент, расположение в таблице, строение атома и т.д. все как всегда, но этот элемент новизны уже дал свой положительный заряд, ребята работают с увлечением. Затем снова элемент из истории. Древних греков он привлекал своим не только ярко-желтым цветом, и способностью под ударами кремня испускать сноп искр, они называли его пиритом, что означает «огонь». Другой важный сульфит – известный ка «киноварь» за ярко-красный цвет индейцы называли ее кровью дракона. «Киноварь» вошла и в историю косметики древние египтянки использовали се в качестве румян, инки Южной Америки подводили глаза, правда, делали это один раз в жизни – в день бракосочетания. Заинтриговав учащихся, предлагаю вывести формулу, сообщив, что вещество содержит еще 86,24% ртути. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию умений учащихся решать задачи по химии.
Реализуя принцип экологизации, сообщаю информацию о двойственной биологической роли серы для организма человека. Это и состав белков, витаминов, гормонов, обмен веществ. Она есть и в составе нервной ткани, хрящевой, в крови, в моче, молоке. Это мази, антибиотики. Вот таким образом в результате совместной моей деятельности и учащихся усваиваем теоретический материал.
Также использую на уроках межпредметные связи, они дают эмоциональный фон психологической разрядки и соприкосновения с атмосферой творчества. Особенно располагает к этому тема «Металлы» «Сплавы – от бронзового века и до наших дней». После изучения темы в 9 и 10 классе провожу обобщающий урок «За страницами учебника». Здесь можно вспомнить памятник Минину и Пожарскому, «Медный всадник», «Статуя свободы». А Царь-пушка Московского Кремля, Дивный узор решетки Летнего Сада и т.д. Волшебный звон колоколов. Предлагаю загадки про металлы и сплавы:
1. В таблице Д.И. Менделева трудно найти другой Ме, с которым была бы так неразрывно связана история цивилизации. О каком Ме идет речь?
2. Один из египетских фараонов обещал царю Хеттов в обмен на этот Ме любое количество золота.
3. Одна легенда гласит, что в сети к рыбакам попал водяной. За свое освобождение он пообещал солидный выкуп: золота – на один год, серебра – на десять лет, а на вечные времена этот Ме.
4. Земная кора содержит 5% этого Ме.
5. Метеорит «Гоба» весящий 60 тонн на 90% состоит из этого Ме.

1. В 1440г французский маршал Жиль де Лаваль, вошедший в историю под зловещим именем «Синяя борода», был обвинен в убийстве сотен девушек, из крови которых, по мнению церкви, он изготовлял этот Ме.
2. Царь Мидас превращал в этот Ме все, к чему прикасался.
3. Близ Бангкока – столицы Таиланда была обнаружена статуя Будды из этого Ме, весящая 5,5 тонны.
4. Благодаря этому Ме в 1956г состоялся первый в истории разговор через Атлантику.
5. Ювелирный сплав этого Ме содержит лигатуры – добавки меди, серебра, никеля, кадмия, палладия и др, придающих ему прочность.

1. Золотой Ордой выпускалась монета из этого Ме диргема или денга (по татарски «денга» - звенящий).
2. Слитки этого Ме – гривны, весили 200г.
3. По легенде, в Невьянской башне – вотчине Демидовых – чеканились фальшивые деньги, которые содержали большеи этого Ме, чем настоящие.
4. 1г этого Ме можно превратить в тончайшую проволоку – паутину длиной около 2 км.
5. Иодид этого Ме успешно борется с тропическими циклонами.

1. Гробница китайского полководца Чжоу Чжу, умершего в начале третьего века украшена орнаментом из сплава содержащего 85% этого Ме
2. Наполеон III – «маленький племянник великого дяди», чтобы пустить пыль в глаза, на одном из банкетов наиболее почетным гостям выдал приборы из этого Ме, гостям же попроще пришлось пользоваться обычными золотыми и серебряными приборами.
3. В 1889г в знак признания заслуг в развитии химии
Д.И. Менделееву был преподнесен ценный подарок – весы, сделанные из золота и этого Ме.
4.Этот Ме является основой монетных сплавов.
5.В фольге из этого Ме можно готовить и хранить пищу.

1. Этот элемент получил свое название от слова «лучистый».
2. Все его соединения светятся за счет собственного излучения.
3. Элемент был открыт в 1898г Марией Склодовской – Кюри и Пьером Кюри.
4. Серебристо – белый металл, по своим свойствам похож на барий.
5. Радиоактивный элемент второй группы 7 периода.

1. Этот химический элемент был открыт шведским ученым Ларсом Нильсоном в минерале гадолините, впервые найденном в Скандинавии.
2. Соотечественник Л. Нильсона – Пер Клеве – установил, что этот элемент является предсказанным Д.И. Менделеевым экабором.
3. Это элемент третьей группы 4 периода.

1. Из этого Ме были сделаны зеркала, которые вождь ацтеков
Монтесума передал в дар королю Испании
2. Какой Ме называют «серебрецо», «гнилое золото», «лягушачье золото», «плохое серебро»?
3. Бутылка, заполненная каким Ме весит больше, чем ведро с водой?
4. Отравление парами какого Ме стало причиной смерти короля Швеции Эриха ХIV в 1568г, английского короля Карла II из династии Стюартов.
5. Каким способом было нанесено 100кг золота на гигантский (26м в диаметре) купол Исаакиевского собора в Санкт – Петербурге?

1. Осы, стремясь вырваться на свободу, ухитряются прогрызть стенки ящика из этого Ме толщиной 43мм.
2. Из какого Ме был изготовлен водопровод, орошавший висячие сады Семирамиды?
3. Какой Ме не раз решал исход грандиозных военных баталий и мелких гангстерских потасовок?
4. Какой Ме в 1635г мастера добавии в стекольную массу, получив стекло сверкающее как бриллиант?
5. “Больше, чем золотом, - писал Георг Лихтенбнрг,- мир изменен сплавом на основе этого Ме, который можно найти в наборной кассе”
Изучение темы «Железо» начинаю словами: «Нет в периодической системе другого такого элемента, при участии которого было бы пролито столько крови и унесло столько жизней». А затем читаю стихотворение А. Блока:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину железный век,
Тобой во мрак ночной, беззвездный –
Беспечный брошен человек!
На уроке по теме «Сплавы металлов» уместны стихи А.С. Пушкина:
«Все мое!» - сказало злато;
«Все мое!» - сказал булат.
«Все куплю!» - сказало злато;
«Все возьму!» - сказал булат.
Прошу учащихся прокомментировать пушкинские строки и спрашиваю: «Есть ли здесь связь с современностью?»
Провожу тематические уроки, выходящие за рамки программы и учебника. Темы могут быть разными. Например, в 8 классе «С водой на Вы» о необходимости сохранения водных ресурсов. В 9 классе «От глиняной игрушки до тончайшего фарфора», « В ложке лекарство, в чашке яд!» о биологической роли металлов и неметаллов. В10 классе «Металлический блеск в зеркалах», «Сплавы - от оружия до ювелирных изделий», в 11 классе «Спирты – польза и вред». Готовлю такие уроки вместе с учащимися. Они подбирают соответствующий материал, готовят презентации, пишут рефераты. Проводим викторины, КВНы. Цель их, как и других видов игровых соревнований – закрепить и углубить знания учащихся по предмету химия. Вопросы викторины, в основном, построены на программном материале школьного курса, однако их содержание не повторяет то, что обсуждалось на уроках. Они составлены так, что знакомый материал предстает с новой, подчас неожиданной стороны, вызывая повышенный интерес к предмету. Включая несколько вопросов, выходящих за рамки программы, как я убедилась, обычно привлекают учащихся и заставляют их прорабатывать дополнительную литературу.
У меня сформировался информационный фонд флипчартов в программе Activstudio Professional, учебных презентаций, видео роликов, видео опытов и я его постоянно пополняю с помощью своих учеников.
План изучения «Основных классов неорганических соединений» в 8 классе построила по-своему. На первом этапе изучаем состав, номенклатуру, классификацию и физические свойства всех классов веществ. Отвожу на это чуть меньше времени, а химические свойства изучаем вторым этапом, с большим запасом уроков. Это дает мне возможность оперировать всеми основными понятиями темы. Используя возможности флипчарта, учащиеся сами пишут уравнения по новой теме. Такой подход оправдан, так как восьмиклассники только приступают к изучению химии, интерес у них выше и процесс усвоения нового идет активнее, а затем мы только закрепляем изученое.
Знакомство в 8 классе с периодической таблицей идет через призму строения атома элемента, что позволяет показать зависимость проявляемых свойств от строения. Ведь это, по сути дела, повторение открытия периодической системы индуктивным методом, именно тем, каким пользовался сам Д.И. Менделеев.
Подобный подход повышает познавательную активность учащихся и развивает интерес к предмету. Усвоение материала происходит осознанно. Каменский писал: «Все дети разные и надо дать возможность каждому развиться с собственной скоростью». Благодаря использованию ИКТ на уроках мотивация большинства учащихся изменилась, что выразилось в переходе от пассивного слушателя к активному участнику учебного процесса. Применение ИКТ на уроках химии позволило повысить качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также успешной сдаче переводных и выпускных экзаменов.
При изучении тем «Первоначальные химические понятия», «Основные классы веществ», провожу игры: «Исключение лишнего», «Химическое домино», «Установи соответствие или последовательность» и другие. Считаю, что самое главное закладывается в 8 классе, поэтому стараюсь создать крепкий фундамент для изучения химии в 9-11 классах.
В каждой параллели мною составлены тесты для промежуточной и итоговой проверки тем, которые содержат от 15 до 30 вопросов. Чтобы научить ребят решать задачи есть опорные карточки. Разноуровневые карточки позволяют осуществлять индивидуальный подход. К сожалению, многие учащиеся не видят области применения полученных на уроке химии знаний, поэтому, в каждой теме идет непрерывное формирование функциональной грамотности. Учителя химии часто сталкиваются со сложностью формирования функциональной грамотности по предмету. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных мини проектов. Например, по теме «Алюминий и его соединения» учащимся предлагаю несколько проектов: «Серебро из глины» - история получения алюминия, « Дюраль – сплав победитель» - использование сплавов на основе алюминия в самолетостроении и так далее. Проект дополняет и углубляет информацию учебника, так как для создания его учащиеся собирали материал в сети Интернет. Продуктом этого проекта – презентацией я пользуюсь при объяснении тем. Работая над созданием презентации, ребята использовали программу Power Point. Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
В 2010 году на уроках я начала использовать мультимедийные учебники, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это для меня не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
«От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятие, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей, каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и благодарной дружбой к своему руководителю» А.В. Луначарский.
Изучила литературу по методической теме:
1. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2009. — с. 68–70. 2
2. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30. 3.
3. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. 5.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.
6. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. — № 4. 7.
7. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий
в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
8. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6.Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. –
9.Ткаченко С.Н. Использование ИКТ в образовательном процессе (статья). - nsportal.ru
Категория: Опыт | Добавил: olgasol06 (2017-03-03) | Автор: Солоненко Ольга Николаевна E
Просмотров: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-05-01, 9:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4008]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1573]
Особые дети [281]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [403]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru