Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

"Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия"
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
1.Диагностика семейного неблагополучия.
-наблюдения специалистов;
-анкетирование детей и родителей;
-опросники;
-тесты;
-интервью узких специалистов;
-мини-консилиумы;
-тренинги;
-анализ документов;
-анализ продуктов детского творчества;
-сбор списков неблагополучных семей;
-составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
-заявки семьи на оказание помощи;
-анализ состояния здоровья детей;
анализ развития, успеваемости.
2.Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
-советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
-консультации специалистов;
-семейная терапия;
-индивидуальные беседы;
-индивидуальный социальный патронаж семей;
-психотерапия;
-родительские собрания на дому.
3.Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
-группы риска;
-спортивные группы;
-тренинговые группы;
-консультирование;
-семейные вечера.
4.Профилактика семейного неблагополучия.
-родительский всеобуч;
-ознакомление с психолого-педагогической литературой;
-обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
-семинары для учителей и родителей;
-лектории для подростков;
-устройство на работу;
-летний лагерь;
-летняя площадка;
-постановка на учет ОДН, BШK;
-дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
5/Помощь общества неблагополучным семьям.
-институт приемной семьи;
-институт молодой семьи;
-детские приюты;
-акции милосердия;
-акция помоги пойти учиться;
-материальная поддержка;
-привлечение спонсорской помощи;
-обмен одеждой, бывшей в употреблении;
-лишение родительских прав.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
-Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом.
-Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
-Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

-Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
-детская безнадзорность и беспризорность.
-побеги из дома.
-половая распущенность.
-правонарушения и преступная деятельность.
-алкоголизм.

-наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
• Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

• Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

• Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
-Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
-Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
-Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
-Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
-Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
-Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
-Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
-Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ
ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
-Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
-Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
-Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
-Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
-Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
и достижений действий семьи.
-Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте
паузу, чтобы семья осознала услышанное.
-Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не
смотря на оплошности родителей.
Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
нравственным нормам жизни.
Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте
в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Типология неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

-деструктивная семья

-дисфункциональная семья

-семьи группы риска

-негармоничная семья

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни:

-социальной

-правовой

-материальной

-медицинской

-психологической

-педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

- конфликтные семьи

- проблемные семьи

- асоциальные семьи

- аморально-криминальные семьи

- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи

2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

-формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер

-проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне)

-проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье

-ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Семьи с алкогольной зависимостью.

Признаки семьи:

-размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

-отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

-непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

-низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

-недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью»

Возможны следующие варианты созависимости:

-вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих

-в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа

-все поступки жены мотивированы страхом , тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в алкогольной семье:

o оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»)
o живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)

o ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)

o испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном).

o наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям

o испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому

o испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им

o слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

o испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением

o заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка

o пониженная самооценка, недостаток самоуважения

o жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей

Конфликтные семьи.

Признаки семьи:

в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи

конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия

конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение

ДЕТИ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЬЕ.

возможны 3 модели:

1.Ребенок – свидетель семейных конфликтов

• испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками

• необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности

• душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям

• агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей

• капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики

2.Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей

-напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом

-и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.

Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку

3.Ребенок – орудие разрешения семейных споров

-мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку

-ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду.

-у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым

-проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

• повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности

• слабые контакты с окружающими

• нередки длительные конфликты с родственниками

• в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка

Дети в недоверчивой семье:

-у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям

-подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками

-конфликты с учителями и воспитателями

-непризнание детьми ошибок и собственной вины

-трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья.

-отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем

-склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны

-семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий).

-семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты

Дети в легкомысленной семье:

-вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами

Хитрая семья.

-ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех

-часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам

-стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых

-к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение

Дети в хитрой семье:
-полностью перенимают взгляды взрослых
-у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

-ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо)

-упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов

-у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи

-срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)

Псевдовзаимные семьи:

-поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют

Псевдовраждебные семьи:

-наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

-ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным

-проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

Семьи известных людей:

-семья постоянно находится в поле зрения общественности

-недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям

Дети в семьях известных людей:
Первый тип поведения

-многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству

-испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания

-эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя

-ведут праздный образ жизни

Второй тип поведения

-тяжело переживают бремя родительской славы

-тяготятся повышенным интересом окружающих

-стремятся превзойти своих знаменитых родителей

-страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

-семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса

-тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников

-родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).

Пограничные семьи.

Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами:

-испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра

Семьи с детьми-инвалидами:

-типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза

-вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности

-часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком

-родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания

-чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов

-проявляют к ребенку гиперопеку

-заключительная реакция – эмоциональная адаптация

-в подобных семьях часто бывают разводы

Семьи с нарушением структуры семейных ролей:

-семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе)

-семья-театр

-семья-санаторий

-семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Разведенная семья

Осиротевшая семья

Мать-одиночка с ребенком

Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:

• нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

• менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)

• затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола

• становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Ребенок в семье разведенных родителей:

Статистика (в период и после развода родителей):

у 37,7% снижается успеваемость в школе,

у 19,6% страдает дисциплина дома,

17,4% детей требуют особого внимания,

8,7% детей убегают из дома,

у 6,5% возникают конфликты с друзьями,
каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:

1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было

2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой

3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства

Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:

Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.

Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга

Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании

Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность

Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
• шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта

• отрицание смерти

• поиски

• отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего

• гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость

• тревога и чувство вины – ведут к депрессии

• боязнь повторного брака родителя

Ребенок из семьи матери-одиночки:
-внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.

-ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку

-нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками)

-слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают:

- усталость на работе

- неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми

- недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
Социальный паспорт личности ребенка
1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные:
Фамилия, имя_______________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________
Класс, школа_________________________________
Домашний адрес._____________________________________________________________
2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
1. Состав семьи:
- полная,
- один из родителей,
- распавшаяся.
2. Возраст, образование, профессия:
-отец,
-мать,
- другие члены семьи.
3. Взаимоотношение родителей между собой:
- уважительные,
- напряженные,
- конфликтные.
4. Взаимоотношения родителей с ребенком:
- доверительно-уважительные,
- авторитарные,
- конфликтные.
5. Материальное положение семьи
- крайне низкое
- ниже среднего
- среднее
- достаточно высокое
- высокое;
6. Жилищные условия
- отдельная квартира
- коммунальная квартира
- общежитие
7. Условия жизни подростка:
- отдельная комната
- уголок в общей комнате
- свой письменный стол
- отдельное спальное место
- общая кровать с кем –то;
8. Часто ли подросток пропускает занятия по неуважи¬тельным причинам?
- Да
- Нет
- Относительно редко;
9. Часто ли подросток приходит в школу без школьных принадлежностей?
- Да
- Нет
- Относительно редко;
10 Выглядит ли подросток неухоженным:
- приходит в школу грязный
- приходит в шко¬лу в порванной одежде
- приходит в школу голодный;
11. Есть ли признаки насилия над ребенком в семье:
- синяки
- затравленный взгляд
- страх при повышении голоса
12. Занимается ли подросток попрошайничеством:
- Да
- Нет
13. Существуют ли у родителей подростка проблемы (алко¬голизм, асоциальное поведение):
- Да
- Нет
14. Часто ли подросток не выполняет домашние задания:
- Да
- Нет
- Относительно редко
3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
1. Направленность интересов:
- на учебную деятельность,
- на трудовую деятельность,
- на художественно-эстетическую деятельность,
- на достижения в спорте, туризме,
- на отношения между людьми.
2. Активность:
- активно участвует во всех общественных делах,
- не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
- редко принимает участие в общественных делах,
- отказывается участвовать в общественных делах.
3. Ответственность:
- всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
- часто не выполняет в срок порученное ему дело,
- очень редко выполняет порученное ему дело,
- никогда не доводит до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
- выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это ника¬кого признания.
- редко сам начинает новое дело,
- никогда не выступает зачинателем какого-либо дела
5. Общительность:
- всегда охотно вступает в контакт с людьми,
- стремится общаться с ограниченным кругом людей,
- предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
- замкнут, не общителен.
6. Уверенность в себе:
- поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью
только в случае действительной необходимости,
- выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,
-часто при выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться,
- постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи
других.
7. Решительность:
- в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
- иногда колеблется перед ответственным решением,
- редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
- не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное ре¬шение.
4. Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет в группе:
- пользуется авторитетом среди большинства одноклассников,
- пользуется авторитетом только у части одноклассников,
- пользуется авторитетом у отдельных учащихся,
- авторитетом не пользуется.
2. Симпатии:
- является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки,
- в группе ребята относятся к нему с симпатией,
- пользуется симпатией у отдельных ребят,
- в классе его не уважают.
3. Проявление агрессии:
- использует физическую силу против сверстников и других лиц,
- при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость,
- агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики
(без применения физической силы).
5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении
1.Отношение к алкоголю:
-злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркоти¬ков, токсических веществ,
- эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ,
- нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, ко¬торый приносят алкоголь и токсические вещества,
- осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с понимани¬ем опасности употребления алкоголя.
2. Отношение к курению:
- неприятие курения,
- осознанный, самостоятельный отказ от курения,
- воздержание от курения из-за ориентации на запрет,
- эпизодическое курение,
- закрепившаяся привычка к курению.
3. Культура речи:
- нормальная, живая, культурная речь,
- избегание нецензурных выражений,
- эпизодическое сквернословие,
- сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых.

Источник: http://неблагополучные семьи, типология неблагополучных семей
Категория: Семья и школа | Добавил: naddya79 (2015-05-19) | Автор: Берникова Надежда соц.педагог E
Просмотров: 3017 | Теги: варианты неблагополучия, неблагополучная семья | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 8:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru