Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Чтобы ученику было комфортно

или о том, как формируется культура отношений родитель-учитель-ученик

Ш.Ахимбекова,

директор средней школы-гимназии № 1 им. Абая, г. Талдыкорган.

Всем ясно, что участие родителей в школьной жизни -– реальное явление казахстанской школы. Более того, именно благодаря родителям многие школы, в том числе школа-гимназия № 1 имени Абая, смогли сохранить и в некоторой степени даже обновить материальную базу школ в критическое для республики время (начало 90-х годов). Сейчас другая экономическая ситуация – увеличились бюджетные ассигнования для укрепления материальной базы школы, и в СМИ стало модным осуждать помощь родителей школе, называя эти действия «поборами родителей». Как показывают мои наблюдения, родители сегодня покупают школьные принадлежности для класса, помогают в проведении классных праздников (особенно в начальном звене). Но вот вопрос: что побуждает их, родителей, часть семейного бюджета и личное время тратить на нужды класса, а иногда и школы в целом? Думаю, здесь не одна, а несколько причин. Некоторые мамы и папы думают: перестанут помогать школе – лишатся инструмента давления на классного руководителя и просто учителя, которому помогли когда-то купить жалюзи в классную комнату, отремонтировать двери, приобрести классную доску и необходимую для учителя методическую литературу. Действия других родителей направлены на то, чтобы доказать собственным детям, что им не безразличны их школьные проблемы. Таким образом они формируют доброжелательные отношения с учителями, а заодно и с собственными детьми. О том, каким образом мы пытаемся в своей школе решать эти проблемы, мы и хотим поделиться с вами на примере формирования доверительных отношений ученик - родитель - учитель в одном конкретном классе. Мы – это директор школы-гимназии №1 имени Абая Шамен Ахимбекова, с более чем 20-летним стажем работы директором и 35-летним стажем работы педагога, и Елена Ким, со стажем работы 17 лет и трехлетним стажем работы классного руководителя. ...При формировании 5-х классов в нашей школе традиционно проходит дифференциация: формируются классы определенной направленности. Но некоторые дети, которые не знают, в какой класс им пойти, остаются как бы сами по себе. Вот таких детей нам и в тот раз пришлось посадить в один класс. Его классным руководителем быть никто не хотел. После длительного перерыва мне удалось уговорить учителя информатики Елену Ким взять этот класс. Договорились: у Елены будет полная свобода действий, а я стану ее консультантом по работе с родителями. В классе было 32 ребенка, из них 18 ребят остались из прежнего класса, 4 ребенка перешли из другого класса, 8 детей прибыли из других школ, 1 ребенок прибыл из другого города и 1 ребенок прибыл из другой республики. Началась сложная работа по адаптации детей. Это были свершенно разные дети, причем с комплексами, что они не прошли в профильные классы. Многие из них совершенно не знали друг друга, но все хотели самоутверждаться. Я же для себя решила, что мои консультации будут направлены на то, чтобы попытаться сформировать или хотя бы начать формировать ответственные отношения между детьми и родителями, родителями и учителем. Уже в конце второй четверти ко мне зашла Елена Ким и с восторгом в голосе сообщила, что все ее родители пришли на родительское собрание. А я вспомнила, как мы переживали перед этим и другими собраниями: придут наши мамы и папы или не придут? Перед встречей с детьми и родителями Елена приходила ко мне советоваться по вопросам анкетирования родителей, по повестке дня собрания. Мы обсуждали написанные родителями записки, вопросы, которые необходимо задать им, и др. Надо сказать, что родители всегда с трудом приходят на собрания. Зачастую они считают, что время на собрании потрачено зря и родителями, и классными руководителями. На том собрании давался анализ успеваемости и посещаемости детей за прошедший год, планировалась работа на текущий год, проходили выборы родительского комитета. – Всегда очень сложно анализировать успеваемость и посещаемость детей, – рассказывает классный руководитель Елена Ким. – Каждый родитель переживает, что услышит негативное о своем ребенке, а еще больше за то, что успехи его ребенка будут сравниваться с успехами других учеников. Вот почему родители детей, у которых средние успехи, на собрание приходить не любят. В начале учебного года у нас был проведен классный час, на котором дети писали эссе на тему «Я горжусь...». Всем ученикам были розданы листы чистой бумаги. Я сказала, что у каждого человека есть то, что ему очень близко и чем он может гордиться. Было дано 15 минут, в течение которых дети писали сочинение. Затем они вслух читали всем ребятам, чем они гордятся, и объясняли почему. На родительском собрании родители также писали эссе. Оказалось, что очень мало детей, которые гордились бы своими родителями и, к сожалению, очень мало родителей, которые знали, чем гордятся их дети. Об этом мы говорили на собрании после анализа всех анкет. На очередное родительское собрание пришли 11 человек, хотя я всем ученикам написала приглашение в дневник и родители расписались. Перед собранием ребята с восторгом выкрикивали: «А моя мама сегодня обязательно придет», «Если что, то моя мама отпросится с работы», «Если мама не сможет, то придет папа», «А можно мне подождать маму?» и т.д. Я поняла, что родители сказали детям, что пойдут, но нашли много причин просто не прийти. На следующий день после родительского собрания ребятам нечего было сказать мне. Они как-то по-детски пытались оправдать своих родителей. Я не стала их ругать и почему-то в тот момент решила провести беседу с составлением кластера «10 добрых слов, которые я слышу каждый день от мамы и папы». А в заключение попросила детей выполнить необычное для них домашнее задание. Прийти домой и просто сказать маме: «Я тебя люблю». Анализ составленных ребятами кластеров показал, что добрыми являются такие слова, как «доброе утро», «здравствуй», «до свидания», «спокойной ночи», «что ты кушал?», «как ты спал?», «молодец!». И это были все немногочисленные добрые слова, которые ребята слышат каждый день дома... На следующий день ребята не очень эмоционально делились впечатлениями, как они выполняли свое домашнее задание. Я не успокоилась, попросила детей остаться на 15 минут и написать эссе: «Что ответила мне мама». В основном дети написали, что их мамы промолчали и ничего в ответ не сказали. Другие мамы были очень заняты (кто-то варил пищу, кто-то разговаривал по телефону, кто-то смотрел сериал). Некоторых мам дети просто не дождались. М.: «Моя мама посмотрела на меня и удивилась». И.: «Мама была занята, но что-то ответила, я даже не расслышала её». В.: «Мама ответила: спасибо». Мама Б. сказала: «Ты подлизываешься, значит, что-то хочешь». В. ходила за мамой, не находя повода сказать ей эти слова, и так и не нашла, а А. написала: «Я не смогла сказать маме, что я её люблю, я побоялась, но я её все же люблю и когда-нибудь скажу ей об этом». Из 28 ребят, выполнивших домашнее задание, только один ученик – Ален написал, что мама подошла к нему, обняла и ответила: «Я тебя тоже люблю, сынок». В эссе он написал ей ответ (хотя ответ не предполагался): «Спасибо тебе, мама!» Мне стало понятно, почему мои ребята такие. И я решила, что надо работать с родителями. На собрании я прочитала только эссе Алена без упоминания его имени, но с большой гордостью за ребенка и за его маму. Почувствовала, что каждая мама думала, что это именно её ребенок написал так. А в дневниках учащихся, чьи родители не пришли на собрание, написала: «Уважаемая... Вас не было на собрании, очень жаль». В следующий раз в дневниках учащихся я приклеила листок с приглашением родителям, но не на родительское собрание, а на встречу родителей за «круглым столом», где будут обсуждаться вопросы не успеваемости и поведения учащихся, а их адаптации, мотивации, комфортности, будет встреча с психологом, ответы на волнующие родителей вопросы. Родители активно обсуждали вопросы, связанные с детьми, с их учебой, жизнью в классе, делились мнениями друг с другом, расспрашивали психолога, просили о личной консультации. А самое главное – мамы и папы решили, каждый в отдельности и все вместе, что надо помогать детям, учителям, помогать руководителю и в целом участвовать в учебно-воспитательном процессе. Начала выстраиваться система, создаваемая классным руководителем и родителями данного класса. В нее вошли: – родительский всеобуч, где папы и мамы получают родительскую грамоту и информацию о жизнедеятельности класса и школы; – конкретное общение учителя с семьями посредством писем, телефонных звонков, личных встреч и просто записок; – руководство для домашней учебной практики, помощь родителям в понимании того, что они могут сделать для детей (упражнения и эссе для родителей); – организация волонтерской работы, т.е. вовлечение родителей в деятельность класса и школы. Такую систему работы с родителями смогла организовать К. Е., родители и учащиеся 6 «В» класса, дети еще вчера агрессивные, а сегодня активные, сплоченные и деятельные. На этом примере мы видим, как формируются отношения ученик - родитель - классный руководитель, ключевым звеном которых является классный руководитель. Многие родители, к сожалению, не до конца осознают свои права и обязанности в деле воспитания детей, переложив этот груз на классного руководителя и школу в целом. Для того, чтобы они поняли свои обязанности, необходимо, чтобы родители получали подробную информацию о школе, пришли к пониманию, что они должны не только воспитывать детей дома, но и участвовать в жизни школы, класса. Но, к сожалению, это только завтрашний день. Родительские комитеты и просто родители на сегодняшний день не имеют каких-то реальных полномочий, не в состоянии изменить что-то в школе, но важно, что процесс этот идет. Хотя вопросов сегодня больше, чем ответов. И нам предстоит на них отвечать.

Категория: Семья и школа | Добавил: collegy (2007-04-13)
Просмотров: 1848 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru