Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Нестандартные формы проведения заседаний НОУ
В настоящее время акцент в системе образования переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
С этой целью в нашей школе действует научное общество учащихся «Альтернатива».
Научное общество учащихся (в дальнейшем НОУ) – это добровольное творческое объединение учащихся, стремящейся развивать свой интеллект, приобретать навыки научно-исследовательской деятельности, совершенствовать свои знания в определенных областях науки.
Основными целями и задачами НОУ являются:
• Формирование у учащихся интереса к научным исследованиям, выявление и развитие творческих способностей, обучение методам научных исследований, воспитание творческой личности;
• Активное содействие школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии, выработке творческого отношения к труду, активных жизненной и гражданской позиций, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
• Содействие в эффективной профориентации и профессиональном выборе выпускников школы.
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
- экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Перед нами, как координаторами НОУ, стоит задача: объединить ребят разного возраста в одну команду, которая должна стать гордостью школы, научить каждого члена научного общества анали-зировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять суще¬ственное, видеть учебные проблемы и решать их, формировать познавательный интерес и мотивацию, целеустремленность, гибкость мышления, самоорганизацию, самоопределение, устойчи¬вости в достижении цели.
Было решено изменить форму проведения заседаний. Использовать новые нестандартные формы и методы, вызывающие интерес, желание учиться новому.
Как показала практика построенные на основе сотрудничества учителей и учащихся нестандартные формы проведения заседаний научного общества дают возможность постоянно совершенствовать достижения учащихся, проводить научные исследования, развивать мыслительную деятельность, практические навыки принятия решения, умение самостоятельно добывать и использовать информацию, содействуют подготовке учащихся к самостоятельной жизни.
Нестандартные формы заседаний научного общества учащихся.
творческие мастерские;
учебные заседания;
круглый стол;
научно-практические конференции;
Учебные заседания научного общества позволяют учащимся выходить за пределы приобретенных узкопредметных знаний, позволяют мобилизовать свои потенциальные возможности для решения проблемных ситуаций. На таких занятиях мы используем новые информационные технологии и различные методы обучения: тренинги, «мозговой штурм», самостоятельные работы – благодаря которым ребята учатся отбирать ключевые идеи, направлять на них свое внимание, реализуются возможности проявления инициативы, передачи информации, подбор и приведение примеров, поиск путей и методов передачи информации, оформление результатов.
Творческие мастерские на таких занятиях формируются пытливость, самостоятельность, стремление к саморазвитию и творческому применению знаний на практике. Занятия позволяют включить в процесс каждого члена научного общества: ребята строят собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои творческие способности, думает, изобретает, создает, творит, самореализуется.
Занятия в наших мастерских начинаются с индукции, которая сменяется самоконструкцией. Эти этапы позволяют актуализировать знания каждого по определенному данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями других участников научного общества. Здесь же знания корректируются, развиваются внутри ученической группы.
Самым необходимым этапом мастерской становится социализация – этап, где дети представляют свою работу и сдают ее с афишированием. Афиширование предполагает вывешивание работ учеников и учителя для рассматривания и анализа. Завершает мастерскую рефлексия, которая настраивает участников на самоанализ своей деятельности, планирование дальнейшей деятельности.
Еще одна форма проведения заседаний научного общества учащихся, используемая нами – это проведение круглых столов.
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий.
Мы используем «Круглый стол» как форму организации обмена мнениями.
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Ребятам очень нравится данная форма своей непредсказуемостью, так как дает возможность проявить свою креативность, отсутствует жесткая структура, регламента проведения. Здесь ребята учатся быть модераторами (ведущими дискуссии) групп, учатся направлять и структурировать работу, тем самым у ребят формируем чувство ответственности.
Не будет преувеличением утверждение, что от ведущего (модератора) Круглого стола зависит практически все. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главную тему заседания и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Формируется профессиональные качества ведущих Круглых столов, умение чётко формулировать проблему, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом.
Встречу «за круглым столом» проводим по-разному.
Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
Второй вариант - ведущий (координатор НОУ) интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы. Свободная атмосфера общения, используемая во время проведения Круглых столов, способствует сплочению коллектива через большее «узнавание». Правильно подобранная тематика Круглых столов расширяет кругозор, позволяет познакомиться с наиболее актуальными проблемами сегодняшнего дня, с интересными людьми, а, в широком смысле слова, ведет к просвещению, пробуждая интерес к науке и знаниям вообще. Также используется форма проведения заседаний научного общества учащихся – дискуссия. Где ребята приобщаются к общим правилам коммуникации при групповой дискуссии (1):
• соблюдай гармоничность в себе;
• избегай общих фраз;
• ориентируйся на цель (задачу);
• умей слушать и слышать;
• будь активен в беседе;
• будь краток;
• осуществляй конструктивную критику.
Во время дискуссии координатор может задавать вопросы:
«- Что в ситуации является главным?
- Какие проблемы, изложенные в ситуации, Вам удалось выделить и какая из них приоритетная?
- Что Вы лично думаете об этом?
- Как бы Вы это оценили?
- Каковы могут быть последствия принятых решений?
- Кого это затронет, на ком отразится?
- Не пропустили ли Вы важную для правильного решения информацию?
- С чьих позиций Вы это предлагаете?» (2)
Еще одна форма проведения заседаний (итоговое занятие) - научно-практическая конференция
Термин происходит от латинского «confero» - собираю, и означает съезд, собрание членов каких-либо организаций, научного сообщества.
На научных Конференциях происходит:
- анализ актуальных проблем и поиск путей их решения;
- информирование сообщества о новых достижениях.
Конференция - это обычно мероприятие с числом участников, превыша¬ющим несколько десятков человек. К проведению итогового занятия – конференции, конечно, нужна предварительная подготовка.
• Определяем общие цели, задачи;
• Определяем целевую аудиторию;
• Заранее определяем выступающих. Обычно это все члены научного общества учащихся школы.
• Согласовываем дату .
• Разрабатываем рекламный материал, сверив с выступающими точность ваших описаний их компетенции и опыта, а также содержание планируемых выступлений.
• Работаем с выступающими для того, чтобы убедиться, что наши и их ожидания по поводу выступлений действительно совпа¬дают.
После Конференции благодарим участников, анализируем все, что запланировали, и все, что про¬изошло сегодня и в течение года. Выслушиваем мнения и предложения ребят. Планируем дальнейшую работу.
Учитывая, что сегодня стратегическим ориентиром системы образования является формирование саморазвивающейся личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, ответственным отношением к миру, то такие формы работы формируют у ребят положительную мотивацию к учению.
Такая работа позволяет решать одну из задач, указанных в Концепции 12-летнего обучения «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества»(3)
1. /Петров А.В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 18./
2. /Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А., Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. проф. Соломина В.П., СПб, «Питер», 2004 г., с. 37-38./
3. /Концепция 12-летнего обучения./
Категория: Мастер-класс | Добавил: Amira (2012-04-19) | Автор: Омарова Лаура E
Просмотров: 4190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 10:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru