Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Учитель новой формации как Великий Учитель

Т.М. Мажикеев, методический работник Алматинского областного института профессионального развития кадров, заслуженный работник образования Республики Казахстан.

Мудрость питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодежь нуждается в ПРОВОДНИКЕ, способном предвидеть главные опасности, помогающем успешно войти в социум. Моцей Танась, Варшава

Дело ученого – открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной. Миссия методолога – найти инструменты привнесения открытия ученого в образование. Миссия педагога – формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в этот процесс достижения ученого и методолога. Синтез знания и умения – вот отличительное качество педагога.

Н. В. Маслова. «Ноосферное образование».

Для получения представления о целостном мышлении учителю необходимо знать, что это такое, и быть убежденным носителем этого знания. Сегодня перед учительством стоит масштабная задача: изнутри трансформировать систему образования, а через нее – всю зону воздействия образовательной системы общества в условиях его устойчивого развития. И здесь необходима внутренняя перестройка: структурная, функциональная, ценностная. Найти возможности перестройки изнутри системы образования – миссия учителей нового поколения, андрагогики и акмеологии, психологической педагогики и гуманной педагогики. Стратегическая роль учительства – проверка подлинности их нравственно-духовных начал, где этика и нравственность - это духовный акт философии духа с ориентацией на целостное восприятие мира, целостное мышление. Учительство должно исполнить свой нравственно-этический акт. В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель-исследователь, учитель-лидер как УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ. УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А. Назарбаев, президент РК.)

ЗАДАЧИ, которые должен решать УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ, следующие:

1. УЧИТЬ новому мышлению, методам познания и самоорганизации.

2. Уметь подвести к двери в мир знаний, дать ключ и научить ученика как участника общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.

3. Научить участника ОП самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.

4. Научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации /по спирали/: Я – САМОИЗУЧЕНИЕ – САМОВОСПИТАНИЕ - САМООБУЧЕНИЕ – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ – САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – САМОРЕГУЛЯЦИЯ – САМОРАЗВИТИЕ – САМОПОЗНАНИЕ – САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Это значит: 4.1. Показать всепроникающий принцип подобия в природе, мышлении. Научить искать подобия, аналогии для новых изучаемых явлений, углубляя и меняя их по мере необходимости; 4.2. Научить участника ОП использовать все навыки и умения в процессе познания; 4.3. Помочь раскрыть полный потенциал ученика и вывести его в космос творчества. Это и есть СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР на будущее, отличающийся от задачи традиционной школы – дать некоторый объем знаний и методов работы по школьным основам науки.

Отличительная разница:

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Ориентир на «запоминающий субъект» как ориентир на прошлое.

Ребенок – АЛМАЗ, из которого нужно сделать БРИЛЛИАНТ, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа. Ф. Вассерман, Ташкент

НОВАЯ ПАРАДИГМА ЦЕЛОСТНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – необходимо учителю уметь работать, используя психологические методики корректирующего /трансформирующего/ типа; владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования.

ЗНАНИЯ, которыми необходимо владеть УЧИТЕЛЮ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. Знание основ научной теории, гносеологии, методологии;

2. Хорошее знание предмета специализации;

3. Наличие энергии, которая позволит показать личную убежденность учителя и стимулировать творческий процесс познания.

УМЕНИЯ, которыми должен владеть УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. УМЕТЬ ЛЮБИТЬ детей – важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя, учителя; безусловно принимать мир и человека.

2. УВАЖАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – видеть в каждом личность – необходимое качество учителя. 3. ВЕРИТЬ в РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – залог успеха ОП, выражает оптимистическую линию гуманизма. 4. ЗНАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – без знания души личности воспитание является слепым; быть гуманным - значит быть человековедом.

5. ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА – нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.

6. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ – каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды.

7. БЕРЕЧЬ и РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА – без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.

8. СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА как соучастника ОП, который должен видеть в нем друга, чувствовать поддержку и помощь.

9. УМЕТЬ ЦЕЛОСТНО МЫСЛИТЬ. Учитель новой формации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления в позитивные. Это учитель – практический психолог. 10. ОРИЕНТАЦИЯ на КУЛЬТУРУ педагогического труда – ориентация на формирование целостного мировоззрения учителя.

11. НЕ НАВРЕДИТЬ здоровью, психике, стремлению к творчеству личности.

12. Мотивировать целостное восприятие мира личностью.

13. Мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределенности.

14. Работать в биоадекватных методиках и технологиях образования.

Важнейшая задача модернизации образования и перехода к целостному мышлению – это ВЗРАЩИВАНИЕ мыслящего и ищущего учителя новой формации, способного сделать самостоятельный мировоззренческий выбор познавательным и жизненно-практическим путем ТОЛЕРАНТНОСТИ – терпимости к мировоззренчески противоположному взгляду, позиции через сферу культуры, иерархию ее ценностей, чтобы увидеть, узнать, понять, осознать, принять человеческое ценное. Второе – переход к целостному мышлению самого учителя. Его задача – научить детей учиться, жить в мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Учитель должен осознать и реализовать содержание образования неразрывно с формой и методом. Методика – всегда творческий акт учителя новой формации, должна быть охарактеризована. Она эффективна в сочетании с искусством учителя новой формации /организаторским, ораторским, актерским, человеческим/ и не может быть тиражирована. Это уровень искусства, где учитель – МАСТЕР взаимодействия. Зрелость учителя – это способность устанавливать внутренний контакт с другими людьми.

ЖИВОЙ КОНТАКТ – творит, буква – убивает. Методика навсегда не может быть. Методика — всегда творческий акт. УЧИТЕЛЬ новой формации – это и

УЧИТЕЛЬ-ЛИДЕР – современный гуманитарный этический ассертивный лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – инициативность и гибкость, созидательность и творчество; честность, смелость и личностная целостность; уверенность и уравнове­шенность, независимость и самостоятельность; настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность, обязательность;

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ как ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ;

ü окружен своими лучшими учениками: вечно здесь светлое, радостное, мажорное лето;

ü он улыбнется – радость и праздник в душах учеников;

ü не скрытен: эмоции для него — педагогическое средство; он свободен от предубеждений;

ü он постоянен и последователен во всех своих деяниях; он обладает высшим знанием и делает все хорошо. Он ничего не забывает, ничего не путает, никогда не ошибается;

ü он поддерживает коллег, и все вместе они являются единым коллективом единомышленников, выступают единым фронтом, и нет у них различий в мнениях и ценностях. Учитель – живой пример эффективности воспитания и учения!

СОВЕРШАЙТЕ ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ. (Д. Дидро.)

 

 

Категория: Научная кафедра | Добавил: collegy (2007-04-13)
Просмотров: 2448 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 6:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru