Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Родительское собрание по теме: «РОЛЬ МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА»
Школа Семейного Воспитания
План родительского собрания
Тема: Роль матери в воспитании ребёнка.
«Многие женщины почему-то думают,
что родить ребенка и стать матерью –
одно и то же. С тем же успехом
можно было бы сказать,
что одно и то же – иметь рояль
и быть пианистом». С. Харрис

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетенции в вопросах формирования личности ребенка; изучение понятия материнской любви и влияние матери на воспитание ребёнка, на формирование его личности

Задачи:
1. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение,
заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка,
формах проявления любви к нему;
2. Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия материнской любви на ребенка.
3. Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
4. Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
5. Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
6. Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
7. Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

___________________________________________________________________

1. Вступительное слово учителя . Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались для того, что бы помочь нашим детям стать лучше. Мы видим, что мир наших детей становится жестким, тревожным, нетерпимым. Как избежать ожесточения? Как не пострадать самим? Где эта золотая середина, этот баланс в отношениях друг с другом? Нам хотелось бы создать безопасную среду для наших детей, и один из путей к этой цели – воспитание толерантного отношения к жизни.
2. Совместное целеполагние (просмотр видеорилика «Материнская любовь» https://www.youtube.com/watch?time_continue=103&v=-TBVoxUeF-o)
Посмотрите видео ролик в нём нет ни слов, ни титров. Определите тему нашего собрания. Верно, мы сегодня будем говорить о материнской любви.
. Какими бы родителями мы не были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос… Как вы думаете, что это за вопрос?
- Вы правы, каждая мама даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?». А как мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как-то задумываться не приходится. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потому и у родителей объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие безусловной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.
3. Эмоциональный настрой Для эмоционального разогрева перед работой родителям предлагается по очереди назвать имя ребенка и какое-нибудь его положительное качество.
4. Теоретическая часть
Сегодня темой нашего занятия является материнская любовь, лики материнской любви и влияние матери на воспитание ребёнка, на формирование его личности.
А кто представляет семью ученика в школе? Конечно, прежде всего мама. Потому что папы, даже самые прогрессивные, до сих пор, и у нас в стране и у вас, предпочитают делегировать все вопросы, связанные с воспитанием ребёнка, с его успехами и неуспехами, предпочитают делегировать мамам. Поэтому, вам, чаще всего, приходится взаимодействовать с мамами. Конечно, каждый из вас, на своём опыте знает, мамы бывают очень разные. С одними можно договорится легко, они стремятся найти общий язык с учителями, понять, как они могут быть полезны своему ребёнку в процессе обучения. А с другими мамами общий язык найти очень сложно, потому что они предпочитают перекладывать ответственность за учёбу и даже за воспитание на учителей, на классного руководителя, либо считают, что их ребёнок настолько совершенен, что любая его неудача это не следствие пробелов воспитания, а следствие неверного подхода школы к их уникальному ребёнку.
Что сказал о влиянии, конкретно мам, лидер нации Нурсултан Назарбаев? «Будущее нации в руках матерей». Это замечательное выражение перекликается с ответом Далай-Ламы. На вопрос, что, по его мнению, может спасти человечество? Ответ был очень короткий: «мать». И мы с вами понимаем, что действительно, каждая мать хочет быть счастливой в своём материнстве, но совершенно не у каждой это получается.
Какими качествами должна обладать материнская любовь? Какие у неё лики? Что надо сделать женщине, для того чтобы она стала, действительно, хорошей матерью?
Очень многие проблемы: и супружеские и детско- родительские проистекают из одного источника. Этот источник – психологическое невежество. Люди просто ленятся познакомиться с достижениями современной психологии и педагогики, для того чтобы избежать тех проблем, которые уже человечество научилось преодолевать и решать.
Иначе говоря, очень многие родители пытаются изобрести велосипед правильных воспитательных процессов. Эти велосипеды не надо изобретать. Многие их детали уже давным-давно изобретены. Что же должна знать каждая женщина, мама, о том, какое влияние она оказывает на своего ребёнка?
Прежде всего, что мать оказывает влияние на ребёнка задолго до его рождения. Ещё в период вынашивания беременности. Давно доказано, что, если женщина относится к беременности не как к болезни, а как к нормальному состоянию, если она продолжает вести активный образ жизни, думает о будущем ребёнка с любовью, не конфликтует с окружающими, прежде всего с отцом будущего ребёнка, то такая будущая мама может спокойно сказать себе: «Во время беременности я сделала всё, чтобы мой ребёнок развивался наилучшим образом».
После рождения ребёнка мама становится главным источником заботы и в то же время удовольствия. Мама кормит, заботится. Таким образом, устанавливается связь между ребёнком и матерью. Но, очень многие мамы совершают такую ошибку, они считают, что достаточно вовремя покормить и перепеленать и психологическая связь уже устанавливается. Это не так.
основы психологического феномена любви дочери или сына к матери закладываются очень рано. Буквально сразу же после рождения.
Привязанность — это такие отношения, о которых мы мечтаем, это взаимная привязанность, зависимость, обоюдное чувство принятия, желание заботиться и это жизненно важные эмоциональные связи. Всё это начинает формироваться буквально в первый год жизни ребёнка.
Выделяют пять видов привязанностей:
1) Надежная привязанность. Как она формируется?
2) Тревожно-абвивалентная, тревожно-двойственная, протестующая привязанность.
3) Тревожно-избегающая привязанность,
4) Тревожно-дезорганизованная привязанность.

5. Практическая работа
Работа в группах.
Задание. Соотнесите признаки и вид привязанности
-Надежная привязанность.

Дополнительное пояснение: Как она формируется?Она формируется у того ребёнка, у которого мама умеет чувствовать его потребность, удовлетворять одну из главных потребностей-безопасность. Это создаётся, когда мама позитивно принимает ребёнка, активно взаимодействует с ним, она не жалеет улыбок, поглаживаний, ласковых слов, её интонация не бывает угрожающей. Ребёнок отвечает ей взаимностью. Такой ребёнок характеризуется спокойствием, у него высокая познавательная активность, ему всё интересно. Мир для него не страшен.
-Тревожно-абвивалентная, тревожно-двойственная, протестующая привязанность.

Дополнительное пояснение: Если мама своим поведением даёт повод ребёнку быть неуверенным в том, что она гарантированно окажет ему помощь и поддержку. Есть мамы, которые с пеленок предпочитают наказывать детей, вот он заплакал, а я не подойду. Это исключительно неразумная позиция, немудрое поведение, потому что ребенок не понимает за что его наказали. Но зато он пытается вылечить свою тревогу (что он остается один) и буквально залипает на фигуре матери, и не отпускает ее ни на шаг. Если мама все-таки уходит, такие дети часто устраивают долгий плач. И их сладкой детской местью на эту неуверенность, что мама всегда с ними, является агрессия в моменты, когда мама возвращается. Ребёнок учится быть обидчивым.
4) Тревожно-избегающая привязанность,

Дополнительное пояснение: Когда мама демонстрирует эмоциональную холодность, которую ребёнок очень чувствует, он живет в страхе встретить отвержение со стороны мамы. У него отсутствует уверенность, что для него мама это его помощник и опора, и поэтому у него вырабатывается поведение избегания. Он избегает не только мать, он избегает мир в целом. Это тревожный, боязливый, крайне неактивный ребёнок.

5) Тревожно-дезорганизованная привязанность.

Дополнительное пояснение: Когда мир воспринимается ребёнком как враждебный и угрожающий. Когда мать не сдерживается в своих реакциях, может быть крикливой, раздраженной и олицетворяет для ребенка весь мир, эта мать тем самым порождает в ребёнке тревогу и страх, которые доминируют в его отношении к миру. Поведение этого ребёнка очень хаотичное, очень непредсказуемое, с ним трудно, как говорят такие мамы.
6) Самый неблагоприятный вариант развития привязанности - отсутствие привязанности.

Дополнительное пояснение: Это бывает, когда в самый чувствительный период формирования привязанности (от рождения до года), мама отдаёт ребёнка на воспитание: либо своей маме, либо свекрови. Если до двенадцати месяцев привязанность не сформирована, то психическое развитие ребенка нарушается. Я надеюсь, эта информация, когда вы ею поделитесь с мамами ваших учащихся, неважно какого они возраста, мотивирует мам задуматься о том, как воспитывать своих дочерей, которые в перспективе станут мамами.

Рассмотрим, какие последствия имеет отсутствие надежной привязанности ребёнка к матери. Этот вопрос часто используется, потому что вы понимаете, особенно сейчас в подростковом возрасте мы получили подростков, которые не просто трудные, а чрезмерно трудные, посравнению с подростками предыдущих поколений. И у нас в стране и у вас в стране мы в школах наблюдаем ситуацию психологической травли – буллинга, склонность детей к суицидам, к залипанию в виртуальном мире. Так вот, психологи говорят, что ненадежная привязанность ведёт к нарушениям развития у ребёнка его «я». У него формируется низкая самооценка, высокая эмоциональная неустойчивость. Он подвержен страхам, высокой тревожности, депрессии. Его склонность к антиобщественному противоправному поведению не ограничивается авторитетом матери, и поэтому ребёнок ее сам не контролирует. Формирование надежной привязанности — это гарантия того, что эта мама будет в глазах ребёнка авторитетна всегда. Надежная привязанность побуждает ребёнка быть открытым, искренне делиться с тем, что он переживает в детском саду, в школе, в институте и даже в семейной жизни. И это позволит маме авторитетно провести ребёнка среди тех трудностей, которые его встретят в его взрослеющей жизни.
6. Практическая работа
Работа в группах
Задание. Составьте перечень признаков которые характеризую на ваш взгляд хорошую маму.
Что такое мама, которая умеет сформировать надежную привязанность? Выделили шесть признаков и их надо хорошо запомнить, потому что ученые, которые описывали эти шесть признаков, назвали этот список: шесть базовых характеристик хорошей матери.
1) мама, которая эмоционально-позитивно принимает своего ребёнка. Она уважает его личность. Любит его.
2) мама, которая обладает высокой чувствительностью к поведению ребёнка, т.е. когда мама смотрит на поведение ребенка, она может выделить те особенности, которые сигнализируют о его потребностях, о его желаниях. Чувствительность предполагает следующее:
3) понимание состояния ребёнка и причин этого состояния.
4) чуткость в отношении потребностей ребенка. Чуткость заключается не только в том, что мама увидела, что тревожит ребенка, поняла почему тревожит ребенка, но и предприняла меры для того чтобы адекватно среагировать на эту тревожность.
5) обладание матери последовательностью и непротиворечивостью; мама, которая не бросается из огня да в полыня, которая не говорит: «сегодня ты хороший», а завтра «уйди, я устала».
6) мама, которая умеет общаться с ребёнком. Гениев общения с детьми рождается очень мало. Каждая мама должна понимать, что общение с ребенком – это искусство. Этому искусству надо учиться.
7. Теоретическая часть.
Почему же не всякая женщина может сформировать устойчивую привязанность? В чем проблема? Проблемы две. Это – образ мыслей, ментальные установки женщины и ее поведение. И прежде всего — это ментальные установки, это то, что женщина думает о материнстве. Каждой женщине хочется думать, что ее материнский девиз «воспитание — это радость жизни». Такая женщина легко приспосабливается к потребностям и поведению ребенка, легко меняет меры воспитания, устанавливает баланс между поощрением и наказанием и для неё, вообще, характерен эмоционально положительный тон в общении с ребёнком. Ей радостно от того, что у неё есть объект воспитания. Все такими хотят быть, но не все такие.
Есть следующая ступень. Мамы, которые живут под девизом «воспитание - это большая ответственность». Они готовы изо всех сил выполнять все инструкции, кормить даже не по часам, а по секундам, покупать все самое лучшее. У них только одна проблема, они при этом очень тревожны. И ребёнку ничего не остаётся как научится тревожиться.
Третья материнская установка. «Материнство — это крест и долг». Когда так случается, это случается у женщин, у которых очень низкая эмоциональная включённость ребёнка. Женщина не может порадоваться, что у неё есть ребёнок, ее сердце молчит. Рядом с такой мамой ребёнку эмоционально холодно. Ребенок не привязывается к маме. Мама может быть очень авторитетной. Отношения с ней зачастую заканчиваются, как только ребёнок получает возможность покинуть дом.
Четвёртая установка. Наиболее негативная установка. «Материнство — это тяжкая кара и незаслуженное наказание». Это мамы, которые к своим материнским обязанностям относятся халатно, которые больше занимаются собой, своей карьерой, или своей личной жизнью. Я думаю, вы, как классные руководители, таких мам видете один раз в году. Она приходит на собрание, когда уже нельзя не прийти, выслушивает замечания педагогов с одной целью, с одной единственной мыслью - ничего исправить нельзя, вот он – такой, и я со своим ребенком заниматься не буду. Это не значит, что на эту маму нельзя оказать влияние. Потому что потребность в части материнства, это естественная потребность каждой женщины. Тем более, когда эмоционально-холодная мать смотрит на своих подруг, которые испытывают истинное счастье материнства, ей тоже этого хочется.
Что же даёт надежная привязанность? Ребёнок с надежной привязанностью (поскольку, мама – это весь мир для него) по отношению к другим людям очень доброжелателен, он считает, что окружающие люди также надежны как мама, также предсказуемы, не предадут и им можно доверять.
Главный вывод таков, именно мама несет особую ответственность за формирование у ее ребёнка такого базового качества как доверие к миру, к себе и к людям. Именно, имея ввиду эту ответственность, поэт сказал о матери: «Рука, качающая колыбель действительно правит миром».
8. Практическа работа
Работа в группах «Решение педагогических ситуаций»
Ситуация 1.
Лена (7 лет) хорошо усваивает учебный материал. Она умеет быстро читать, писать, декламировать. Мама ею гордится, а Лена– сама собой.
Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в школу не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?

Решение:
1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Лены к ситуации в школе.
2. Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем / возможные источники информации/».
3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки
Ситуация 2.

В общении со своими детьми родители часто срав¬нивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»
■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добь¬ется лучшего результата в воспитании?
■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведе¬ния детей от особенностей личности самих мам?

РЕШЕНИЕ.
Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.
Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положи¬тельно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отно¬шений со сверстниками.
Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собствен¬ным, которое было вчера, в прошлом.
Ситуация 3.

Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь пра¬вильно, молодец!»
А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот вырастешь, тогда поймешь!»
■ В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способ¬ствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.
Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверен¬ность в себе, у него появляется тревожность, снижается актив¬ность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, зна¬чит, я ничего не стою, я — плохой!»)
Ситуация 4.

«Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но в своём классе на людях всегда молчит. Я стара¬лась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — все в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?»
■ Дайте совет маме.

РЕШЕНИЕ.
Постарайтесь объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и чтобы нравится лю¬дям, надо быть более общительным.

9. Упражнение «Мамины мечты»
Нет сомнений, в том, что вы, уважаемые мамы, даже не имея педагогического образования, являетесь первыми и главными воспитателями своих детей.
И наверняка каждый из вас представляет себе, каким хотелось бы видеть ребенка в будущем. Передавая эту игрушку друг другу поделитесь, пожалуйста, своими мечтами (добрыми, заботливыми, умными, счастливыми и т.п.).
– Конечно, каждая мама, хочет чтобы их дети были счастливыми, успешными в жизни, пользовались бы уважением и любовью окружающих.
10. Фонотека от детей
Родители слушают слова благодарности от детей, адресованных своим мамам, на заранее записанной и подготовленной воспитателем аудиозаписи на магнитофон или диктофон через CD проигрыватель или компьютер.
Дети в своих высказываниях продолжают фразы:
– Спасибо тебе, мамочка!
– Ты у меня….!
– Мне очень нравится с тобой….!
– Мне нравится, когда ты…!
– Я очень сильно тебя люблю, мамочка!

11. Рефлексия
Стратегия «Не законченное предложение»
- Сегодня я задумалась о…… Сегодня сделала выводы….: Сегодня я узнала, что……., Сегодня я поняла, что….. Сегодня я почувствовала……. Мне было интересно….

12. Итоги собрания.
Возвращаюсь к эпиграфу нашего собрания, хочу подчеркнуть, что воспитание детей это тонкое занятие и каждодневный поиск путей и решений возникающих проблем.
Качество привязанности к матери существенно влияет на то, какое счастье или несчастье ждёт вашего ребёнка в супружеской жизни и на работе. Потому что в супружеской жизни сильно привязанные к маме мальчики ищут женщину, которая даст им бесконфликтные, любящие, заботливые отношения. Поэтому любящая мама редко получает себе в наказание непокорную невестку. Обычно – это хорошие, любящие, заботливые, молодые женщины. Девочки, у которых хорошие отношения с мамой складываются, ищут таких же отношений со своим мужчиной, как мама сумела установить с супругом. Поэтому у любящих мам редко бывают плохие зятья. Именно мамы ответственны за то, какими мамами будут их дочери, как они будут растить ваших внуков. Мама ответственна за то, какой мамой вырастет ее девочка.
Завершая сегодняшнее занятие, конечно, я хочу пожелать вам мудрости, терпения!
Категория: Семья и школа | Добавил: kartaeva (2019-11-18)
Просмотров: 1323 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 11:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru