Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Работа над развитием чувства ритма детей школьного возраста на уроках музыки
Научить детей правильному, осознанному исполнению ритмических движений в пении– одна из задач музыкального воспитания школьников. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как ритм играет огромную роль в развитии координации движений человека, в умении владеть своим телом, согласовывая свои движения с движениями других детей, учит пространственной ориентировке. Ритмические движения являются формой разрядки нервного и физического напряжения ученика. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ученика контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно- физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

На уроках музыки ученики приобретают музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного исполнения движений, которые согласовываются с текстом песен. Умения и навыки формируются не только как важнейший вид музыкальной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, используемый учениками во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Умение выделить ритмический рисунок мелодии музыкального произведения, делает ребенка более выразительным, музыкальным. Движение под музыку развивает у школьника чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства выразительности. Следовательно, необходима систематическая, последовательная и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков и умений выполнения ритмических движений. Понимая значимость обучения в образовании, воспитании и развитии детей по развитию ритма я ищу пути повышения качества обучения на уроках. Поэтому особенно привлекает опыт ученых, педагогов-новаторов работающих в этой области.

От постановки обучения детей предмету музыки во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к музыке, школе, учителю, товарищам, коллектива класса, к самому себе.
На протяжении моей многолетней педагогической деятельности, убеждаюсь, что необходимо с раннего возраста дать возможность ребенку прикоснутся к миру музыки. Не у каждого ребенка есть возможность посещать дошкольное учреждение. Чем раньше он это сделает, тем быстрее займет заметное место в детском коллективе, поверив в свои силы. Такой ребенок в любом коллективе сможет реализовать себя, свои способности и то положительное, что в нем заложено.

Работая над развитием чувства ритма школьников, определила для себя следующее:

Цель исследования: на основе анализа по развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста, определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие его развитию.

Объект исследования: является ритмичность, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка ритма. В качестве предмета исследования избираются методы и приемы работы на уроках, способствующие развитию навыков ритма.

Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

• Подобрать систему упражнений, песен-попевок, песенный репертуар, музыкальные и шумовые инструменты, которые активизируют внимание школьников и помогают с легкостью владеть своим телом, согласовывая свои движения с движениями других детей, а так же ориентироваться в пространстве (создание ситуации успеха);

• В системе проводить упражнения, способствующие развитию чувства ритма, осознанного, выразительного исполнения движений под музыку;

• Учитывать индивидуальные способности детей.

На протяжении многих лет я работаю с 1-6 классы. В первую неделю уроков я провожу диагностическую проверку в каждом классе и слежу за изменением отношения ребят к прекрасному-музыке.

1 Задание: ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ
НАКЛОННОСТЕЙ.
ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У ВАС ФАНТАЗИЯ?

Такой тест я провожу ежегодно в каждом классе, изменяя вопросы, согласно возрастным особенностям ученика и слежу за их изменениями по развитию творческих способностей и фантазии, а затем перед собой ставлю определенные задачи. Одна из них- это развитие координации движений ученика, умение владеть своим телом, согласовывая свои движения с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. Как же помочь ребенку развить чувство ритма и научить координировать свои движения с движениями других? Для этого я использую разнообразные песенки-попевки с ритмотопами и ритмохлопами. Предлагаю детям самим прохлопывать ритм, придумывая к ним дополнительно инсценированные движения.

2 3адание:
ПЕСНЯ-РАСПЕВКА «Два кота»,
«Уж как шла лиса по травке», «Кошкин дом»
(прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).

Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Это упражнение влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально, в парах, группой или со всем классом.

3 Задание: ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «В доме моем»
( придумать ритмичные, инсценированные движения на слова-действия).
В доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только пальчики стучат-тук-тук-тук,
Только шуршики шуршат – шу3
Только ноги стучат – топ3
Только руки стучат – хлоп3
Только дождик стучит – кап3
Только ротик кричит – а3
Только ротик молчит – (тишина)
Только листья шуршат – шу3
Только глазки спят – (дети засыпают)

Другой вид упражнений, который так же способствуют развитию чувства ритма, помогают развить творческие способности не только в области музыки, но и литературы. Детям предлагается в качестве домашнего задания на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание).

4 Задание: НА ЗАДАННЫЙ РИТМ ПРИДУМАТЬ СЛОВА И МЕЛОДИЮ.
( можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание)

Для тренировки дыхания я предлагаю вам выполнить такое упражнение: Сделаете глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

5 Задание: УПРАЖНЕНИЕ «ЗАДУЙ СВЕЧУ»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох. Упражнение повторить 2-3 раза. И т.д.

Задание: УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТОК»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
( Шуточная песенка. Исполнение песни участниками по показу дирижера с ритмохлопами, звукоподражанием птиц и животных - мяу, ква, кря).

Использование в песнях инсценированных ритмических движений дает возможность детям проявить свои творческие способности, прививают им двигательные навыки и умения, необходимые при передаче выразительности в движениях, музыкальных впечатлений и эмоций.

6 Задание: ПЕСНЯ «ЖИЛ Я У ПАНА»

( Шуточная, белорусская песенка. Исполнение песни участниками исполняется с движениями, характерезующими повадки птиц и животных с использованием звукоподражания птиц и животных – ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, гав-гав-гав, бррр-бррр-бррр, бе-бе-бе, кря-кря- кря).

1 Разучивание песни по ролям.
2 Инсценирование движений.
3 Ритмохлоп ролей.

Так через игру мы прививаем любовь к музыке, причем, не только к содержанию песенного материала, но и к самому процессу разучивания и исполнения. Очень нравится детям петь распевки и песни с использованием шумовых инструментов. Сегодня мы своими руками изготовим шумовой инструмент, который сможем использовать на уроках музыки.

7 Задание: ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ШУРШИКА»

1.Заполнить баночку от йогурта небольшим
количеством пшена.
2.Склеить две баночки от йогурта.
3. Нанести казахский орнамент на баночки.

А теперь мы повторно исполним песенку-попевку «В доме моем» с использованием шумового инструмента шуршика.

8 Задание:
ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «В доме моем»
доме моем тишина,
В доме моем я одна.
Только пальчики стучат-тук-тук-тук,
Только шуршики шуршат – шу,3
Только ноги стучат – топ.3

Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни выйти на сцену в качестве артиста, певца или музыканта. Не каждому это удается. Но мы, учителя музыки, настоящие артисты, певцы и музыканты. Мы часто выходим на сцену, радуя детей и взрослых. Дарим людям радость-музыку.
Я приглашаю вас побывать на самом настоящем концерте, в котором главными действующими лицами будете вы, учителя музыки.

9 Задание: ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
( Исполнение музыкальной пьесы под сопровождение шумовых инструментов (шуршики, рога и копыта коровы, деревянные ложки, маракасы, бубны, копыта лошади другие шумовые инструменты).

Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык музыки не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему; но она наполнит гармониею мир их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни».
«Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов.
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Категория: Мастер-класс | Добавил: Дикалова (2010-11-09)
Просмотров: 5847 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru