Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Как прекрасен этот мир!
Слайд 1 Мастер-класс
«Интеграция предметов в раскрытии понятия «Как прекрасен этот мир!».

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать об использовании элементов интеграции во время учебной организованной деятельности в детском саду. Интегрированный подход обеспечивает возможность показать окружающий мир во всем его многообразии с привлечением знаний из разных областей. Это создание у дошкольников целостного представления об окружающем мире. Чтобы глубже понять, как осуществляется интеграция предметов, я проведу с вами небольшой мастер – класс на конкретном примере, задания подобраны для взрослых, для дошкольников все делается немного проще по особенностям возраста.
Прошу вас обратить внимание на экран.
Слайд 2 Что вы видите? (земной шар)
Давайте рассмотрим этот объект с точки зрения разных научных дисциплин. Например, что думают об этом математики? (шар, круг…)
Языковеды? (слово «земля» на казахском языка «жер», на анг. «ленд»)
Экологи? (это планета, охрана природы)
Географы? (это планета, там 6 материков, охрана природы, экология)
Историки? (человечество и цивилизация, развитие …)

Конечно, наука пытается объяснить явления и объекты со своей точки зрения. Но мы видим сколько объектов? (1).
Вы – взрослые люди, а ребенок дошкольного возраста может и не понять смысл разных точек рассмотрения. У него восприятие и психические процессы еще развиваются. У дошкольника складывается своя «картина мира» - она целостна, поэтому в новой учебной типовой программе заложен интегрированный подход образовательных областей. Это подтверждают слова философа И. Канта «Не мыслям следует учить, а мыслить».

Сейчас мы поработаем с японским хайкку. Поэзия хайкку, является одним из приёмов технологии критического мышления.
Слайд 4 Хайку (хокку) - лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времён года. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас Хайкку нельзя читать быстро, потому что в этом случае ничего не поймёшь. Хайкку требует внимания, размышления и тишины.
Слайд 5 Прошу внимательно послушать хайкку поэта Мацуо Басё.
Чем же там люди кормятся?
Домик прижался к земле
Под осенними ивами.
- Еще раз прочитайте хайкку, стараясь вникнуть в глубокий смысл этих строк.
- Какое время года описано? (осень). Представьте, какими могут быть осенние ивы? (яркие, разноцветные)
- Домик, какой вы представили? (Старый, покосившийся)
- Какая главная мысль стихотворения? (о том, что поэт беспокоится о питании людей материально или беспокоится об их духовной пище)
- Есть ли здесь недоговоренность?
- Можете ли вы хайкку представить в виде картины?
Часто к хайкку рисовали картины. Я вам предлагаю рассмотреть одну из них.
Слайд 6 Картина называется «Дом с пристроем».
Внимательно всмотритесь в картину. Находят ли здесь отражение мысли из хайкку? (Да, осенняя природа, есть домик)
Обратим внимание на область картины, которая изображает дом. Какое у вас создается впечатление? (Что дом старый, нет надежды, уныло).
Теперь посмотрим верхнюю часть, где мы видим лес. Какое теперь настроение?
Какой контраст вы видите между строениями и природой? Посмотрите на наличники окон? Что это объясняет? (как бы ни было невзрачно жилье, люди чувствуют красоту, не все должно быть внешне красиво).
Значит, художник, что хотел сказать? (Что не все безнадежно, есть контраст между бедностью жилья и красотой природы, что не материальное богатство главное, а духовное)
Как вы думаете, одинаковы ли главные мысли двух произведений?
- Уважаемые коллеги, вы увидели, что при связи двух областей творчества достигается более глубокое понимание смысла литературного произведения. Как вы думаете, какое еще из области творчество можем привлечь для полного восприятия? (музыку). Какого характера музыку вы бы подобрали?
Слайд 7 Спокойная, тихая, громкая, волнующая, чувственная, громкая, ритмичная, протяжная, печальная, просветлённая и т.д.
Я с вами согласна. Но лучше один раз послушать, чем много раз говорить. Предлагаю послушать произведение «Октябрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
1. Какое настроение навевает музыка?
2. Подходит ли она к хайкку и картине?
Восприятие произведения искусства — процесс постижения того, что порой невозможно выразить в языковой форме.
Вот здесь я бы подробнее остановилась на арт- педагогических технологиях. Это музыкотерапия и изотерапия. Музыку можно рисовать, слушать, обсуждать, а в изотерапии работа с цветом, рисунки по стихотворениям и музыке. У детей восприятие развивается через собственные ощущения. Поэтому мы предлагаем детям нарисовать свои эмоции, чувства, которые возникли при восприятии стихотворения, картины и музыки. А вам я предложу на минуту погрузиться в мир своих эмоций и нарисовать свои эмоции, чувства, которые возникли при восприятии стихотворения, картины и музыки.
Посмотрим, как выразили свои эмоции наши участники? ( Показывают свои рисунки). Спасибо большое.
Я думаю, здесь будут уместны слова старинной японской мудрости:
Всматривайтесь в привычное - и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое - и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
Дорогие друзья, еще раз всмотритесь в наш земной шар. Что великого мы можем здесь увидеть? Это великое заключено в малом - простом слове. Даю подсказку:
Первая буква этого слова – 14 буква русского алфавита, 12 - казахского алфавита 16 – английского. Состоит из трех букв.
Да, это слово мир.
Всё, что бы человек не воспринимал, это целостный образ, это мир. Как это слово можно понять? В словаре Ожегова дается такое объяснение – слайд.
Толковый словарь Ожегова.
1. Мир - отдельная область Вселенной, планета
Пример: Звездные миры.
2. Отдельная область жизни, явлений, предметов
Пример: Мир животных, растений. Мир звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.
3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара
Пример: Объехать весь мир. Первые в мире. Чемпион мира. Мир тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
4. Согласие, отсутствие вражды, войны
Пример: жить в мире. В семье мир
5. Спокойствие, тишина
Пример: Мир вашему дому
Сколько значений у этого слова? В этом простом слове заключено все, что важно для нас.
Звучит музыка «Вальс легенда».
Заканчивая свое выступление, я хочу подчеркнуть, что этот мир для нас привычен, но в то же время загадочен. Давайте научимся сами и научим наших детей уметь наблюдать этот мир, уметь видеть в обычном красоту и воспринимать его таким, какой он есть, беречь его. Я желаю вам видеть в своих детях неожиданное, красивое, сложное и великое.
(Звучит музыка, читаю стихотворение.)
Огромен мир, бескрайне поднебесье,
Лесам, воде конца не вижу я.
Но мир бы не был так огромен, если
В нем не светила б мне любовь моя.
Прекрасно поле, горы, расстоянья,
Лицо зари и белых туч края.
Прекрасен мир – от одного сознанья
Что всем владеет в нем любовь моя.

Спасибо за внимание
Категория: Мастер-класс | Добавил: ODIN (2016-12-18) | Автор: Журавлева Светлана Геннадьевна E
Просмотров: 71 | Комментарии: 2 | Теги: хайку, интеграция | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-03-24, 6:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1511]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [228]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1176]
Химия [385]
Классному руководителю [653]
Биология [590]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [3999]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [367]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1568]
Особые дети [277]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [638]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [461]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1194]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [534]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [32]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru