Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Социальный педагог и неблагополучная семья
Работа с родителями - Неблагополучная семья
Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.
Необходимо выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений в неблагополучной семье – разговор идет об отношениях между родителями и детьми.

Первая связана с тем, что родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Психологи выявили зависимость развития личности от позиции родителей. Первая тенденция проявляется через такие две родительские позиции: а) устранение от воспитания, б) устранение от общения. Эти позиции воздействие на формирование следующих особенностей личности подростка: беспомощности, хвастовства, склонности к социальному поведению.
Следующие тенденции связаны с гиперопекой со стороны родителей и характеризуется следующими особенностями:
а) позиция чрезмерной требовательности к ребенку.
б) чрезмерная опека ребенка, что приводит к развитию также отрицательных черт, как неуверенность в себе, чрезмерную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерием.
Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:
- получение предварительной информации о семье и характере морально-психологического общения в ней.
- изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней.
- установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения.
- разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно).
- тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями.
- прогнозирование хороших результатов улучшение общения между подростками и родителями.
- анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий.
- координация действий школы, общественных организаций, административных органов.
- стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании подростка.
Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании подростка.
Вариант алгоритма работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении
Комплексная диагностика семьи
1.Выявление готовности семьи к вмешательству извне и в соответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:
1. Диагностика первоначального положения семьи на момент выявления
-степень «социальной опасности» положения (длительность наличия проблемы, уровень сложности);
-материальное положение (источники доходов- постоянный или временный характер, доход на члена семьи);
- социально бытовые характеристики (налаженность быта, обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
-психологический статус (степень внутрисемейных отношений, связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причины возникновения социально опасного положения);
3.Диагностика динамики ситуации (насколько быстро ухудшается ситуация- причины, темп, от кого зависит разрешение);
4. Выявление социальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаются члены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от кого зависит ее разрешение).
Реабилитационная работа с семьей
1. Семья:
2. наблюдать за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
3. разработать программу взаимодействия членов семьи со специалистами;
4. установить контакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности к докризисной ситуации;
5. Образование, трудоустройство:
-помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
-налаживание внутриобразовательных контактов детей и подростков.
1. Поведение:
- обсудить поступки, подчеркивающие кризисность ситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершением этих поступков.
1. Здоровье:
2. содействие оздоровлению;
3. помощь в организации лечения;
4. поддержка интереса к здоровому образу жизни.
5. Личностное развитие:
- развивать положительные качества личности;
1. формировать позитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
2. Дальнейшие планы:
-разработать кратковременный план работы;
-выяснять эффективность реабилитационного процесса;
-постоянно встречаться с семьей.
Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:
1. Соответствие поставленной задаче.
2. Стабильность положительной динамики.
Социальный педагог и родители трудновоспитуемого подростка
Количество детей, которые относятся к категории трудновоспитуемых, большое.
Трудновоспитуемость понимается, как проявление отрицательного в поведении, конфликтное состояние, возникающее в ответ на предлагаемые установки. Обратимся к определениям специалистов: В. Чайковская пишет: «Трудный ребенок – жестокий, подозрительный, потерявший смысл и путь. Это всегда несчастный человек…». Некоторые психологи, исследуя трудновоспитуемость, считают, что они имеют и биологические корни, детирминирована возрастными, психологическими, медицинскими и другими причинами.
Тем не менее, возможно выделить пять основных блоков, рожденных отрицательным воздействием:
а) домашнего воспитания
б) школьного воспитания
в) психологического развития
г) возрастного негативизма
д) неблагоприятных социальных отношений.
Социальный педагог диагностирует причины возникновения трудностей и обязательно знакомится с семьей, с теми обстоятельствами, которые усложняются негативное развитие личности подростка. К ним относятся:
- разногласие между родителями по вопросам воспитания собственных детей
- утрата одного из родителей
- длительная разлука ребенка с родителями
- конфликты и ссоры в семье
- отсутствие у родителей привязанности к ребенку
- равнодушие ребенка к подростку, к его жизни, делам, отношениям
- интеллектуальное отстаивание родителей, низкий их авторитет
- отсутствие эмоционального контакта с матерью, отцом
- асоциальное поведение родителей
- наличие у родителей антипедагогических установок, например: «вырастешь - наработаешься», «Проживешь и без образования, вот я хорошо живу» и др.
- жестокость и физические наказания в отношении к подростку в семье.
Характерные особенности трудновоспитуемых подростков в неблагополучной семье:
- несформированность или искаженность моральных воззрений
- потребительское отношение к людям, жизни, родителям, родственникам
- неразборчивость в средствах достижения желаемых целей
- эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, недовольство
- сильно выраженная недоверчивость ко всем взрослым, и к тем, кто стремиться помочь, поддержать
- цинизм в отношениях со взрослыми, представителями противоположного пола
1. низкий интеллектуальный уровень, ограниченный кругозор, узконаправленная информированность.
Как строить отношения с родителями
трудновоспитуемого подростка
В работе с ними необходимо ориентироваться в основном на индивидуальный подход. Нельзя воспринимать родителей трудновоспитуемых подростков только с отрицательной стороны. Необходимо учитывать, что жизнь в этих семьях связаны с большими изменениями в сравнении с благополучными, эти изменения необходимы знать и учитывать их динамику. Отношения с родителями воспитываемых детей требует такта, терпения, носят продолжительный характер, надеяться на острые результаты не приходится. Недопустимо сравнение трудных детей и их особенностей с благополучными одногодками; оно имеет смысл только при сравнении достижений конкретного подростка что было, что изменилось, что, возможно, будет и т.д.
Анализируя поступки, избегать характеристик, которые затрагивают личность подростка. Эффективной является тактика проектирование положительных качеств личности и организации опыта правильного поведения, а не тактика равнодушного фиксирования поступков и осуждения воспитанника.
Поступки, отклоняющееся поведение таких подростков не должны быть предметом широкого и открытого поведения родителей, педагогов, а преимущество необходимого психолого-педагогическим консилиумам, индивидуальным беседам и консультированию.
Следует отметить и необходимость избежания некомпетентных суждений, догадок, особенно, если они касаются психического развития трудного для воспитания ребенка.
Социальный педагог и неполная семья
Особого подхода и контакта требует неполная семья. Она имеет свои особенности. Причинами появления неполных семей считаются следующие:
1. Смерть одного из супругов
2. Внебрачное рождение ребенка
3. Распад брака
Самая неблагополучная с точки зрения воспитательного потенциала – неполная семья после развода. Статистика из года в год констатирует увеличение количество таких семей.
Ограниченность воспитательных возможностей неполных семей порождается такими факторами, как: материальный – доход ниже, чем в обыкновенной семье, педагогический – дефекты воспитания, дефицит общения, недостаток внимания, слабый контроль со стороны отца или матери, морально-психологический – присутствие патологических форм отношения к ребенку, выражающихся то в чрезмерной любви к нему, то в ее недостатке, большей, чем в нормальных семьях, конфликтности. Причиной конфликтов и ссор в таких семьях чаще всего являются:
1. низкая успеваемость подростка
2. нежелание его заниматься домашними делами
3. грубость в отношении с матерью
4. усталость и озлобленность матери
Для мальчиков младшего школьного возраста отсутствие отца приводит к развитию псевдовзрослости, низкой социальной активности, инфантильности, потере интереса к учению.
Специалисты отмечают, что дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, аналитические способности ребенка.
2. Замедляется процесс половой идентификации мальчиков и девочек.
3. Затрудняется усвоение подростком навыков общения с противоположным полом.
4. Может формироваться излишняя привязанность к матери.
По мнению некоторых специалистов, самая серьезная проблема неполной семьи – не отсутствие мужчины, а отсутствие общения между уважающими.
Дети рожденные вне брака
Мотивы их появления – самые различные: от корыстных до острой необходимости любить и воспитывать, от сознательной готовности к их появлению и воспитанию до полного отсутствия ее, безответственного отношения к рождению и воспитанию ребенка.
Поэтому ради создания эффективных взаимоотношений с этой разновидностью неполной семьи очень важно выяснить, какие мотивы лежат в основе из создания, что определяет характер общения матери-одиночки и ребенка.
Неполная семья более чем полная требует индивидуального подхода, поскольку и мать, и ребенок ранимы, более остро переживают свою обездоленность.
Осуществление индивидуального подхода к неполной семье возможно при следующих условиях:
1. Обязательное посещение таких семей педагогом. Причем, необходимо готовится к встрече, предварительно договориться о ней, психологически настроится на общение-диалог.
2. Систематически контактировать с матерью путем использования различных средств связи: телефон, письма, непосредственное общение.
3. Особенно важно создать благоприятное общение с другими родственниками этой семьи, особенно мужского пола, чтобы предупредить дефицит мужского влияния на ребенка.
4. Содействовать созданию возможного общения детей без отца с теми, у кого он есть, чтобы можно было проводить свободное время.
5. Возможно, объединение тех матерей, которые воспитывают одни своих детей, для общения, контактов, консультирование, чтобы оказать педагогическую помощь друг другу.
6. Создание традиций, связанных с выражением уважения, поддержки тех, кто воспитывает своих детей без поддержки отца, например «Праздник мам».
Социальный педагог и семья детей-инвалидов
Социальный педагог организует взаимоотношение с теми педагогами, которые обучают детей-инвалидов на дому, знакомится с условиями жизни этих детей. Социальный педагог организует оказание помощи родителям в воспитании детей-инвалидов. Что имеет в виду под оказанием помощи?
Это, прежде всего:
- встречи и консультации со специалистами (дефектологами, психиатрами, психологами, логопедами);
- обмен опытом обучения и воспитания детей вне школы;
- создание условий для систематических контактов педагогов и родителей учащихся, между родителями этих детей;
- создание благоприятных отношений между школой и различными фондами, организациями и родителями, имеющих детей с отклонениями в психологическом развитии;
1. переход в другой класс детей с домашним обучением делать по возможности праздничным и памятным.
Организация работы с семьями
в случае алкоголизма родителей или детей.
Социальная проблема – снижение функциональной значимости семьи, смещение ролевых акцентов на внешние, внесемейные связи вследствие алкоголизма одного или обоих родителей. Родители вследствие алкогольной зависимости физически и психически не в состоянии исполнять свои родительские обязанности, из-за чего дети ищут поддержку у внешнего социального окружения (сверстников, на улице).
Алгоритм работы с семьями больных алкоголизмом
- Информирование родителей о роли и месте семьи в развитии алкоголизма у подростка;
- Информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма и о признаках скрытого употребления подростком алкоголя;
- Участие в разрешении латентного семейного кризиса, выявление алкогольно зависимых или подтвержденно зависимых членов семьи ;
- Оптимизация системы внутрисемейных отношений;
- Нормализация родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;
- Повышение адекватности реагирования алкогольно- зависимым членом семьи на семейную ситуацию;
- Повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;
1. Создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.
Организация работы с семьями в случае выявления домашнего насилия.
Алгоритм действий специалиста по социальной работе с семьей
в случае насилия:
1 этап. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, родителями, оценка условий жизни.
2 этап. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем (выявить причину насилия), изучение обращений членов семей за помощью, изучение заявлений жителей (соседей) о фактах насилия в семье.
3 этап. Первичное обследование жилищно-бытовых условий и психологического климата семьи.
4 этап. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь жертвам насилия, изучение их действий, выводы.
5 этап. Изучение причин насилия в семье, ее особенностей, целей, ценностные ориентации.
6 этап. Изучение личностных особенностей членов семьи.
7 этап. Организация взаимодействия со всеми субъектами социальной работы (центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы опеки, школа, органы здравоохранения).
8 этап. Составление программы работы по оказанию помощи жертвам насилия, работы с конкретной семьей.
9 этап. Регулярные текущие и контрольные посещения семьи.
10 этап. Выводы о результатах помощи жертвам насилия в семье.
Как распознать насилие в семье:
1. Поведение жертвы: появление замкнутости, нелюдимости;
2. Утрата привычных интересов, хобби;
3. Нежелание вступать в общение, говорить о себе и своих проблемах;
4. Следы побоев, избиений, частые травмы, которые объясняются естественными причинами;
5. В случае с детьми настораживает обращение родителей за помощью в лечебное заведение.
Категория: Семья и школа | Добавил: Mursik (2015-11-25) | Автор: Букпенова Динара Бахытовна
Просмотров: 241 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 1:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru