Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Опыт

Рыжова Е.В., психолог ОШ №134 г. Караганды: "Жестокое обращение с детьми в семье"
Доклад "Жестокое обращение с детьми в семье"
психологической службы ОШ № 134 г.Караганды на родительском собрании. (15.05.2012 г.)
Психолог: Рыжова Е.В.

Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика
Как родители и профессионалы, мы делаем все, чтобы обезопасить и защитишь своих детей. Отовсюду приходит огорчительно много сообщений о том, что детей избивают и насилуют, над ними издеваются и бросают их без помощи. Тысячи детей умирают каждый год в странах всего мира от жестокого обращения и невнимания.
Плохое обращение с детьми встречается везде, независимо от социоэкономического статуса страны, типа правительства или образовательного уровня граждан. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность являются серьезными проблемами от США до Бангладеш, от Эстонии до Южной Африки и от Киргизии до Малайзии.
Одним из первых шагов к уменьшению количества обиженных и заброшенных детей является обучение и тренинг профессионалов, которые работают с детьми, это педиатры, психиатры, психологи, воспитатели, медицинские сестры, социальные работники и учителя. Эти профессионалы нуждаются в информации о жизни семей, в которых жестоко обращаются с детьми, о распознавании возможности насилия, как относиться к детям, которые могут рассказать о таких инцидентах, как подобрать подходящее лечение ребенку и членам семьи и как убедиться в том, что ребенок находится в безопасности и будет защищен в будущем.
НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. — child abuse) и "пренебрежение" (англ. — neglect) являются достаточно новыми для специалистов, работающих с детьми в нашей стране. Понятно, что педагоги, врачи сталкивались со случаями жестокого обращения с детьми, но на государственном уровне эта проблема много лег просто замалчивалась.
Поэтому очень важно поначалу иметь точные определения жестокого обращения и его видов.
Жестокое обращение с детьми (насилие)— это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.
В развитых странах пристальное внимание на проблему жестокого обращения с детьми обратили с начала 60-х годов. На теоретическом уровне этот вопрос рассматривался еще раньше. Анна Фрейд ещё в 1944 году писала:
"Всем уже давно известно, что нехватка некоторых продуктов, витаминов и т. д. в раннем детстве может вызвать физические недостатки в зрелом возрасте, даже если вредных последствий сразу не видно. Но не все знают, что то же самое бывает с психическим развитием ребёнка. Когда не удовлетворяются определённые потребности, последствиями могут быть. длительные психологические дефекты. Эти определённые потребности есть недостаток личных привязанностей, эмоциональной стабильности и непрекращающегося воспитательного воздействия".
Уже в 1963-64 годах в США появились первые законодательные акты о злоупотреблениях в отношении детей, По данным статистических исследований в США ежегодно подвергаются жестокому обращению около 1,5 млн. детей, из них 63% были жертвами пренебрежения и 43%-насилия.
В Европе (Англия) — около 90% детей наказываются шлепками или даже поркой, около 50% детей в возрасте 7 лет подвергаются жестоким физическим наказаниям.
В России массовых эпидемиологических исследований не проводилось. С.Я.Долецкий как педиатр-хирург занимался изучением избиваемых детей и описал "синдром опасного обращения с детьми". Под таким названием это явление вошло в литературу.
В Казахстане также не проводилось массовых эпидемиологических исследований.
ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Существует много теорий, которые пытаются объяснить жестокое обращение с детьми их родителями или другими взрослыми людьми. Основная суть их сводится к тому, что насилие, как правило, является результатом комплекса различных причин, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна. Существует также понятие психологических факторов риска или групп риска для детей и родителей по возникновению насилия.
В группу риска родителей входят:
1) люди, которые сами подвергались насилию в детстве;
2) люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);
3) люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
4) испытывающие экономические и социальные трудности;
5) молодые матери (до 18 лет);
6) семьи со сложным психологическим климатом.
В группу риска детей входят:
1) дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к фрустрации матерей и проявлению жестокого физического обращения с их стороны; согласно статистическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни;
2) дети с физическими и психическими отклонениями; у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии; есть статистические данные, которые показывают, что процент жестокого обращения в популяции умственно отсталых детей составляет от 20% до 40%;
3) дети с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними.
Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:
1. Эмоциональное (психологическое) насилие.
2. Физическое насилие.
3. Сексуальное насилие.
4. Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями. В результате эмоции ребёнка развиваются односторонне, самооценка занижается, ребёнок не и состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование. Любое общение с родителями сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, волнением. К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества.
Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:
1. Отказ родителей от детей.
2. Изоляция детей:
а) эмоциональная,
б) физическая.
3. Запугивание.
4. Постоянные оскорбления.
5. Игнорирование.
6. Развращение детей.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.
Физические наказания в старину считались одним из самых эффективных способов воспитания. Наказания розгами не могли избежать даже самые высокие особы. Помимо розог учеников били кнутом, ремнем, плетью, нагайкой, палкой.
В былые времена телесные наказания детей широко применялись в разных странах. Особенно распространенной эта мера "воспитания " была в Англии.
Во многих субкультурах дети быстро включались в общественное производство и нередко становились его основными фигурами, но они не могли себя защитить ни от злобы и ненависти взрослых, претендующих на занятые детьми рабочие места, ни от проявлений их любви, часто очень жестокой. Нередко детей использовали для утех и наслаждений, ломая их души и тела. Поэтому эта проблема заслуживает пристального анализа и общественного обсуждения.
В мире феномен жестокого обращения с детьми не нов, его изучают и врачи, и педагоги, и психологи, и юристы. Однако, к сожалению, число избиваемых детей не уменьшается, а во многих странах даже растет. И как бы в ответ на это среди подростков все больше случаев самоубийства. Общая статистика такова: мальчиков избивают в три раза чаще, чем девочек , 60 % пострадавших — дошкольники и 40% — школьники. Среди зверски избитых и помещенных в стационар детей 10 % погибают от травм и различных осложнений. При этом жестокое обращение с детьми родители, конечно, скрывают, а врачи оставляют как бы незамеченным.
Ряд различных видов жестокости представляет такую картину: избиение; привязывание к стулу, кровати; запирание в темной комнате, чулане; лишение пищи и питья; принуждение к неудобным длительным позам (стояние на одной ноге, сидения на корточках и т. д.); стояние на коленях на полу на рассыпанной крупе; пытки (тушение о тело ребёнка зажженных сигарет, удары электрическим током, зажигание перед лицом спичек и т. д.); принуждение к пьянству, курению и другим пагубным пристрастиям; различные виды сексуального насилия; постоянное запугивание, изощренные виды жестокости (удушение, порезы, уколы, клизмы и др.).
Жестокое обращение с детьми может иметь различную природу. Бывает как бы вынужденным — родители не справляются с ребёнком, "вынуждены" прибегать к физическим наказаниям. Может носить случайный характер. Нередко связано с тяжелыми психическими заболеваниями взрослых.
В мировой литературе есть работы, указывающие на непосредственную связь между алкоголизмом и детским "травматизмом". Так, у детей, матери которых имели проблемы с алкоголем, риск серьезных травм, в том числе в результате жестокого обращения, в 2,1 раза выше, чем у детей непьющих матерей. В семье, где оба родителя алкоголики, этот риск увеличивается почти втрое.
И, наконец, последняя причина, о которой хотелось бы сказать. Так называемая семейная эстафета жестокости. Она передается из одного поколения в другое и является "эталоном" отношений в семье. Иногда и сами дети провоцируют жестокость взрослых и словами, и действиями. Одна агрессия накладывается на другую, а проигравшей стороной все равно остается ребёнок.
Педиатры, детские хирурги, травматологи, психиатры, детские гинекологи и другие специалисты должны хорошо знать клинику жестокого обращения с детьми. Ведь они часто первыми обнаруживают избитых детей, оказывают медицинскую помощь жертвам родительской агрессии.
Медицинское обследование является частью более широкого процесса оценки состояний ребёнка. Некоторые травмы и состояния почти всегда являются следствием насилия, но их признаки могут быть не специфическими, что может затруднить интерпретацию. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
В целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции.
Инцест — это сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными родственными узами, невзирая на возраст. Инцест может происходить между отцом и дочерью, отцом и сыном, братом и сестрой, матерью и дочерью, наиболее частым вариантом является насилие со стороны отца или отчима. Проблема инцеста является одной из самых сложных, так как насилие совершается близким родственником. И если отец, активный правонарушитель, то мать чаще всего является пассивным, так как вытесняет подсознательно как прямую, так и косвенную информацию об инцесте, предпочитая оставаться "слепой" и "глухой". Это происходит в тех случаях, когда после рассказа девушки или девочки о насилии со стороны отца или отчима, мать обвиняет дочь во лжи (или только частично верит ей, осуждая её при этом) и делает вид, как будто ничего не произошло. Такой вариант встречается достаточно часто. К сожалению, реже встречается вариант, где мать безоговорочно верит дочери, порывает с мужем и оказывает дочери всяческую поддержку, целиком возлагая ответственность за случившееся на насильника.
Такие действия как показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и сексуальное поведение в присутствии детей в литературе называются сексуальным злоупотреблением.
По данным литературы распространённость сексуального насилия в детстве среди женщин в разных странах колеблется от 7% до 36%, а среди мужчин – от З% до 29%. В большинстве исследований установлено, что девочки и женщины в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики и мужчины. Из приведенных цифр видно, что распространенность сексуального насилия в разных странах варьирует, что, по всей видимости, связано с различиями в определении сексуального насилия в разных странах, однако даже 3% являются большой цифрой и ясно, что данная проблема является международной.
Пренебрежение детьми
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ — это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.
В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную, не протертую пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не проявляют к нему должного внимания, не заботятся о здоровье ребёнка, не выполняют медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё-таки начал посещать школу, практически не интересуются его успеваемостью, не контролируют посещение школы. К вариантам пренебрежительного отношения относятся случаи, когда маленького ребёнка отпускают гулять одного в вечернее время или рядом с проезжей частью. А также когда ребенок из-за небрежности взрослых может выпить оставленное без присмотра сильнодействующее лекарство, опрокинуть на себя горячую воду, выпасть из окна многоэтажного дома или получить сильный удар электричеством.
Эмоциональное насилие, несмотря на то, что обывателю кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.
Категория: Опыт | Добавил: tatyana_tsaft (2012-05-31)
Просмотров: 2611 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru