Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Факультатив "Этика и эстетика"
1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по факультативной дисциплине «Этика и эстетика» составлена с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан и предназначена для реализации Государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 1504000 «Фермерское хозяйство», квалификации «Повар» (общий объем- 36 часов), 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» квалификации 1401042 «Штукатур» (общий объем – 16 часов).
Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.
Этика – философская, мировоззренческая дисциплина о морали. Мораль – одна из форм духовной жизни, один из древнейших универсальных способов социальной регуляции. Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.
Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.
Основная цель факультатива «Этика и эстетика» – формирование моральных ценностей и ориентиров студентов, их моральной культуры, нравственного сознания, «эстетического» мировосприятия, эстетического вкуса, развития творческих способностей.
Задачи курса:
• Нацелить учащихся на познание общечеловеческих этических норм и этики поведения в обществе в повседневной жизни и деловых взаимоотношениях.
• Способствовать самовоспитанию учащихся, формированию качеств личности, осознающей общечеловеческие и национальные ценности, достоинства человека, знающей основы этики, имеющей широки кругозор, владеющей нормами устной и письменной речи, соблюдающей нормы этикета общения, сотрудничества, стремящейся к эстетике в жизни, в быту, к эстетике отношений, имеющей развитое творческое начало.
• Дать понятие об этике и эстетике.
• Познакомить с духовно-эстетическими ценностями казахского народа
• Способствовать воспитанию культуры поведения в общественных местах, в общении, в быту.
• Вызвать критическое отношение к собственному поведению и стремление к совершенствованию и изменению своей личности.
• Вызвать интерес учащихся к вопросам культуры и искусства, раскрыть важность и необходимость овладения внешней и внутренней культурой, этикетом.
• Приобщить к общечеловеческим и национальным ценностям мировой и казахской культуры, познакомить с отдельными произведениями искусства.
• Сознательно формировать свой нравственно-духовной облик, используя формы самовоспитания и самопознания.
• Научить учащихся делать самостоятельные выводы из представленного материала и содержания урока.

2. Планируемые результаты обучения

Результатами образовательной подготовки студентов по дисциплине «Этика и эстетика» должны стать:
o Представления: о моральных ценностях в современном мире, о морали как высочайшей форме духовной жизни человечества.
o Знания: ценностей и социальных норм в жизни человека, основных этапов исторического развития этической мысли; категорий этики, моральных проблем человеческой деятельности; основ общения, этикета; основные этапы развития эстетики, категории этики и эстетики, особенности и специфику разных видов искусств.
o Умения: определять жизненные ценности и ориентиры, осмысливать жизнь в ее многомерности и глобальности, расширять горизонты индивидуального мировосприятия; воспринимать красоту окружающего мира; оценивать прекрасное в разных видах искусства.
Также прогнозируется следующий результат:
• Учащиеся должны знать и владеть элементарными правилами вежливости (умение правильно здороваться, прощаться, благодарить за услуги, помощь, принести извинения и другие этикетные ситуации).
• Иметь хорошие манеры, знать и стараться выполнять основные правила этикета (культура застолья, внешнего вида, культура речи и т.д).
• Следить за своим внешним видом, за своей речью, манерами.
• Одеваться со вкусом, вести здоровый образ жизни, соблюдать культуру тела и личную гигиену.
• Правильно вести себя в общественных местах, быть вежливым.
• Иметь желание посещать театры, музеи, выставки искусства и пр.
• Иметь представление о видах и специфике различных искусств.
• Видеть красоту в быту, в природе, в человеческих взаимоотношениях.
• Заниматься самообразованием (читать об искусстве, изучать литературу, посещать художественные и творческие кружки)
• Знать и соблюдать нормы поведения в процессе общения, быть доброжелательным в общении.
• Заботиться о создании своего имиджа.
• Уметь анализировать свои поступки, своих товарищей, литературных героев.
• Понимать и уважать самобытность и особенность национального этикета, национальную культуру казахского народа.

3. Тематический план (квалификация «Повар»)

№ Наименование разделов, тем Кол-во
Часов
1 часть «Основы этики» 16
1 Введение в предмет. Что изучает этика? 1
2 История этики. 1
3 Мораль как явление духовной жизни общества. 1
4 Этика как теория морали. 1
5 Основные категории этики. 1
6 Культура человека. Этика и этикет 1
7 Этикет в кругу истории 1
8 Культура поведения и нравственность 1
9 Основы этики казахского народа 1
10 Этикет в культуре общения 1
11 Этикетные ситуации 1
12 Речевой этикет 1
13 Этикет в культуре внешности 1
14 Этикет в культуре застолья 1
15 Этикет в культуре деловых отношений 1
16 Что значит воспитанный и культурный человек? 1
2 часть «Эстетика» 36
17 Что изучает эстетика? 1
18 Что такое красота? 1
19 Эстетические категории 1
20 Предмет эстетики 1
21 Формирование эстетической и художественной культуры личности. 1
22 Основные проблемы, поставленные античной эстетикой 1
23 Аристотель как первый теоретик эстетики 1
24 Эстетика древних цивилизаций Востока. 1
25 Основные этапы развития западноевропейской эстетики. 1
26 Смысл иконы в византийско-русской культурной традиции 1
27 Художественный язык древнерусского искусства 1
28 Итальянское Возрождение как новый этап в истории эстетики 1
29 Классицизм в эстетике и искусстве 1
30 Эстетика Просвещения. Главные представители и идеи 1
31 Эстетика романтизма. Основные идеи и художественная практика 1
32 «Эстетика жизни» русских мыслителей XIX в. 1
33 Эстетика XX в. 1
34 Что такое искусство? 1
35 Виды и специфика искусств 1
36 Виды искусств 1
37 Художественный образ 1
38 Единство формы и содержания 1
39 Правда жизни и правда искусства 1
40 Вкус как эстетическая категория 1
41 Красота и прекрасное в истории эстетики 1
42 Прекрасное в век техногенной цивилизации 1
43 Безобразное как «другое» прекрасного 1
44 Игра как эстетическая парадигма 1
45 Эстетический смысл трагического 1
46 Что есть «истина» в искусстве? 1
47 Эстетика быта 1
48 Эстетика производства и жизненной среды 1
49 Эстетика жизни и быта казахского народа 1
50 Эстетическая организация быта казахского народа 1
51 Заключение. Эстетическое воспитание 1
52 Сочинение – эссе «Красота спасет мир» 1
Всего 52

3. 1 Тематический план (квалификация «Штукатур»)

№ Наименование разделов, тем Кол-во
Часов
1 часть «Основы этики» 8
1 Введение в предмет. Что изучает этика? 1
2 Культура поведения и нравственность 1
3 Основы этики казахского народа 1
4 Этикет в культуре общения 1
5 Речевой этикет 1
6 Этикет в культуре внешности 1
7 Этикет в культуре застолья 1
8 Этикет в культуре деловых отношений 1
2 часть «Эстетика» 8
9 Что изучает эстетика? 1
10 Эстетика древних цивилизаций Востока. 1
11 Основные этапы развития западноевропейской эстетики. 1
12 Что такое искусство? 1
13 Виды и специфика искусств 1
14 Эстетика быта 1
15 Эстетика производства и жизненной среды 1
16 Эстетика жизни и быта казахского народа 1
Всего 16

3. Содержание курса

Тема 1 «Введение в предмет. Что изучает этика?»
Этика в системе наук о человеке. Понятие об этике. Определение. Этические нормы поведения людей на различных этапах развития общества. Этика и эстетика.
Тема 2 «История этики»
Методологические основания историко-этического исследования. Развитие моральной рефлексии в древних культурах. Этические воззрения Средневековья и Возрождения. Этическая рефлексия Нового времени. Моральные ценности в современном мире.
Тема 3 «Мораль как явление духовной жизни общества»
Мораль как социальный феномен. Мораль и право. Политика и мораль. Мораль и обычаи. Мораль и религия. Мораль и дифференциация общества. Моральные аспекты проблем современного общества.
Тема 4 «Этика как теория морали»
Природы и суть морали. Специфика морали. Функции морали. Структура морали. Мораль и проблема ее социальной детерминации.
Тема 5 «Основные категории этики»
Добро и зло – самые общие и важные моральные понятия. Взаимоотношения добра и зла. Смысл жизни и отношение к смерти. Обязанность. Ответственность. Справедливость. Счастье как категория морального сознания. Честь и достоинства человека. Советь – главный показатель самосознания человека. Свобода как моральная ценность человеческого существования.
Тема 6 «Культура человека. Этика и этикет»
Определение этикета. Воспитанный человек. Культурный человек. Культура и красота в отношениях между людьми, в обществе, в быту, в природе, в труде. Внутренняя и внешняя культура. Культура личности. Культура общества.
Тема 7 «Этикет в кругу истории».
Возникновение и развитие этикета, Искусство хороших манер. Виды этикета. Принципы этикета.
Тема 8 «Культура поведения и нравственность»
Нравственные качества личности. Основные этические категории. Этические нормы взаимоотношений людей. Условия и качества воспитанного человека.
Тема 9 «Основы этики казахского народа»
Традиции предков – основа нравственности. Обычаи и традиции казахов, их сущность, специфика и своеобразие. Основные этические понятия: почитание предков, родословная, особенности кочевников, пример родителей, этнопедагогика, гостеприимство, красноречие. Комфорт и уют в казахской семье, народные обычаи и праздники (по выбору учителя). Сферы действия казахского этикета.
Тема 10 «Этикет в культуре общения»
Формы и содержание общения. Его выразительные средства. Формулы общения, этикетные знаки. Правила хорошего тона. Формулы общения (приветствие, обращение, прощание, извинение, сочувствие, пожелание, просьба, благодарность) Употребление «Ты» и «Вы» обращений.
Тема 11 «Этикетные ситуации»
Исторические сведения. Регламентация отношений между женщинами и мужчинами. «Привилегии» мужчин в этике разных стран. Повседневный этикет: в магазине, на работе, в транспорте и т. д. Этикет телефонных разговоров. Поведение в школе. Праздничный этикет (поведение на празднике, концерте, в гостях). Подарки. Культура досуга.
Тема 12 «Речевой этикет»
Культура речи. Значение речевого этикета. Просторечие. Жаргонная речь. Слова – паразиты. Литературная речь. Официальное общение. Искусство беседы. Правила беседы. Слушать и слышать. Речь, жесты, мимика, интонации. Коммуникабельность. Тон речи. Культура речи. Переписка. Письменная речь. Речевой этикет разных стран.
Тема 13 «Этикет в культуре внешности»
Вкус. Индивидуальность. Внешность. Одежда. Прическа. Осанка. Личная гигиена. Косметика, макияж. Элегантность. Здоровый образ жизни - залог красоты. Стиль делового человека.
Тема 14 «Этикет в культуре застолья»
Исторические сведения. Столовый этикет. Правила сервировки стола. Поведение за столом. Поведение в кафе, в ресторане. Виды застолья. Пользование столовыми приборами. Застольные беседы. Культура приема пищи.
Тема 15 «Этикет в культуре деловых отношений»
Этикет деловых встреч и контактов. Визитки. Этикет деловых телефонных разговоров. Офисная одежда. Деловые приемы. Устройство на работу. Имидж и этикет. Этикетные нормы деловых взаимоотношений. Профессиональный этикет.
Тема 16 «Что значит воспитанный и культурный человек?»
Обобщение. Тематические тесты, деловые игры, моделирование этикетных ситуаций. Культура внутренняя и внешняя. Формула вежливости.
Тема 17 «Что изучает эстетика?»
Происхождение эстетики. Определение эстетики. Эстетика в жизни, в быту, в отношениях между людьми. Эстетический вкус.
Тема 18 «Что такое красота?»
Красота в жизни и в искусстве. Красота духовная и материальная. Красота внешняя и внутренняя. Эстетический идеал. В человеке должно быть все прекрасно. Красивое и прекрасное. Виды эстетической художественной деятельности.
Тема 19 «Эстетические категории»
Прекрасное и безобразное. Низменное и возвышенное. Трагическое и героическое. Комическое и изящное. Спор о вкусах.
Тема 20 «Формирование эстетической и художественной культуры личности»
Понятие эстетической и художественной культуры личности. Эстетическое и художественное восприятие: цель, задачи. Гуманизм – высшая цель эстетического и художественного воспитания. Искусство в системе эстетического воспитания личности
Тема 21 «Эстетика древних цивилизаций Востока»
Шумеро-аккадская культура и эстетика. Эстетика Вавилонии и Ассирии. Эстетика Древнего Египта. Эстетика древней Индии. Эстетика Древнего Китая. Эстетика и культура Арабского Халифата.
Тема 22 «Основные этапы развития западноевропейской эстетики»
Феномен античного мифа. Эстетика Древней Греции и Рима. Эстетика Византии и западноевропейского средневековья. Эстетика Возрождения. Эстетика Классицизма. Эстетика Просвещения. Западноевропейская Эстетика второй половины 19 в. Эстетика 20 века
Тема 23 «Эстетика XX века»
Эстетические теории З. Фрейда, К._Г. Юнга, Х. Ортеги-и-Гассета. «Плюрализм» эстетических взглядов. Авангард. Фовизм. Экспрессионизм. Кубизм. Сюрреализм. Экзистенциализм. Поп-арт. Реализм в искусстве 20 в. Панорама современной художественной картины мира.
Тема 24 «Что такое искусство?»
Искусство как форма отражения действительности. Место и роль искусства в жизни. Специфика искусства. Познавательная, воспитательная, эстетическая и прикладная роль искусства. Характер эстетического восприятия. Понятие и сущность искусства.
Тема 25 «Виды и специфика искусств»
Основные критерии классификации. Историческая обусловленность возникновения различных видов искусств. Боги - покровители искусств. Понятие вида и жанра в искусстве. Взаимосвязь искусств. Основные стили и направления (классицизм, романтизм, готика, барокко, рококо, футуризм, кубизм и т. д.).
Тема 26 «Виды искусств»
Изобразительные, пластические, музыкальные, словесные, синтетические и их характеристика. Живопись, архитектура, графика, скульптура, музыка, хореография, декоративно – прикладное искусство, кино, театр, телевидение.
Тема 27 «Художественный образ»
Понятие художественного образа. Искусство – мышление в художественных образах. Художественное произведение как система образов. Отбор жизненного материала: типическое и индивидуальное. Единство мысли и чувств в образе. Определяющая роль содержания в искусстве. Содержание и форма.
Тема 28 «Единство формы и содержания»
Выразительные и изобразительные средства искусства. Их специфика в зависимости от вида искусства. Композиция. Сюжет. Язык. Цвет. Рисунок. Ритм. Интонация и т. д.
Тема 29 «Правда жизни и правда искусства» два типа условности искусства. Правда жизни и правда искусства. Стилизация и индивидуальность образа. Художественная правда. Художественный метод, стиль, жанр. Понятие знаковости искусства. Общественная функция искусства.
Тема 30 «Эстетика быта»
Проявление эстетики в различных областях человеческой жизни. Эстетическая организация жизни. Жилище человека. Эстетический вкус, мода, практичность. Прикладной характер эстетического оформления предметов быта. Единство утилитарного и эстетического. Значение света, звука, цвета. Уют и комфорт.
Тема 31 «Эстетика производства и жизненной среды»
Культура труда (умственного и физического). Исторические сведения. Понятие производственной эстетики. Декоративно – прикладное искусство и его назначение. Дизайн, художественное конструирование. Организация производственной среды (учебная и рабочая одежда, мебель, место0. Требование эстетики к профессии.
Тема 32 «Эстетика жизни и быта казахского народа»
Эстетическое отношение к действительности - особенность культуры быта народа. Бытовая среда жизни казахов как область проявления нравственной культуры нации, человека.
Система моральных ценностей в традиционной казахской культуре. Значение нравственных принципов в жизни казахской семьи. Эстетика отношений.
Тема 33 «Эстетическая организация быта казахского народа»
Народные ремесла и виды искусств. Сочетание красоты и практичности в одежде, мебели, убранстве жилища. Казахский национальный костюм. Эстетика казахских праздников и обычаев. Сочетание и организация современного быта, национальных традиций и современных эстетических идеалов.
Тема 34 «Заключение. Эстетическое воспитание»
Эстетическое воспитание и художественное образование. Эстетическое воспитание – составная часть гармонического воспитания личности. Эстетическое самовоспитание.

4. Перечень литературы и средств обучения

Основная литература:
1. Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.
2. Беклешев Д.В. Манеры и поведение делового человека. – М., 1993.
3. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.
4. Борев Ю. Эстетика. – М., 1988.
5. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность и этикет. – М., 1992.
6. Вопросы истории и теории эстетики / Под ред. М.Н. Афасижева. – М., 1982.
7. Гагев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
8. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. – М., 1982.
9. Гусейнов А.А. Этика. – М., 1998.
10. Гусейнов А.А. Иррлитц. Краткая история этики. – М., 1987.
11. Заленкова И.Л., Беляева Е.В. – Этика (учебное пособие для студентов ВУЗов). – Минск, 2000.
12. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. – М., 1982.
13. Иванов В.Г. История Этики Древнего мира. – СПб., 1997.
14. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих жизнь. – М., 1999.
15. Майоров Г.Г. Этика в средние века. - М., 1986.
16. Малышев И.В. Эстетика: Курс лекций. – М., 1994.
17. Монтень М. Опыты. – М., 1980.
18. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. - С. 41 – 174.
19. Маркс К. Размышление юноши при выборе профессии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.40. - С. 3-7.
20. Назаров В.Н. Энциклопедия нравственной мудрости. – М., 1993.
21. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого.
22. Осовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987.
23. Печчен А. Человеческие качества. – М., 1985.
24. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1997.
25. Соловьев В.С. Духовные основы жизни. – Соб. соч. в 10 т. – М., 1988, Т.3.
26. Соловьев В.С. Смысл любви. – Соб. соч. в 10 т., Т.2. – М., 1988.
27. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
29. Фром Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
30. Фром Э. Искусство Любить. – М., 1990.
31. Франк С.Л. Смысл жизни. – М., 1994.
32. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. – М., 1994.
33. Фрукс Э. Иллюстрированная история нравов. – М., 1994.
34. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
35. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. – М., 1998.
36. Етика. Навч. посіб. / В.О.Лозовий. – К., 2005, С. – 224.
37. Этетика: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 240 с.
38. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Авдеев В.И. Современная педагогика в поисках новой модели образования (Ступени осуществления культурно-исторического призвания человека) / Психология и педагогика. – М., 1996.
2. Бахтин М.Н. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
3. Калантар А.Л. Красота истины: об эстетическом начале научного познания. – Ереван, 1980.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1979.
5. Перепилицын М.Л. Аналоговые системы. – М., 1992.
6. Пресняков О. Поэтика познания и творчества. – М., 1980.
7. Толстой Л.Н. Что такое искусство? – М., 1985.
Категория: Воспитание души | Добавил: динара1804 (2016-12-07) | Автор: Султанова Динара Акилбековна E
Просмотров: 200 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 4:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1529]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [661]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4027]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1599]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [92]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru