Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

В.Т.Кабуш и его технология

Т.М.Мажикеев,

заслуженный работник образования РК

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ   ВОСПИТАНИЯ КАБУША В.Т.

Часть первая

 Самое высшее уважение –

Уважение чувством.

Самое высшее воспитание –

Воспитание словом …

… Самое наивысшее
 Ничем неизмеримое,
Ничем незаменимое родство
Родство духовное!

 М.Шаханов

             Автор концептуальной основы «Гуманистическая система воспитания» - Кабуш Владимир Трофимович /год рождения 1941г., г. Витебск, Республика Беларусь/, академик МАНПО /международной академии наук педагогического образования/, доктор педагогических наук, профессор Республиканской Академии последипломного образования Республика Беларусь, известный белорусский педагог-ученый-практик. Известен в странах СНГ /Россия, Украина, Казахстан, Кыргызстан/, в странах дальнего зарубежья /Германия, Польша/.

            Разработал и осуществил внедрение в образовательную практику концептуальные основы гуманистической системы воспитания, гуманистическую технологию воспитания, авторской модели самоуправления учащихся, программно-методических рекомендаций «Человек», гуманно-личностный подход. Опубликовано свыше 80 научно-методических и учебно-методических пособий по проблемам воспитания учащихся /Гуманистическое воспитание школьников: теория и практика; Воспитание школьников в условиях обновления общества; Пионерская организация: вчера, сегодня, завтра; Символы пионерской организации и др./. Почетный член Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», член Международной ассоциации исследователей детского движения. Возглавляет республиканский научно-методический журнал «Проблемы выхавания». Лауреат премии комсомола Белорусской ССР. Заведовал кафедрами и был первым проректором РАПО Республики Беларусь. Им подготовлено 19 кандидатов педагогических наук. 20 лет сотрудничает с организациями образования Республики Казахстан /Алматинская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Акмолинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская области/. Внес большой вклад в организации педагогической деятельности, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека и его САМости /самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие, др./ на основе гуманизации воспитания, подтверждая величие слов М.Твена «Великий человек внушает вам чувство, что вы можете стать великим». В этом значимость педагогической поддержки профессора Кабуша В.Т. в совершенствовании воспитания в школах ВКО и Алматинской области. Благодаря целенаправленной поддержке и научной помощи в этом направлении успешно защитила докторскую диссертацию Кожахметова К. /проректор по воспитательной работе ЖенПИ, бывшая заведующая кафедрой РИПКРО и директор Института воспитания КАО им.И.Алтынсарина/.

            Используя технологический подход к образованию, разработанный профессором Селевко Г.К. /г.Ярославль, Россия/, впервые даются нами описания гуманистической технологии воспитания Кабуша В.Т. по его классификационным параметрам.

 

1. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ КАБУША В.Т.

 

1.1.               УРОВЕНЬ и ХАРАКТЕР ПРИМЕНЕНИЯ: общепедагогический и частнометодический, локальные и модульные.

1.2.               ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА: гуманистическая, природосообразность, свободное воспитание, открытость.

1.3.               МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: гуманно-личностный, личностно-ориентированный.

1.4.               ВЕДУЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ: биогенные, социогенные /в комплексе/.

1.5.               НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УСВОЕНИЯ /ОСВОЕНИЯ/ ОПЫТА: развивающая + ассоциативно-рефлекторная.

1.6.               ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЕ СФЕРЫ и СТРУКТУРЫ: эмоционально-нравственная /СЭН – сфера эстетических и нравственных отношений/, информационные /ЗУН/, саморазвитие /СУМ – самоуправляющие механизмы личности/, эвритетические /творческие способности/.

1.7.               ХАРАКТЕР СОДЕРЖАНИЯ: воспитательный и обучающий, гуманитарный, общеобразовательный, человеко-ориентированный, светские + элементы культуры, профессионально-ориентированный.

1.8.               ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: педагогическая поддержка ребенка как оперативная помощь участнику педагогического воздействия, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, воспитанием, обучением, жизненным и профессиональным самоопределением.

1.9.               ТИП УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ: система малых групп, психологическое и воспитательное консультирование, КТД, КМД.

1.10.           ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МЕТОДЫ: академические, игровые /ОДИ, ДИ, ролевые/ + элементы проблемности и творчества, саморазвивающие.

1.11.           ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ: дифференциация и индивидуализация.

1.12.           ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ СРЕДСТВА: проблемные и поисковые, практические, творческие, ситуативные, игровые, информационные.

1.13.           ПОДХОД к РЕБЕНКУ и ХАРАКТЕР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества и сотворчества, педагогика ненасилия, свобода и творчество.

1.14.           НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: на основе демократизации и гуманизации, ноосферного образования, акмеологии и андрагогики; авторские.

1.15.           КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: массовая и продвинутая, трудные и одаренные, дети риска, осуществляя гуманно-личностный и личностно-ориентированный, андрагогический и акмеологический подходы к детям.

 

2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

 

2.1.     Ценности для человека, а не человек для ценностей. Ценностная личность ребенка: ее цель, объект и КРР /конечный реальный результат/. Общечеловеческие, личностные, гражданские, духовные, межличностные, коллективные ценности как цель воспитания ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ЛИЧНОСТИ.

2.2.     Формирование у детей потребности и готовности совершенствовать свою личность, развивать свои способности, склонности, интересы, мышление и самосознание.

2.3.     Формула цели и воспитания: ЧЕЛОВЕК + ЧЛЕН ОБЩЕСТВА + ГРАЖДАНИН + ЛИЧНОСТЬ.

2.4.     Воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры, формирование культуры мира.

2.5.     Воспитание как интегративное целое: становление самостоятельной и свободной, творческой и развивающейся личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитием склонностей и способностей путем реализации своих гражданских прав и обязанностей.

2.6.     Гражданские ценности направлены на уважение к государственным символам, раскрывая понятия «родина», «страна», «народ», «семья», воспитывая достойных граждан страны, способных осознать и реализовать свои права и обязанности на пользу самому себе, своей семье, окружающим людям, Отечеству.

2.7.      

3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

3.1.    Гуманистическая система воспитания как концептуальные основы.

3.2.    Открытые воспитательные системы. Система воспитания понимается как взаимоподчиненность и взаимообусловленность всех ее элементов. Она рождается, развивается, зреет и отмирает. В основе каждой воспитательной системы – совокупность социально-педагогических идей. Система воспитания – это целенаправленное, продуманное воздействие на процесс развития личности. Система воспитания всегда имеет цель.  Она объединяет компонент системы в единое целое.  Цель определяет КРР и содержание  педагогической деятельности. Цели тесно связаны с идеальными образами, мировоззрением, они определяют задачи, функции и содержание.

3.3.    Демократический и гуманистический характер воспитания. Формируется гуманистическая педагогика, которая ставит в центр человека его творческие силы. Ориентация на лучшие качества ребенка – главный отличительный признак гуманистического воспитания школьников. Оно утверждает, что растущий человек сам должен создать себя и прожить свою жизнь. Ребенок сам является творцом самого себя и своей собственной судьбы /по Шадрикову В.Д./.

Гуманизм как основополагающая ценность базируется на общечеловеческих принципах и сочетает в себе индивидуальное и общественное, коллективное и личное, идеологическое и социальное, отражает социально-ценностные и нравственно-психологические основы жизнедеятельности воспитанника, формирует у него демократическую культуру и способность к социальному творчеству.

Гуманизация  является  условием, ключевым моментом и феноменом любой воспитательной системы.

Гуманистическая система формируется и развивается, совершенствуется и саморазвивается на основании полной демократии с участием всех субъектов снизу. Она строится на определенных психолого-педагогических принципах: ДУХОВНОСТЬ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ПЕРСОНИФИКАЦИЯ, ГАРМОНИЗАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ, РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Критериями сформированности гуманистической системы являются конкретные, реальные признаки: представление о школе как о целостной воспитательной системе; стиль и образ жизни коллектива, который охватывает все стороны жизнедеятельности учащихся; гуманистический характер межличностных отношений; ощущение чувства принадлежности к школьному коллективу. 

3.4.    Формирование нравственных качеств у детей с ориентацией на высшие человеческие ценности. Реализация формулы: цель воспитания + мотивы учащихся + гуманистическая деятельность.

3.5.    Сотрудничество – сотворчество – содружество – партнерство, их постулаты.

3.6.    Управление, самоуправление и соуправление в современной школе, при демократическом управлении. Все они звенья одной цепи. Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах коллектива и реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам. Соуправление как совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления с государственными органами управления или другими общественными формированиями на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей. Воспитательный процесс должен формироваться совместно с учащимися в рамках содружества – сотрудничества – сотворчества. Это и есть педагогика сотрудничества, которая рождает новую форму взаимодействия – партнерство, которое дает возможность включить ребят в выполнение реальных дел.

 

4. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ

 

4.1.      Основная платформа – общечеловеческая мораль и культура. Семейное воспитание. Культура ЗОЖ /здорового образа жизни/:  правильное отношение самим собой, выполнение нравственных и правовых норм человеческого общежития. Социальная культура: взгляды, установки, отношения социальной средой, атмосфера коллектива.

4.2.      Национальная культура: приобщение к ценностям национальной гуманистической культуры. Это исторически оправданный уровень развития творческих сил общества, человека; совокупность материальных и духовных ценностей. Гражданская культура как общественное благо, права человека, свобода, справедливость, равенство, плюрализм, правдивость, патриотизм; обретение нового смысла патриотизма. Это освоение и реализация своих прав и обязанностей /к себе, семье, людям, Отечеству/. Культура мира – ценности, подходы и поведенческие нормы, основанные на ненасилии и уважении прав и свобод человека; ведение его к социальной справедливости, гуманизму и демократии. Семейная культура – культ семьи, бережное отношение детей и родителей друг к другу. Ценности семьи: индивидуализм, упор на право личности, коллективизм, главенство семьи, патриотизм, свобода, труд, инициативность. Воспитание начинается в семье. Определяются требования, направления, содержание и критерии, нормы и результаты. Взаимодействие социальных институтов воспитания. Все виды воспитательных воздействий на ребенка должны быть гармонично взаимосвязаны между собой. Переход от педагогики мероприятий к организации социально-педагогических центров с целью удовлетворения интеллектуально-познавательных, физкультурно-оздоровительных, культурно-досуговых потребностей детей, подростков, молодежи. Хобби-центры, объединения, подразделения, которые направлены на реализацию интересов, склонностей, дарований, способностей детей в науке, технике, культуре, спорте, социальном и народном творчестве, на защиту чести, достоинства и прав ребенка. Поддержка детских организаций и объединений способствует развитию социально-педагогического фактора, который имеет уникальные воспитательные возможности. Они выступают формой реализации прав и интересов ребенка, оказывают помощь их членам в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям. Обеспечение детям право на здоровый образ жизни. Различные движения, акции /«Дом без одиночества» - шефство над престарелыми людьми; «Дети Гиппократа» - помощь больным; «Дружба» - сбор средств для пострадавших в стихийных бедствиях; «Младший друг» - помощь животным; «Забота» - шефство над детскими домами и др./  формируют у воспитанников убеждения в том, что милосердие – это настоящее людей, которым помогают, но и собственное будущее.

4.3.      Управление системой гуманистического воспитания как создание условий для реализации целей гуманистического воспитания личности и как процесс воздействия на систему воспитания в целях развития личности ребенка. Внимание к личности ребенка. Обращенность к ребенку как к человеку, укрепляя веру у каждого ученика. Вера порождает волю к борьбе за себя. Цель в воспитательной деятельности - самоопределение, самореализация, самореабилитация. Важно содружество учителя и воспитанников как акт сотворчества, акт развития друга друга, совместное восхождение к раскрытию способностей каждого, осуществляя САД /совместную аналитическую деятельность/. Царство атмосферы сотрудничества, содружества, соуправления как подлинная деятельность, неформальное общение, гуманистическое отношение, как проявление ДЧО /добрых человеческих отношений/.  Демократическое управление направлено на обеспечение учащимися идеологических, социальных, организационных и методических гарантий. Важные признаки: наличие собственной идеологии, формирование образа жизни, в котором доминируют позитивные установки, гуманные отношения, направленность на развитие и саморазвитие, сохранность традиций, определяющее лицо воспитательного коллектива; разработка и принятие коллективами учителей и учащихся идеалов, прав, обязанностей, законов, правил, критериев воспитанности; оформление морально-этических ценностей коллектива в символах и закрепление их в традициях. Управление системой воспитания имеет гностическую, проективную, конструктивную, коммуникативную, организационно-координационную функции. Возникли новые подходы  - инноватика, выращивание.

4.4.      Повседневный тренинг в мироволюбивом поведении, в поведении ребенка к жизненному самоопределению и жизнеспособности.

4.5.      Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся «ЧЕЛОВЕК» /авторская/, «ГРАЖДАНИН» и «ЛИЧНОСТЬ» /авторы Мартынова В.В. и Тесова Е.Г. под научным руководством Кабуша В.Т./ раскрывают примерное содержание, формы и методы формирования у учащихся нравственных качеств с ориентацией на высшие человеческие ценности, формирования у подростков гражданственности, подготовке их к самовоспитанию. Общечеловеческие ценности – фундамент гуманистического воспитания. Нравственность – средство духовного развития человека. Идет процесс духовного восхождения личности к высшим человеческим ценностям через усвоение, освоение, присвоение общечеловеческих моральных ценностей.   

Достоевский Ф.М. очень умно сказал: «Человек есть тайна.  Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».   
Категория: Опыт | Добавил: collegy (2007-04-23)
Просмотров: 5038 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 2:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru