Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

"Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия"
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ.

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если
родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
1.Диагностика семейного неблагополучия.
-наблюдения специалистов;
-анкетирование детей и родителей;
-опросники;
-тесты;
-интервью узких специалистов;
-мини-консилиумы;
-тренинги;
-анализ документов;
-анализ продуктов детского творчества;
-сбор списков неблагополучных семей;
-составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
-заявки семьи на оказание помощи;
-анализ состояния здоровья детей;
анализ развития, успеваемости.
2.Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
-советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
-консультации специалистов;
-семейная терапия;
-индивидуальные беседы;
-индивидуальный социальный патронаж семей;
-психотерапия;
-родительские собрания на дому.
3.Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.
-группы риска;
-спортивные группы;
-тренинговые группы;
-консультирование;
-семейные вечера.
4.Профилактика семейного неблагополучия.
-родительский всеобуч;
-ознакомление с психолого-педагогической литературой;
-обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
-семинары для учителей и родителей;
-лектории для подростков;
-устройство на работу;
-летний лагерь;
-летняя площадка;
-постановка на учет ОДН, BШK;
-дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
5/Помощь общества неблагополучным семьям.
-институт приемной семьи;
-институт молодой семьи;
-детские приюты;
-акции милосердия;
-акция помоги пойти учиться;
-материальная поддержка;
-привлечение спонсорской помощи;
-обмен одеждой, бывшей в употреблении;
-лишение родительских прав.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
-Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом.
-Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
-Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

-Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
-детская безнадзорность и беспризорность.
-побеги из дома.
-половая распущенность.
-правонарушения и преступная деятельность.
-алкоголизм.

-наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
• Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

• Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

• Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
-Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
-Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
-Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
-Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
-Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
-Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
-Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
-Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ
ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
-Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
-Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
-Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
-Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
-Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
и достижений действий семьи.
-Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте
паузу, чтобы семья осознала услышанное.
-Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не
смотря на оплошности родителей.
Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
нравственным нормам жизни.
Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте
в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Типология неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

-деструктивная семья

-дисфункциональная семья

-семьи группы риска

-негармоничная семья

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни:

-социальной

-правовой

-материальной

-медицинской

-психологической

-педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

- конфликтные семьи

- проблемные семьи

- асоциальные семьи

- аморально-криминальные семьи

- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи

2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

-формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер

-проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне)

-проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье

-ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Семьи с алкогольной зависимостью.

Признаки семьи:

-размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

-отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

-непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

-низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

-недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью»

Возможны следующие варианты созависимости:

-вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих

-в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа

-все поступки жены мотивированы страхом , тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в алкогольной семье:

o оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»)
o живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)

o ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)

o испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном).

o наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям

o испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому

o испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им

o слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.

o испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением

o заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка

o пониженная самооценка, недостаток самоуважения

o жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей

Конфликтные семьи.

Признаки семьи:

в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи

конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия

конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение

ДЕТИ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЬЕ.

возможны 3 модели:

1.Ребенок – свидетель семейных конфликтов

• испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками

• необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности

• душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям

• агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей

• капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики

2.Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей

-напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом

-и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.

Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку

3.Ребенок – орудие разрешения семейных споров

-мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку

-ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду.

-у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым

-проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

• повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности

• слабые контакты с окружающими

• нередки длительные конфликты с родственниками

• в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка

Дети в недоверчивой семье:

-у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям

-подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками

-конфликты с учителями и воспитателями

-непризнание детьми ошибок и собственной вины

-трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья.

-отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем

-склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны

-семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий).

-семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты

Дети в легкомысленной семье:

-вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами

Хитрая семья.

-ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех

-часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам

-стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых

-к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение

Дети в хитрой семье:
-полностью перенимают взгляды взрослых
-у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

-ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо)

-упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов

-у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи

-срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)

Псевдовзаимные семьи:

-поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют

Псевдовраждебные семьи:

-наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

-ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным

-проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

Семьи известных людей:

-семья постоянно находится в поле зрения общественности

-недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям

Дети в семьях известных людей:
Первый тип поведения

-многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству

-испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания

-эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя

-ведут праздный образ жизни

Второй тип поведения

-тяжело переживают бремя родительской славы

-тяготятся повышенным интересом окружающих

-стремятся превзойти своих знаменитых родителей

-страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

-семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса

-тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников

-родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).

Пограничные семьи.

Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами:

-испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра

Семьи с детьми-инвалидами:

-типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза

-вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности

-часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком

-родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания

-чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов

-проявляют к ребенку гиперопеку

-заключительная реакция – эмоциональная адаптация

-в подобных семьях часто бывают разводы

Семьи с нарушением структуры семейных ролей:

-семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе)

-семья-театр

-семья-санаторий

-семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

Разведенная семья

Осиротевшая семья

Мать-одиночка с ребенком

Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:

• нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)

• менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)

• затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола

• становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Ребенок в семье разведенных родителей:

Статистика (в период и после развода родителей):

у 37,7% снижается успеваемость в школе,

у 19,6% страдает дисциплина дома,

17,4% детей требуют особого внимания,

8,7% детей убегают из дома,

у 6,5% возникают конфликты с друзьями,
каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:

1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было

2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой

3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства

Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:

Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.

Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга

Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании

Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность

Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
• шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта

• отрицание смерти

• поиски

• отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего

• гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость

• тревога и чувство вины – ведут к депрессии

• боязнь повторного брака родителя

Ребенок из семьи матери-одиночки:
-внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.

-ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку

-нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками)

-слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают:

- усталость на работе

- неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми

- недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
Социальный паспорт личности ребенка
1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные:
Фамилия, имя_______________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________
Класс, школа_________________________________
Домашний адрес._____________________________________________________________
2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
1. Состав семьи:
- полная,
- один из родителей,
- распавшаяся.
2. Возраст, образование, профессия:
-отец,
-мать,
- другие члены семьи.
3. Взаимоотношение родителей между собой:
- уважительные,
- напряженные,
- конфликтные.
4. Взаимоотношения родителей с ребенком:
- доверительно-уважительные,
- авторитарные,
- конфликтные.
5. Материальное положение семьи
- крайне низкое
- ниже среднего
- среднее
- достаточно высокое
- высокое;
6. Жилищные условия
- отдельная квартира
- коммунальная квартира
- общежитие
7. Условия жизни подростка:
- отдельная комната
- уголок в общей комнате
- свой письменный стол
- отдельное спальное место
- общая кровать с кем –то;
8. Часто ли подросток пропускает занятия по неуважи¬тельным причинам?
- Да
- Нет
- Относительно редко;
9. Часто ли подросток приходит в школу без школьных принадлежностей?
- Да
- Нет
- Относительно редко;
10 Выглядит ли подросток неухоженным:
- приходит в школу грязный
- приходит в шко¬лу в порванной одежде
- приходит в школу голодный;
11. Есть ли признаки насилия над ребенком в семье:
- синяки
- затравленный взгляд
- страх при повышении голоса
12. Занимается ли подросток попрошайничеством:
- Да
- Нет
13. Существуют ли у родителей подростка проблемы (алко¬голизм, асоциальное поведение):
- Да
- Нет
14. Часто ли подросток не выполняет домашние задания:
- Да
- Нет
- Относительно редко
3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
1. Направленность интересов:
- на учебную деятельность,
- на трудовую деятельность,
- на художественно-эстетическую деятельность,
- на достижения в спорте, туризме,
- на отношения между людьми.
2. Активность:
- активно участвует во всех общественных делах,
- не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
- редко принимает участие в общественных делах,
- отказывается участвовать в общественных делах.
3. Ответственность:
- всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
- часто не выполняет в срок порученное ему дело,
- очень редко выполняет порученное ему дело,
- никогда не доводит до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
- выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это ника¬кого признания.
- редко сам начинает новое дело,
- никогда не выступает зачинателем какого-либо дела
5. Общительность:
- всегда охотно вступает в контакт с людьми,
- стремится общаться с ограниченным кругом людей,
- предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
- замкнут, не общителен.
6. Уверенность в себе:
- поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью
только в случае действительной необходимости,
- выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,
-часто при выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться,
- постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи
других.
7. Решительность:
- в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
- иногда колеблется перед ответственным решением,
- редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
- не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное ре¬шение.
4. Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет в группе:
- пользуется авторитетом среди большинства одноклассников,
- пользуется авторитетом только у части одноклассников,
- пользуется авторитетом у отдельных учащихся,
- авторитетом не пользуется.
2. Симпатии:
- является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки,
- в группе ребята относятся к нему с симпатией,
- пользуется симпатией у отдельных ребят,
- в классе его не уважают.
3. Проявление агрессии:
- использует физическую силу против сверстников и других лиц,
- при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость,
- агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики
(без применения физической силы).
5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении
1.Отношение к алкоголю:
-злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркоти¬ков, токсических веществ,
- эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ,
- нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, ко¬торый приносят алкоголь и токсические вещества,
- осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с понимани¬ем опасности употребления алкоголя.
2. Отношение к курению:
- неприятие курения,
- осознанный, самостоятельный отказ от курения,
- воздержание от курения из-за ориентации на запрет,
- эпизодическое курение,
- закрепившаяся привычка к курению.
3. Культура речи:
- нормальная, живая, культурная речь,
- избегание нецензурных выражений,
- эпизодическое сквернословие,
- сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых.

Источник: http://неблагополучные семьи, типология неблагополучных семей
Категория: Семья и школа | Добавил: naddya79 (2015-05-19) | Автор: Берникова Надежда соц.педагог E
Просмотров: 655 | Теги: варианты неблагополучия, неблагополучная семья | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru