Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Музыка и школа

Ирина САДОВСКАЯ,

учитель музыки высшей категории

школы-гимназии № 5 Алматы,

дипломант Республиканского конкурса программ

по духовно-нравственному развитию личности.

Вопросы образования и воспитания, а значит, формирования будущего нашей страны – важная часть государственной политики. Основные направления развития современной школы формулируются на самом высоком государственном уровне.

Казалось бы, это должно гарантировать и интерес общественности к этим вопросам. Так ли это? Не находятся ли эти вопросы на обочине общественного сознания? Интересует ли нас, как и чему учат наших детей – будущее государства?

 Многие  родители до сих пор называют эти уроки «пением» и «рисованием» и очень удивляются, узнав, что таких предметов в школьной программе не существует.

Иной родитель может заявить и учителю, и своему ребенку, что в наше время важно знать математику, английский, информатику, а без всяких там искусств можно прекрасно обойтись.

Такой родитель не захочет поверить, что на формирование сознания, души его ребенка именно искусство оказывает несоизмеримо большее влияние, чем все другие школьные предметы. И какое это искусство – прекрасное и нравственное или уродливое и бездуховное – кто знает?

А сколько людей наша система образования уже лишила возможности общаться с высшими достижениями культуры! Сколько из них стали жертвами чудовища, называемого «шоу-бизнесом»!  Общество в целом не готово осознать эти потери. Оно лишь послушно регистрирует рост агрессивности, безнравственности, разобщенности современной молодежи, сексуальную вседозволенность, алкоголизм и наркотизацию.

Кто связывает эти явления с деградацией системы эстетического воспитания? А эта связь, не очевидная для большинства, – существует.

...«Если хотите узнать, как страна управляется  и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке», – писал 25 веков назад Конфуций. В его философии взаимодействие музыки и ритуала  являлось способом приведения в гармоничное состояние всего мироздания.

 «Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие. Через ритм и гармонию оно находит путь в глубину души», – писал Платон, который называл музыкальным не того, кто овладел игрой на каком-либо инструменте, но того, кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего: мыслей, слов и дел.

В древности считалось, что мелодии – это «существа, созданные Богом».

Древность и современность сходятся в одном: возникновение, существование и развитие музыкального искусства есть результат высокого духовного, нравственного и психического развития человека... Не удивительно, что музыкальному воспитанию придавалось особое значение.

Вплоть до XVI-XVII веков в Европе музыка была неотъемлемой частью образования. И  лишь после эпохи Возрождения ее значение начало медленно и неуклонно снижаться. К началу XX века то, что сейчас мы называем предметами эстетического цикла, перестало быть обязательным для изучения почти во всех странах Европы и в России. И только после Октябрьской революции в Декрете о Единой трудовой школе музыка и изобразительное искусство стали предметами, обязательными для изучения, вплоть до окончания школы.

В первые годы советской власти была создана эффективная система подготовки педагогов  музыкального воспитания в школе, позволившая в относительно короткие сроки обеспечить школу квалифицированными преподавателями. Но с 30-х годов эта система начала постепенно сворачиваться. Закрывались учебные заведения, готовившие учителей музыки, сокращалось количество часов, отведенных предметам искусства в учебном плане. К середине ХХ века эта система оказалась полностью разрушенной.  Достаточно сказать, что к началу 60-х годов на более чем 200 000 школ Советского Союза было лишь три тысячи учителей музыки с высшим и средним специальным образованием. И потребовались титанические усилия великого композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского, чтобы возродить эстетическое воспитание детей в школе, поднять его на новую высоту.

Почему же Кабалевский считал музыкальное воспитание столь актуальным в наше время?        

Современная научно-техническая революция подарила человечеству чудеса техники, о которых он разве что мог мечтать. В их числе – возможность аудиозаписи и воспроизведения – от допотопных фонографов XIX века до современной цифровой аппаратуры. И как любая современная техническая «игрушка» человечества, аудиоаппаратура – это чудовищный ящик Пандоры, ловушка для незрелой души.

С древнейших времен музыка была праздником и лишь сегодня стала повседневностью, обыденностью.

С особым смыслом звучит сейчас высказывание Конфуция: «Если хотите узнать, как страна управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке». Страшно прислушиваться к той  музыке, которая пронизывает энергетическое пространство цивилизованного мира. С начала 60-х годов человечество существует в условиях звуковой агрессии, как результата развития аудиотехники.

Современные ученые бьют тревогу.

Под влиянием тяжелого рока в мозге человека вырабатываются особые химические соединения – дофамины (морфиноподобные вещества). Изменения, происходящие в таком случае в организме человека, равноценны влиянию алкоголя в чрезмерных дозах или наркотиков.

Исследования Пан Ван Хелзинга /Германия/ показали, что многие группы и исполнители (например, Мадонна) записывают вместе с музыкой сообщения на ультравысокой частоте (т.н. высокочастотная составляющая), воздействующие на подсознание, причем воздействие существует и за порогом слышимости. Эти сообщения призывают к безнравственным поступкам, подчас преступным действиям, и выявить их можно только при помощи специальной аппаратуры. Все элементы музыкального языка современной поп- и рок-музыки несут разрушающее воздействие.

Мелодии современных шлягеров  примитивны, невыразительны, назойливы. Они цепляются за сознание, мешают, раздражают. А если вспомнить мудрость древних, что мелодия – это существо? Что за существа привязываются к нам? И безвредно ли это? Ритм в современной «попсе» – это механическое чередование самых примитивных ритмических структур, которые, как считают исследователи, способны разрушать естественные ритмы человеческого организма, главным образом, сердечный ритм

Тембры современных синтезаторов, которые вытеснили с эстрады акустические инструменты, очень примитивны. В них отсутствуют вибрации, необходимые для человеческого слуха.

Исследователи уже заметили, что обилие «механических», электронных звучаний, окружающих детей с младенческого возраста, замедляет развитие голосовых связок, формирование музыкального слуха, музыкального восприятия.

Важнейшей особенностью современного музыкального шоу, особенно рок-концерта, является громкость музыки, сопоставимая с ревом двигателя реактивного самолета. Установлено, что от этого повышается давление, возрастает содержание холестерина в крови, ухудшается слух, а также меняется социальное поведение: в условиях сильного шума люди проявляют меньшую склонность к сотрудничеству.

Вот какая музыка звучит постоянно вокруг нас – дома, на работе, на улице, в транспорте, в местах отдыха. Сейчас не музыка, а тишина стала драгоценностью, редким и ценным даром. Выросло поколение людей, которое не переносит тишины, боится ее. Музыка стала экологической проблемой. Подобно тому, как люди оценивают загрязнение окружающей среды, радиоактивный фон, пришло время определять допустимые и безопасные уровни звукового, музыкального шума современной жизни. С рождения и даже еще до него наши дети находятся в условиях агрессивного воздействия звукового фона, приучаются к нему, перестают его замечать.

Но изменения в организме и сознании от этого не уменьшаются. Уже сейчас многие медики и педагоги бьют тревогу – идет лавинообразное нарастание физических и психических отклонений, имеющих в основе воздействие массовой культуры.

Но общество в целом не хочет замечать этих опасных тенденций. Тем более что шоу-бизнес – это огромные деньги, очень огромные. Слишком многим хочется ничего не менять, и очень много денег тратится, чтобы ничего не менялось. Да и запретами, к сожалению, ситуацию изменить нельзя. Помочь может лишь воспитание. Вокруг нас ничего не изменится, пока общество (именно общество, а не государство) не повернется лицом к школе и не задумается, наконец, что главное для ребенка: английский, экономика или душа? Пока для общества не станет важно, кто, чему и как учит наших детей. Что вкладывает школа в их душу, как она сегодня создает будущее нашей планеты. 

Категория: Воспитание души | Добавил: collegy (2007-04-14)
Просмотров: 2696 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 4:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru