Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Организация проектной деятельности в дополнительном образовании.
«Оқушылар ұйі» Коммуналдық Мемлекеттік Қазыналық кәсіпорыны
Коммунальное Государственное Казенное Предприятие «Дом школьников»

Методические рекомендации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ.

Разработал:
Зам. директора по УВР
Филиппская О.Д.

г. Риддер
2013

АННОТАЦИЯ

Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориен¬тироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это способ организации процесса познания
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Данные материалы содержат подробную информацию для педагогов, внедряющих метод проектов в программу образовательной деятельности учащихся.
Необходимо помнить, что данная схема является не единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов, доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Этапы проектной деятельности Характеристика этапов проектной деятельности
Организационно-подготовительный  Актуализация проблемы
 Выбор темы исследования
 Обоснование выбора
Поисково-исследовательсий  определение цели и задачи проекта
 выработка гипотезы
 выбор методов исследования
 планирование проектной деятельности
 сбор и изучение информации
Технологический  составление конструкторской и технологической документации
 практическая реализация проекта, подбор необходимых ма¬териалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и меющимися ресурсами;
 соблюдение технологической дисциплины
 текущий контроль качества
Заключительный  оценка качества реализации проекта
 анализ результатов выполнения темы проекта • изучение возможностей использования результатов проектной деятельности реального спроса на рынке товаров, учас¬тие в конкурсах и выставках проектов.
 подготовка отчета
 защита проекта

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Организационно-подготовительный этап

Начало любого исследования – это определение проблемы, направления будущего исследования, выбор темы проекта.
1. Тематика проек¬тов может быть предложена самими учащимися, которые, естественно, ориен¬тируются при этом на собственные интересы не только чисто познава¬тельные, но и творческие, прикладные. Роль педагога здесь - помочь учащимся осознать на¬сущные нужды и потребности школы, семьи, свои собственные, сфор¬мировать их в виде проблем и предложений по их решению.
2. Если же ученику трудно определится с темой, педагог предла¬гает воспользоваться «банком проектов», где представлены возможные задания по различным сферам деятельности. Желательно, чтобы по каждому из разделов «Банка» был оформлен альбом примерных проектов с рисунками, чертежами, схемами, словесным описанием. Можно предложить ис¬точники: журналы, каталоги, книги и т. д.
3. Либо педагог сам определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных инте¬ресов, и с помощью наводящий вопросов выводит ученика к выбору темы проекта.

Выбранные темы проектов должны соответствовать перечислен¬ным ниже требованиям:
• учет возможностей и интересов учащихся;
• комплексное отражение изученных вопросов и практических ра¬бот, творческая направленность;
• соответствие уровню подготовки, индивидуальным, возрастным и
физиологическим возможностям;
• общественная и личная значимость;
• учет возможностей материально-технических ресурсов;
• обеспечение безопасных условий труда.

Выбирая тему проекта, учащиеся выполняют его обоснование: указывают причину выбора, потребность, назначение, область приме-нения, степень значимости.

Поисково-исследовательский этап:

Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

1.После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.
Цель «Изучить…» Что я хочу исследовать?
Задачи. Для чего я хочу провести исследование?
«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»..
Задачи: изучить литературу о жизни; выявить, чем питаются; установить места проживания ; выяснить; рассмотреть; определить…

2.Выработка гипотезы. Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.
(гипотеза – формулировка возможных способов решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования)

3. Планирование учащимися своей работы.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод – способ, приём познания явлений окружающего мира:
Подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

После определения методов:
- определим критерии, которым должно соответст¬вовать проектируемое изделие;
- исследуем варианты конструкции объекта труда (модели, изделия, поделки) на основе требований дизай¬на, экономической оценки;
- выбор и проработка наиболее оптимального варианта
конструкции и технологии изготовления изделия…
Составляем план работы над проектом.

4. Сбор и обработка информации
Структурировать полученный материал.

Технологический этап
На этом этапе учащиеся выполняют трудовые операции, предус-мотренные технологическим процессом, самостоятельно корректируя свою деятельность. Данный этап должен занимать не менее 1/3 време¬ни, отводимого на выполнение всего проекта.
Этот этап является центральным, основополагающим, систематизирующим, связанным с продуктивной деятельностью, ре¬зультатом которой является объект проектной деятельности, например — исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).

Заключительный этап

Заключительный этап включает подготовку отчета и презентацию ра-боты, ее оценку исполнителем, другими учащимися и педагогами. На данном этапе осуществляется окончательный контроль изго¬товленного изделия. В случае получения отрицательных результатов учащиеся дорабатывают свое изделие.
Для защиты проекта учащиеся представляют готовые изделия и всю документацию на них.

Защита проводится в виде доклада перед группой учащихся и педагогами с ответами на возникшие вопросы.
Результаты выполненных проектов должны быть оформлены для презентации в виде: альбома, видеофильма, компьютерной презентации, газеты, доклада и т. д.

Оценка работ
Учитель просит дать самооценку работы. Для облегчения этой за-дачи можно предложить ответить на следующие вопросы:
1. Рационально ли использовалось время при работе над проектом ?
2. Плюсы и минусы проекта?
3. Какие изменения Вы внесли бы в проект, если бы работа выполня¬лась заново и почему?
4. Легко ли преодолевались возникающие проблемы?
Как близкие и окружающие Вас люди отнеслись к Вашему проекту?

Положительное влияние оценки
Оценка — это способ общения учителя и ученика, а также способ влияния на ученика. Основной вопрос, который должен задать себе каж¬дый учитель: «Как мои комментарии и оценки помогают процессу обу¬чения ребенка?». Эффективной оценка становится только тогда, когда учащийся знает, почему он получил именно эту оценку и что необходи¬мо сделать, чтобы улучшить ее.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ:

1) текст проекта должен быть отпечатан на компьютере и содержать:
Титульный лист;
Содержание;
Абстракт (аннотацию) на казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написан научный проект), а также на английском языке;
Введение;
Исследовательскую часть;
Заключение;
Приложения
Список использованной литературы;

2) на титульном листе указываются:
полное название организации, где выполнена работа, город, школа;
направление, на которому подготовлена работа, секция;
название работы;
фамилия, имя автора (соавтора), класс;
фамилия, имя, отчество руководителя;
город (где проводится соревнование), год.

3) абстракт (аннотация) (не более 250 слов) должен отражать краткое содержание проекта, включая:
цель исследования;
гипотезу;
этапы, процедуру исследования;
методику эксперимента;
новизну исследования и степень самостоятельности;
результаты работы и выводы;
области практического использования результатов.

4) во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель(задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;

5) исследовательская часть работы (не более 20 страниц) может состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:
• аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
• описание методов решения поставленной задачи;
• результаты работы и их обсуждение;
• иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки и т.п.);

ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;

6) заключение (не более 1 страницы) содержит основные (1-5) результаты работы и сделанные на их основании выводы (1-2), рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;

7) использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:
фамилия и инициалы автора,
название статьи и журнала (для журнальных статей),
название журнала, книги,
место издания и издательство (для книг),
год издания, номер выпуска, страницы.

8) Приложение (презентации, фотографии, схемы, анкеты и т.д)

9) каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;

Объем работы в начальной школе не должен превышать 5-7 листов 14 шрифта (интервал верхнее, нижнее поле 2см, переплет 3см, левый край 1,5см.) Регламент выступления 7-10 минут.
Категория: Опыт | Добавил: ОльгаДмитриевна (2018-06-05) | Автор: Организация проектной деятельности E
Просмотров: 557 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 4:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru