Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ
Компанцева И.А., зам.дир по НДВ
г.Алматы, Аксай-4, ГУ гимназия № 132 конт. тел.2237888

Престиж школы определяется взаимоотношениями педагогов с учащимися и родителями. В нашей гимназии взаимодействие школы, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных отношений и строится на взаимоуважении, взаимопонимании и доверии. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.
С 2001 года одним из главных направлений гимназии является нравственно-духовное воспитание, основной задачей которого является развитие способностей каждого ребёнка к самосовершенствованию, его стремлению к истине, к добру, к пониманию ценностей культуры и общечеловеческих ценностей.
Автор курса «Самопознание», президент фонда «Сара Алпыскызы Бобек» С. А. Назарбаева в своих книгах пишет: «Современное общество нуждается в возрождении человеческих ценностей, таких как милосердие, сострадание, терпимость, любовь… Вот почему во всей своей деятельности, в программах созданного мною фонда «Бобек», я стремилась объединить усилия тех, кто хотя бы в малейшей степени причастен к воспитанию детей…» /1, с.6/
Система образования всегда являлась не только образовательным инструментом государства, но и, что немаловажно, воспитывающим. Именно на школу возлагалась задача формирования и укрепления системы нравственных ценностей учащихся и мировоззрения в целом. Изменения в социально-экономическом устройстве общества потребовали кардинального пересмотра и изменения образовательной политики в вопросах воспитания подрастающего поколения. К сожалению, на данный момент процесс обучения вытеснил из школы целостный воспитательный процесс. На практике считалось, что достаточно вооружить Ребенка знаниями, умениями и навыками и этот образовательный багаж каким-то таинственным образом должен трансформироваться в высокогуманную систему нравственно-духовных ценностей. Наши ученики считают, что урок самопознания помогает улучшить взаимоотношения с одноклассниками, учителями, выстраивать более доверительные отношения с родителями. Ребятами в ходе анкетирования неоднократно отмечалось, что с учителями-предметниками, которые ведут ещё и уроки самопознание, гораздо легче находить общий язык и понимание. Учителя самопознания тесно сотрудничают с родителями, создавая единое воспитательное поле, где общечеловеческие ценности являются основой жизни.
Понимая всю важность нравственно-духовного воспитания, развития у детей способностей жить в гармонии с другими людьми, мы понимаем и то, что это возможно только в тесном сотрудничестве с родителями.
Родители учащихся принимают активное участие в коллективных творческих делах: утренниках, концертах, праздниках. Родители - активные помощники на школьных субботниках и в акциях по благоустройству и озеленению пришкольной территории. Хочется отметить, что формирование родительского коллектива - одно из самых сложных дел в работе педагогов, но без решения этой задачи воспитание учащихся почти невозможно.
Ребёнок, прежде всего, должен осознавать себя членом своей семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином Казахстана и только потом - жителем планеты. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьёй. Семья - это среда, способствующая раскрытию чувств изнутри. И хорошее и плохое выходит наружу. Семья даёт нам ежедневное развитие нравственного чувства.
Еще великий философ-гуманист М.Монтень заметил, что «Да, итог воспитания родителями своих детей может быть разным: печальным или радостным. В большей мере это зависит от самих родителей – какими целями и ценностями они руководствовались, какой стиль общения и взаимодействия с детьми являлся основополагающим, какие воспитательные методы и приемы они использовали, какое место занимали в их жизни. Чтобы не потерять ребенка, важно не потерять его доверие и веру в родителей как людей, искренне и бескорыстно любящих, честных по отношению к детям, которые не только полезны, но и щедры своим духовным богатством». /2, с.117/.
Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова. Но сегодня она требует творческого дифференцированного подхода к семье. Содержание учебной программы «Самопознание» предполагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания. Мы видим, как взрослые люди на наших уроках и встречах меняют свои взгляды на воспитание, другими глазами смотрят на своих детей - это результат живого общения.
Обсуждая результаты анкет, мы вместе с родителями понимаем, как важно каждому из нас быть Человеком с большой буквы, как важно постоянно работать над собой, своим Самообразованием, Самосовершенствованием, Самопознанием.
Изменить мир мы не можем, но жить в гармонии с окружающим надо научить себя и детей.
На начальном этапе проведения эксперимента восприятие нового предмета учащимися было неоднородным. Учащиеся с восторгом встретили отличие «Самопознания» от других дисциплин:
• отсутствие оценок;
• новое содержание и необычное построение урока;
• роль учителя и ученика на уроке;
Ребята искренне восприняли курс «Самопознание» и выделяли его среди прочих дисциплин, отмечая, прежде всего:
• возможность высказаться и быть выслушанным учителем и аудиторией;
• понимание психологических механизмов различных жизненных ситуаций;
• помощь данного курса в построении взаимоотношений с собой и миром;
• возможность задуматься над нравственно- этическими проблемами и решить их для себя;
• обратить внимание на свои человеческие качества и задуматься о своем месте и роли в мире;
В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты:
● изменился в большинстве случаев стиль общения учащихся и учителей, особенно у начинающих педагогов и молодых специалистов;
● возникли личностные изменения учителя;
● появилось новое направление для внеклассной работы;
● осознанны возможность и необходимость интеграции курса «Самопознание» в другие учебные дисциплины;
● появился эмоциональный подъем;
● легче стало общение с учащимися, особенно подросткового возраста;
● улучшится контакт классного руководителя с классом;
● возросла продуктивность урока; Объективные причины послужили толчком к просветительско-пропагандистской работе с родителями по курсу «Самопознание». В школе организована просветительская работа с родителями через собрания, анкетирования и беседы.
Программа духовно-нравственного образования «Самопознание» - основа формирования саморазвивающейся личности.
В современных условиях социально-политических реформ в обществе важная роль отводится активной личности, способной самостоятельно и творчески решать проблемы взаимодействия со средой. Жизнь ребенка только тогда может быть полноценной, когда он чувствует себя не просто «опекаемым», а активным «деятелем», открывающим новые горизонты жизнедеятельности. Индивидуализация образования позволит раскрыть мощный творческий потенциал в системе «педагог - ребенок - родители».

Литература:
1. Назарбаева С.А. Путь к себе. Издательсво Атамұра, 1999.
2. Монтень М. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

Категория: Семья и школа | Добавил: Андрей (2010-01-11) | Автор: Компанцева Ирина Александровна E
Просмотров: 3043 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru