Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Дождевая гонка на карте
Дождевая гонка на карте.

Гонка в дождь непредсказуема и полна острых моментов. Картингист, который знает секреты мокрой трассы, имеет превосходство над остальными гонщиками. Только от мастерства пилота, а не от возможностей картинга, зависит исход гонки.
Говоря в общем, главное правило дождевого пилотажа — ехать там, где мы и не подумали бы двигаться на сухой дороге. То есть, мимо идеальной траектории.
Идея найти и использовать ту часть покрытия, где зацеп шин с асфальтом максимален. На любом картодроме львиная доля соревнований приходится на сухую погоду. Идеальная траектория полируется шинами; поры асфальта забиваются резиновой крошкой, формируя держак в сухую погоду... Это — именно та дорога, которую нам следует избегать во время дождя!
В поисках держака картингист должен выискивать и использовать невыкатанные участки трассы, где асфальт достаточно абразивен для того, чтобы шина могла за него зацепиться. В частных случаях это может означать прохождение поворота по внешнему радиусу или, наоборот, ранний «нырок» внутрь поворота с целью зацепиться за поребрик.
Конечная цель одна — найти дорогу с максимальным зацепом.
Как уже отмечалось, мы должны избегать идеальной траектории. Тем не менее, естественно, с выкатанной дорогой придется соприкасаться. В этом случае необходимо двигаться настолько прямолинейно, насколько это возможно, дабы уменьшить шанс вероятного заноса. В силу значительно меньшего зацепа в повороте (относительно сухой дороги), мы серьезно жертвуем скоростью входа во имя прямолинейного движения. Это, в свою очередь, означает поздний и более «острый» вход с более поздним апексом (апекс (англ. apex) — точка гоночной траектории, ближайшая к внутренней стороне поворота).
По ходу гонки дождь может закончиться. В этом случае пилот обязан вновь и вновь выискивать наиболее сухие участки трассы. С каждым кругом дорога может изменяться до неузнаваемости. При этом важно помнить, что по мере подсыхания трека дождевые шины начнут перегреваться и будут, подвержены повышенному износу. Дабы сохранить «резину», ее следует остужать, проезжая по лужам на прямых участках трека.
В низинах (если речь идет о трассе с перепадом высот), местах скопления воды, поворот желательно проходить по внешнему от центра низменности радиусу. Кроме того, следует быть аккуратным на свежих асфальтовых «заплатках» и на выкрашенных участках трассы (например, на стартовой решетке),— как правило, эти участки в дождь куда более скользкие, нежели остальная дорога.
Оптимальный угол увода шины, или предел зацепа. Перекрестная работа органами управления, в дождь ощутимо меньше, нежели на сухом покрытии. Это, в свою очередь, делает границу между «держаком» и отсутствием сцепления с дорогой весьма тонкой. Если перейти границу предела зацепа и отправить карт в скольжение, - восстановить устойчивый контакт с мокрым покрытием бывает крайне сложно. На уровне эмоций, кажется, будто в скольжении автомобиль даже продолжает набирать скорость! Именно потому, что коэффициент сцепления шин с дождевой дорогой крайне низок.
В отличие от слика (слик (англ. slick) — абсолютно гладкая шина, в процессе трения об асфальт разогревается и удерживает карт на трассе), дождевой шине свойственны менее прогрессивные характеристики. Проще говоря, она быстрее достигает предельного зацепа — и столь же быстро срывается в скольжение, если пилот переусердствует.
Два ключевых фактора — пониженный коэффициент предельного сцепления, а также менее прогрессивные характеристики дождевой шины — обусловливают правило: в дождь крайне важно заставить карт скользить с момента входа в поворот. Если мы постараемся пройти вираж не на пределе зацепа, в какой-то момент шины, не выйдя на рабочие характеристики, потеряют сцепление; как результат, нам придется бороться с заносом карта. Как правило, такое поведение автомобиля становится сюрпризом для пилота. Мы полагаем, что ситуация полностью под контролем: карт цепляется за дорогу... цепляется... цепляется... И разворачивается боком. А то и вовсе улетает прочь с трассы!
Напротив, следует попробовать войти в поворот чуть быстрее, чем нам кажется возможным, добившись недостаточной поворачиваемости. При правильных настройках карта, плавной работой газом мы сможем трансформировать недостаточную поворачивамость в небольшую избыточную, постоянно двигаясь на пределе зацепа шин. За счет практики добиваемся равного легкого скольжения всех четырех шин — от точки входа до выхода из поворота. Баланс между недостаточной и избыточной поворачиваемостью регулируется плавной работой педалью газа.
По сути, в дождь карт должен скользить практически постоянно. Не размашисто, без заноса кормовой части, - но ровно, под постоянным контролем пилота. Если в «мокрой гонке» карт движется как по рельсам, скорее всего, мы пилотируем слишком медленно.
Подведем итоги.
Говоря в общем, главное правило дождевого пилотажа — ехать там, где мы и не подумали бы двигаться на сухой дороге. То есть, мимо идеальной траектории.
В отличие от слика, дождевой шине свойственны менее прогрессивные характеристики. Проще говоря, она быстрее достигает предельного зацепа — и столь же быстро срывается в скольжение, если пилот переусердствует.
По сути, в дождь карт должен скользить практически постоянно. Не размашисто, без заноса задней части карта, - но ровно, под постоянным контролем пилота. Если в «мокрой гонке» карт движется как по рельсам, скорее всего, мы пилотируем слишком медленно.

Педагог д/о КГКП «СЮТ» С.Козулин
Категория: Опыт | Добавил: nasekina_t (2017-06-12) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 42 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-11-22, 11:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1530]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [663]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1822]
Краеведение [96]
Начальная школа [4028]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1600]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1211]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [222]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [411]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru