Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
К проблеме характеристик поведения родителей по отношению к ребенку
Назмутдинов Р. А., Мишанова Е. И.

Семьи, в которых ребенок может ощущать свою нелюбимость, внешне очень разнообразны. В одних семьях уделяется много внимания, а в других дети явно педагогически запущены. Это говорит о том, что самочувствие ребенка зависит не только от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких, психологических ее особенностей. Например, таких, как появление ребенка вследствие нежелательной беременности, недовольство ребенком таким, какой он есть, чрезмерная требовательность, авторитарность родителей, отвержение ребенка в любой форме.
1. Я не нужен и не любим. Оставьте меня в покое. Ребенок может демонстрировать свою глупость. Плохие привычки, неуклюжесть - все ради того, чтобы «отпугнуть» от себя взрослого.
Противоположным полюсом понятия «принятие» - является понятие «отвержение». Отвержение понимается, как нарушение родительских отношений и выделяется многими психологами в неблагоприятный тип воспитания [1].
Вместе с тем более оптимальной является точка зрения Т. Гордона, который пишет о том, что каждый родитель время от времени испытывает к детям два разных чувства - принятие и непринятие. Степень принятая может зависеть от разных причин. Во-первых, она может быть характеристикой личности самих родителей. Это люди обычно уверенные, с высоким уровнем толерантности, их чувства относительно себя независимы, от того, что происходит вокруг и т.п. Во-вторых, область принятая детерминирована самим ребенком. Дети могут быть высоко агрессивны, физически непривлекательны, обладать чертами, которыми трудно восхищаться. Наконец, степень принятия может изменяться в зависимости от ситуации и состояний, в которых находятся родитель и ребенок. Так, родителю труднее принять негативное поведение ребенка в гостях, чем дома, или если он болен и устал.
Следующей важной характеристикой поведения родителей по отношению к ребенку является последовательность. Известный английский психоаналитик К. Роджерс отмечал как важно родителю быть последовательным, а значит предсказуемым для ребенка Последовательность обеспечивает надежность и безопасность ребенку в окружающем мире.
Мы уже приводили типологию материнского отношения С. Броди, которая также имеет отношение к последовательности. Из четырех выделенных типов, она считала четвертый наиболее вредным для развития ребенка и называла его - непоследовательным.
Г.Х. Хоментаускас также пишет, что непоследовательность родителей - одна из причин того, что в дальнейшем дети воспринимают родителей как людей непоследовательных, чье поведение трудно предвидеть, и поэтому менее склонны раскрывать свои чувства - неизвестно, как в очередной раз на них отреагируют мать или отец.
Т.М. Титаренко связывает непоследовательность родителей с неустойчивыми взаимоотношениями членов семьи, с «всплесками» воспитательной активности со стороны кого-нибудь из родителей, что может привести к развитию у ребенка невыдержанности, импульсивности. Непоследовательность воспитательных воздействий возникает и тогда, когда мать или отец проявляют себя в совершенно разных ролях, например, властная и деспотичная мать, и мягкий и нерешительный отец [2].
Интересно, что сами взгляды психологов, на проблему «последовательности», порой противоречивы и непоследовательны. Так, К. Роджерс считает - последовательность родителей позволяет им быть самими собой, а Т. Гордон пишет, что чувства родителей изменяются в зависимости от ситуации, времени, от ребенка, и если родители стараются быть последовательными, они теряют способность быть естественными. Б. Спок также считает советы психологов быть последовательными при воспитании детей вредными и лишающими родителя способности следовать за естественными проявлениями детей.
Другое направление анализа взаимодействия родителей с детьми лежит в области определения типов, стилей, моделей взаимодействия. Так, Т. Мишина, исследуя дисгармонию семейных отношений, определяет три основных типа «невротических» супружеских пар: с отношениями «соперничества», «изоляции», «псевдосотрудничества».
Существуют и попытки выделить подобные типы взаимодействия родителя и ребенка. Так, на основе наблюдения за поведением родителей и детей при выполнении совместного теста Роршаха (СТР), Е.Т. Соколова [3] выделяет следующие стили общения взрослого и ребенка. Сотрудничество - это единственный эффективный стиль общения СТР, для него характерно открытое выдвижение своих предположений каждым из членов семьи, поощрение к этому другого, интерес к общению максимально приближается к «идеальному»: ребенок побуждается к активности, к реализации своих возможностей; одновременно у него создается ощущение полной безопасности и защищенности. Следующий стиль общения - изоляция, при которой партнеры всячески пытаются избежать взаимодействия, не желают делиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Предложения партнера не вызывают интереса, отклоняются, ничего не делается для того, чтобы привлечь внимание партнера к своим идеям.
Еще один стиль общения отличается сильным противостоянием партнера - это соперничество. Соперничество может уже выражаться в борьбе за практическую инициативу, когда каждый тянет таблицу к себе, в стремлении за внешнее доминирование, отклонении предложений другого, репликах негативно-оценочного характера. Стремление матери во что бы то ни стало «подчинить» ребенка может быть связано не столько с потребностью достижения, сколько с потребностью в симбиотической эмоциональной привязанности.
Наконец, последний стиль общения псевдосотрудничество, отличается крайне эгоцентрической позицией обоих партнеров, исключающей истинно совместный характер ответов, хотя совместные решения при этом стиле общения, в отличие от «изоляции» и «соперничества», принимаются, но не несут истинно совместный характер. При этом, по мнению Е.Т. Соколовой, возможны два варианта этого стиля отношения: доминирование матери и доминирование ребенка.
Еще одна область анализа взаимоотношений родителей с детьми находится в русле исследований неблагополучных систем семейного воспитания. Существуют различные подходы и критерии для определения неблагополучных типов взаимодействия в семье. Известна концепция Дж. Боулди, которая связывает неблагоприятные условия в семье с наличием материнской депривации. В дальнейшем эта концепция и огромное количество экспериментальных данных определили развитие теории привязанности, описанной выше. Авторы делают вывод, что нарушение семейного взаимодействия может приводить к возникновению психосоматических заболеваний или даже к шизофрении.
И. Лангмейер и З. Матейчик предлагают выделить две группы условий, при которых может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка. Во-первых, это такие обстоятельства, когда в семье имеется недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это может быть, например, при неполной семье, если родители преобладающую часть времени находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует стимуляция для роста. Во-вторых, это такие условия, когда данные социально-эмоциональные стимулы объективно в семье имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц образовался определенный барьер. Так, это бывает в цельных семьях, нередко с весьма благоприятным общественным и культурным положением, где, однако, мать, отец и другие воспитывающие лица эмоционально безразличны к ребенку [4].
Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллер описывают шесть типов воспитания детей, страдающих психопатиями: потворствующая гиперпротекция, содействующая развитию истероидных и гипертимных черт характера; доминирующая гиперпротекция, усиливающая астенические черты характера; эмоциональное отвержение ребенка, способствующее акцентуации по эпилептоидному типу; повышенная моральная ответственность, стимулирующая развитие психоастенического характера; безнадзорность, сопровождающая гипертимность и неустойчивость поведения ребенка.
Анализ психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что несмотря на обилие теоретических работ и эмпирических данных, реальна и многомерна картина влияния внутрисемейных взаимоотношений на социальное поведение детей и критерии, его составляющие: самооценку, общение, взаимоотношения со сверстниками. Однако, в одних работах эти взаимоотношения обследованы неполно, не все параметры их представлены и проанализированы, в других - не учтена внутренняя позиция ребенка при восприятии родительских отношений, игнорирована активность личности при выборе позиции по отношению к окружающим. С методической стороны нужно отметить, что те методы, которые использовались авторами в вышеописанных работах, позволили выявить лишь объективные внутрисемейных отношения, но не отражали личностный смысл этих отношений для ребенка. А это очень важно для понимания социального поведения ребенка. В этой связи В.С. Мухина, пишет: «...одни и те же детерминанты могут породить многообразие формы поведения и привести к разным личностным образованиям. В поведении человека многое зависит от того, какую значимость приобретает для него та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл имеет та или иная система ценностей» [5].
Изучение психологической литературы по проблеме внутрисемейных отношений и их роли в развитии социального поведения, в отличии от других общественных отношений, обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих развитие духовного потенциала ребенка. В силу этого семья является первым и ведущим социальным институтом в процессе социализации человека. Внутрисемейные отношения оказывают значительное влияние на процесс формирования отношений ребенка с окружающими: семья способствует становлению личности не только тем, что многочисленные ее качества рождаются именно в семейном общении, но и в том, что процесс усвоения норм, правил поведения находится в прямой зависимости от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами. Вместе с тем остается недостаточно изученным вопрос о механизме влияния особенностей (стилей, типов, тактик, моделей, отношений, родительской позиции и т.д.) семейного воспитания на социальную адаптированность детей и какова зависимость типа поведения ребенка от нарушения семейного воспитания.
Теоретический анализ психологической литературы по проблемам, представленным в первой главе, показал, что вопросы социальной адаптации личности занимают большое место в разработке теоретических и прикладных исследований, выделен этот аспект и в возрастной и педагогической психологии. СПА младших школьников - одна из проблем этого аспекта, рассматриваемого на различных уровнях. Наибольший интерес отечественных и зарубежных психологов вызывают проблемы нарушения СПА детей данного возраста. Одной из причин, и наиболее важной, вызывающей эти нарушения, является нарушение семейного воспитания.

Литература:
1. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. - М., 1998. - 56 с.
2. Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев: Радзянска школа, 1995. - 95 с.
3. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника. Автореф. дис.канд.психол.наук. - Иркутск, 1995. - 20с.
4. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1994. - №4. - С. 89-96.
5. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М.: МГПИ, 1985.
Категория: Воспитание души | Добавил: nazmu1956 (2018-01-09) | Автор: Назмутдинов Р.А.,Мишанова Е.И. E
Просмотров: 14 | Теги: семейные отношения, семья, материнское отношение | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2018-01-21, 8:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1543]
Школьный психолог [529]
История [748]
Опыт [520]
Научная кафедра [224]
Воспитание души [239]
Мастер-класс [229]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [828]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1215]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [99]
Казахский язык и литература [1835]
Краеведение [96]
Начальная школа [4056]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [78]
Профильное обучение [79]
Демократизация и школа [27]
Физика [307]
Экология [188]
Дошколенок [1621]
Особые дети [293]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [649]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [478]
Мой Казахстан [238]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1222]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [100]
ИЗО и черчение [223]
Физическая культура [554]
Немецкий язык [55]
Технология [306]
Самопознание [415]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru