Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Научная кафедра

Учительский труд: профессия и работа

© О. Донскова

Учительский труд: профессия и работа
(Дисфункциональный аспект)

При анализе социально-профессиональных проблем учителей общеобразовательных школ важно рассмотреть вопрос, касающийся их отношения к собственно профессии и об отношении учителей к работе в конкретном учебном заведении. Следует сделать различие между отношением к профессии как особому виду трудовой деятельности, определяемой производственнотехническим разделением труда, его функциональным содержанием с одной стороны и работой деятельностью в конкретных условиях.

По нашей гипотезе отношение к профессии и к работе может не совпадать. Разнонаправленность (дисфункциональность) оценок видится в том, что в первом случае профессия рассматривается посредством ключевых понятий: "престиж", "привлекательность" профессии, когда речь идет о ценности профессии в общественном мнении.

Во втором случае ключевым понятием будет "работа", в большей степени отражающем рутинную, повседневную деятельность работника, когда та имеет значимость для конкретного человека в качестве объекта выбора, предпочтения и готовности работать именно по этой профессии.

Исследование проводилось на базе пяти средних школ Тальменского района Алтайского края. В состав генеральной совокупности вошло 236 учителей, опрошено 50. Респондентам было предложено выразить свое отношение к профессии и к работе. Результаты оказались следующими: удовлетворяет профессия учителя и работа 40 процентов; удовлетворяет профессия, а работа нет 46; удовлетворяет работа, а профессия нет 4; не удовлетворяет ни работа, ни профессия 6; не смогли ответить 4 процента опрошенных.

Выявлено, что в гораздо большей степени учитель не удовлетворен работой нежели профессией. Поэтому представляется важным проанализировать отношение учителей к работе: что и почему их особенно тревожит, вызывает неудовлетворенность.

Оправдалось предположение, что самооценка содержательной стороны своего труда у учителя не совпадает с аналогичной оценкой с позиции общественного мнения. Учителя более высоко оценивают свою профессиональную деятельность по сравнению с респондентами иного социально-профессионального статуса. В общественном мнении существуют тенденции, содержащие критическую окраску в оценке деятельности учителя. Многие считают, что истоки духовного кризиса, в котором находится общество, исходят из школы как социального института.

Выявлено, что учителя связывают падение престижа профессии не с содержательными сторонами и качествами своей деятельности, а с условиями работы. На основе вопроса установлено, что учителей в профессии не устраивает следующее: зарплата, материальнотехническая оснащенность труда, большая нагрузка, большое количество учеников в классах, зависимость от начальства, отношение учеников к учебе. При этом респонденты меньшую значимость придают проблемам профессиональной подготовки. Резервы эффективности своего труда учителя видят в улучшении условий труда, повышении заработной платы.

Главные причины трудностей в работе учителя видятся в общей ситуации с образованием в стране (невыплаты заработной платы, отсутствие выделения средств на методическую литературу и т.д.). В меньшей степени значим субъективный, личностный фактор, что говорит о том, что подавляющая часть учителей не случайные люди в школе. Свою большую самореализацию в труде учителя видят в следующем: повышение заработной платы, не говоря уже о недопустимости ее задержки, уменьшение наполняемости классов, и потом следует личная профессиональная ответственность за свой труд. Движение общества в лице государства навстречу учителю будет способствовать улучшению ситуации в области духовной жизни, что постепенно будет сглаживать дисфункцию их отношения к профессии и к работе.

Гуманитарный клуб: http://arw.asu.ru/~silant/sociol/works/06.htm

Категория: Научная кафедра | Добавил: collegy (2007-04-22)
Просмотров: 3230 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru