Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Методика обучения игры на баяне
Эстетическое воспитание пробуждение интереса и любви к музыке является одной из самых важных задач педагога. Основным моментом в работе педагога является урок, который надо провести умело, с учетом возрастных особенностей развития учащегося и правильным использованием методических приемов.
Одним из важнейших принципов методики является твердое систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога. Составление индивидуального плана работы очень ответственный этап в педагогической деятельности. План должен быть составлен продуманно, особенно важно правильное проведение уроков в младших классах.
На первых уроках педагог знакомит учеников с устройством и техническими возможностями инструмента, исполняя при этом хорошо подготовленную программу из произведений русских и зарубежных классиков, советских композиторов, в том числе современные и массовые песни и обработки народных песен, танцев и плясок. В эту, заранее продуманную программу должны входить произведения разного характера с таким учетом, чтобы при их исполнении лучше выявлялись все возможности инструмента, эти первые уроки должны также пробудить у учащихся серьезный интерес к игре на баяне и стремление к серьезным, сознательным занятиям, в то же время именно на этих порах педагог, показывая свое мастерство владения инструментом, вселяет у учащихся уверенность в том, что они смогут овладеть инструментом так же хорошо, как и он.
Все это завоевывает прочный авторитет преподавателя в глазах учащихся, который является важнейшим фактором дальнейшей успешной работы с учениками. Естественно, это требует от преподавателя незаурядной технической подготовки и эрудиции, чего можно достигнуть упорной и повседневной работой над собой. На преподавателя так же лежит ответственность за воспитание у учащихся любви и уважения к авторитету композиторов и людей, сделавших обработку и переложения, в чем огромную роль играют именно первые впечатления, полученные ими на первых занятиях. На этих же занятиях нужно рассказать ученику об истории развития баяна, о разновидностях и марках его, фабриках и виднейших мастерах, изготовлявших и изготовляющие баяны, познакомить учащихся с правилами хранения, ухода и обращения с инструментом.
На первых практических занятиях нужно объяснить учащемуся правила посадки при игре, постановки инструмента, рук пальцев и способ звукоизвлечения.
Для развития памяти и музыкального слуха, а также для расширения его общего кругозора нужно на занятиях поигрывать ребенку произведения классиков, доступные восприятию ученика и, затем, на следующем уроке дать задание при повторном проигрывании узнать какую-то пьесу. В процессе этих занятий ребенок все больше убеждается в необходимости изучения нотной грамоты и музыкальной литературы.
Знакомство с нотной грамотой должно происходить в тесной связи со слуховыми представлениями ученика, т.е. музыкальные звуки должны изучаться последовательно в различных длительностях каждый звук.
Усвоение нотной азбуки необходимо начинать от звука «до», т.к. этот звук является техникой натурального звукоряда и, кроме того, после усвоения семи основных звуков, ученик фактически уже ознакомился с тональностью «до мажор», с ее устойчивыми звуками и главными ступенями т.к. в процессе работы над освоением натурального звукоряда, ученик получает представление о построении мажорного лада.
Основной задачей первых практических занятий является запоминание характера звучания каждого звука натурального звукоряда, усвоение относительной продолжительности звучания целых, половинных и четвертных нот. Одновременно ребенок запоминает расположение нот на нотоносце, учится правильно записывать звуки разной длительности, учиться правильному звукоизвлечению, ведению меха.
После вводных занятий лучше всего приступить к знакомству с основным звуком натурального звукоряда - «до» первой октавы. Сначала этот звук исполняется целыми и половинными длительностями в сочетании с четвертными. Упражнение выполняется педагогом, учащемуся дается задание отсчитывать длительности вслух, затем упражнение повторяется учеником, несколько раз.
Далее для развития координации слуха и голоса, ученик, играя, пропевает ноты и называет их. Когда ученик освоится заданием, надо предложить ему повторить несколько раз это упражнение, но уже с текстом, который дан в учебнике. Выполнение этого задания - поможет ученику почувствовать размер и такт и закрепить координацию слуха и голоса. Затем даются несколько упражнений, основанных на том же звуке «до», но в различном сочетании половинных и четвертных.
На следующем занятии первая половина урока посвящается закреплению прошлого урока, а вторая половина - работа над звуком «ре».
Урок проводится по принципу первого, но здесь уже учащийся оперирует двумя звуками и, кроме того, проводится работа над правильным звукоизвлечением, т.е. над правильной постановкой кисти и нажимом на клавишу. Нужно добиваться, чтобы звук шел нажимом на клавишу «не» с воздуха», а «от» клавиши» и опускаться клавиша должна плавно. При постоянном ее ощущении. При плавном нажатии на следующую клавишу, одновременно также плавно отпускается предыдущая (как чашка весов).
На следующем занятии подводится итог работы над звуком «до», выставляется оценка, исправляются ошибки по заданию второго урока и во второй части занятия - начинается работа над звуком «ми». Третье занятие - это полностью оформленный урок, т.е. образец схемы последующих уроков. Такое строение урока создает определенный ритм в работе ученика, развивает способность к самостоятельным занятиям.
В процессе занятий педагог должен следить за тем, чтобы ученик во время игры держался свободно, нужно немедленно устранять скованность при игре.
Последовательно изучив основные семь звуков, педагог имеет возможность перейти к тональностям и гаммам. Такой метод работы даст ученику не только возможность хорошо запомнить расположение и звучание основных звуков натурального звукоряда, но и прочно совместить слуховое восприятие со зрительным и осязательным, т.е. увидев и запомнив ноту «до», ученик может её услышать про себя. Такие занятия дают основу по-настоящему музыкальному восприятию нотного текста.
В период работы над семью основными звуками нужно приучать ученика к раздельному исполнению звуков /поп legato, нон легато/ и связному - legato, легато и вырабатывать правильный принцип ведения меха по фразам.
Изучаются тональности в пределах одного ключевого знака, причем ознакомление с тональностями должно идти в сопоставлении двух ладов, что будет способствовать быстрейшему восприятию ладо-тональности и выработке чувства лада.
На первых же порах ознакомления с натуральным минором нужно ознакомить ребенка с гармоническим минором, т.к. очень много народных песен звучат в натуральном и гармоническом миноре.
Работая в скрипичном ключе, нужно уже знакомить ученика с различными темпами т.к. они очень влияют на характер мелодии.
При переходе к исполнению восьмыми, нужно дать понятие о двухдольном размере, об исполнении четверти с точкой. Двухдольный размер нужно сопоставить с трехдольным и тут же научить исполнение половинной с точкой.
Этот весь материал, при правильной организации занятий может быть пройден примерно за два месяца, т.е. за 16-17 уроков.
Затем идет работа в басовом ключе. Нужно, чтобы учащийся научился хорошо исполнять пьесы в басовом ключе, чтобы он хорошо ориентировался в нотном тексте и левой клавиатуре. Усвоил тембровую окраску басовых звуков и хорошо их осмыслил в исполнении. Эта работа имеет большое значение для дальнейших занятий, поэтому она должна быть проведена с особой тщательностью.
Необходимо еще до перехода к одновременному исполнению в басовом и скрипичных ключах, познакомить ученика с обозначением, звучанием и исполнением в аккомпанементе, дать возможность ему хорошо запомнить звучание готовых аккордов басовой партии баяна.
Через 5-6 занятий в басовом ключе можно перейти к соединению правой и левой рук (басовый и скрипичный ключ клавиатуры). Дальнейшее ознакомление с техническими возможностями баяна ведется на одноголосных мелодиях с аккомпанементом. Когда учащийся хорошо научится сочетать обе руки при исполнении, можно дать ему несложные двухголосные полифонические этюды и песни. Рекомендуется давать материал в определенных тональностях и, по мере необходимости, транспонировать мелодии в нужную тональность. Эта работа должна проводится параллельно с изучением гамм в диапазоне одной октавы.
К концу первого года учащийся должен быть уже знаком с исполнением двухголосных мелодий в скрипичном ключе с одновременным мелодическим движением в басовой партии.
На втором году обучения продолжается развитие технических навыков, беглой техники, углубляется работа над штрихами.
Гаммы и арпеджио рекомендуется пройти в различных ритмических рисунках в пределах длительностей до шестнадцатых в тональностях с одним ключевым знаком. Все виды штрихов и работа над культурой звука познается в работе над гаммами. Работа над динамикой исполнения должна вестись в строгом сочетании с движением и характером пьес. К концу учебного года нужно приобщать ученика к ансамблевому исполнению. Одновременно с развитием овладения техникой игры, ведется работа по развитию читки листа. Работа эта должна вестись в следующем плане: ученик сначала хорошо осваивается с нотным текстом, т.е. прочитывает название пьесы, обозначение темпа, определяет тональность, размер, затем читает ноты скрипичного и басового ключа, стремясь к правильному воспроизведению ритмического рисунка. Только после такой подготовительной работы можно приступить к проигрыванию пьесы, причем сразу двумя руками. Подбор материала должен обеспечить ознакомление с куплетной, двух и трехчастной и вариационной формами.
Не нужно забывать, что материал, в основном, должен подбираться из народного творчества для чего нужно широко использовать русские, казахские народные песни и песни других народов. Этюды подбираются как вспомогательный технический материал для освоения того или иного исполнительского навыка.
Категория: Опыт | Добавил: фдаш (2010-12-13) | Автор: Снетков Евгений Николаевич
Просмотров: 5084 | Рейтинг: 2.0/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 7:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru