Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Приемы целеполагания на уроках в начальной школе
Тема: Приемы целеполагания на уроках в начальной школе
В современной школе набирает силу компетентностный подход. Определена целая система компетенций, представляющих собой ориентиры в работе учителя и учащихся. Одной из ключевых компетенций называется компетенция целеполагания. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы.
Компетентностно-ориентированный урок-это урок, на котором реализуется способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённом учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
(слайд 2)
Цели компетентностно - ориентированного урока должны быть диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные действия.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, относится к регулятивному виду учебной деятельности, который обеспечивает учащимся организацию их учебной деятельности.
Слайд 3 Цели должны быть
1. Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
2. Конкретные.
3. Понятные.
4. Осознанные.
5. Побудительные (побуждать к действию).
6. Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Слайд 4 Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии. Все три цели тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении занятия различна. На занятии практически решаются все три цели. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогают достижению главной, ведущей цели.
↗образовательные
ЦЕЛИ →развивающие
↘воспитательные

Слайд 4 На слайде вы выдите те приемы, которые используются для постановки целей
Визуальные
-Тема-вопрос
-Работа над понятием
-Ситуация яркого пятна
-Исключение
-Домысливание
-Проблемная ситуация
-Группировка
Аудиальные
Подводящий диалог
-Собери слово
-Исключение
-Проблема предыдущего урока

Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Слайд 5
Давайте на некоторое время представим себя учениками начальных классов и перенесемся на урок познание мира. (Тема урока Ориентирование на местности)
Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие! А куда и зачем узнаете, выполнив мои задания.
1. Группировка.
- распределите данные предметы на 2 группы.
- предметы какой группы понадобятся в путешествии?
(шляпа, шезлонг, плавательный круг, ласты
Рюкзак, котелок, палатка, консервы)

Слад 6
2. Исключение.
- какой предмет лишний, почему?
Телевизор, телефон, компьютер, книга, компас.
Слайд 7
3. Работа над понятием (компас)
Собрать слово из слогов.
- что такое компас?
- для чего он нужен?

- куда мы отправимся в путешествие? (в лес, в горы)
- что нужно знать, уметь, чтобы туда отправиться? (ориентироваться на местности)
Слайд 8
Тема урока: Ориентирование на местности.
Цели урока:
• познакомиться с приборами для определения сторон горизонта – компасом;
• Научиться пользоваться компасом
• Научиться определять стороны горизонта по местным признакам;
• научиться различным способам ориентирования на местности;
Рассмотрим на примерах некоторые приёмы целеполагания на уроках в начальной школе.

Слайд 9
1.Домысливание
Для урока математики по теме «Порядок действий в выражениях со скобками» предлагаю ряд числовых выражений, при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим) обучающимися определяется тема и формулируются цели урока.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)

Слайд 10
Проблемная ситуация
Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным, учащиеся самостоятельно решают выражения, коллективно проверяют результаты, выявляя причины разногласий и затруднений, определяют тему и цели урока. Использую виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий, учащиеся высказывают различные версии решения проблемы и отвечают на вопросы, которые приводят к правильному ответу.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)
Слайд 11
Ситуация Яркого пятна
Среди множества одинаковых предметов, чисел, фигур одно выделено размером, формой или цветом. Через зрительное восприятие внимание учащихся концентрируется на данном предмете, числе, фигуре. Коллективно определяется обособленность и общность предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.

Слайд 12
Использую и другие приемы целеполагания: Собери слово, использование кроссворд, зашифрованная тема урока

В заключении хочется сказать, что современный урок в условиях обновленного содержания открывает перед учащимися возможность в рамках урока быть счастливым.
Этот этап урока совместная деятельность учащихся и учителя, который позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Я уверена, что формирование навыков целеполагания важно для повышения качества знаний. Применение целеполагания на уроке позволяет обучающимся сформировать навыки самостоятельного обучения, стремления добывать знания без участия учителя. Главной целью моей работы является формирование саморазвивающейся личности, личности умеющей и желающей учиться, умеющей применять свои знания.
Категория: Опыт | Добавил: ок6806 (2019-12-03)
Просмотров: 129 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2020-05-25, 2:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru