Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Особенности методик обучения информатике в младшей, средней и старшей школе
В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте, эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.
Еще несколько лет назад основные усилия педагогов направлялись на создание программ, учебников и учебно-методических пособий, в том числе и для младшей школы, сегодня же повышенное внимание уделяется изменению средств и организационных форм обучения. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе, вопрос о разработке методик обучения информатике в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особенно остро.
Применяемые в младшей школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников 1- 4-х классов.
На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
 диалоги;
 работа в группах;
 игровые методики;
 информационные минутки;
 эвристический подход.
Известно, что успешность формирования любых знаний зависит прежде всего от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
 через усвоение учащимися общественного смысла учения;
 через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
В педагогической литературе показано, что использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Для учащихся младших классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету.
В младших классах при делении учеников на группы необходимо учитывать пожелания самих детей к составу группы. В этом возрасте характеристика "хороший", "сильный", "добрый" превалирует в сознании ребенка над характеристикой "знает предмет", "отличник", "аккуратный" и т.п.
Обучение в средних классах является наиболее ответственной и сложной составляющей всего учебного процесса в школе, причем это касается всех школьных дисциплин. Именно с 5-го по 9-й класс школьникам преподносятся основные сведения об окружающем мире, именно в это время у школьников идет осознанное формирование мировоззрения, корректируемое их личным внешкольным опытом.
Можно выделить следующие задачи обучения информатике, которые целесообразно решать именно в 5-9-х классах.
1. Формирование у школьников адекватного представления о современной информационной реальности.
2. Формирование у школьников понятий современных нравственных требований к использованию информации как овеществленному продукту деятельности человека и воспитание школьников в духе этих требований.
3. Формирование у школьника алгоритмического, а также операционного мышления, т.е. умения принимать продуманное, взвешенное решение.
4. Формирование у учащихся навыков сознательного и рационального использования компьютеров.
5. Выработка представления о целях, задачах и методах информатики как науки.
6. Обеспечение овладения учащимися основами знаний о некоторых алгоритмах, используемых человеком при обработке информации, демонстрация роли информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества.
Необходимо отметить, что перечисленные цели невозможно достигнуть, если эти же цели не будут стоять перед каждым школьным предметом.
Обучение использованию современных информационно-компьютерных технологий целесообразно проводить именно в 5-9-х классах. При этом необходимо выделить несколько важных моментов.
1. При обучении навыкам работы на компьютере необходимо уделять должное внимание освоению десятипальцевого набора текста на клавиатуре.
2. Если есть возможность организации интегрированных уроков или проектной деятельности, основанной на связи других предметных областей с информатикой, то этой возможностью необходимо пользоваться. Именно при решении задач из других предметных областей вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами.
3. Одной из первых информационных технологий является программирование (об этом не надо забывать!). Обучение программированию нельзя исключать из программ курсов информатики 5-9-х классов. Во-первых, для школьников средних классов слово "программирование" все еще остается привлекательным. Во-вторых, сегодня существуют достаточно разработанные интегрированные среды программирования, в которых школьники скорее проектируют, чем занимаются кодированием.
Оставаясь в условиях классно-урочной системы, учителя информатики старшей школы применяют технологии, повышающие эффективность организации учебного процесса, интенсифицирующие учебную деятельность учащихся, так как использование традиционной формы обучения не дает требуемых результатов. Очевидно, что из всего многообразия педагогических технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой.
Наиболее распространенной технологией обучения информатике в старшей школе, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Дифференциация проводится по профильной ориентации, а внутри класса - по уровню умственного развития. Для информатики, кроме того, возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером.
Основными целевыми ориентациями дифференцированного обучения является:
• обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
• приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Технологически дифференцированное обучение подразумевает деление класса по уровню знаний и умений.
В данном случае учитель-предметник должен понимать, что деление детей по уровню развития изначально негуманно, и всячески сглаживать возникающие морально-нравственные конфликты как внутри класса, так и внутриличностные.
Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям.
Однако, как внешняя (профильная), так и особенно дифференциация по уровню умственного развития, навыков и умений (внутренняя) не получают в современной педагогике однозначной оценки; в них наряду с положительными выделяются и отрицательные аспекты.
Но, несмотря на все минусы, технология дифференцированного обучения наиболее понятна по реализации и осуществима в массовой школе. Все проблемы и сложности, которые возникают у учителя при ее использовании, можно назвать "автономными", так как они не выходят за рамки кабинета информатики.
В последнее время учителя информатики активно стали вводить в педагогическую практику метод проектов.
Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов, в его сегодняшней реализации учителями информатики, нельзя считать технологией - он применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приемами.
Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике относится к технологиям личностно-ориентированного обучения: в центр внимания педагога ставится личность ученика, основной акцент в деятельности педагога переносится с преподавания на учение.
В основе методики лежат принципы развивающего обучения и положения когнитивной психологии:
• в процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент — когнитивные структуры, т.е. схемы, сквозь которые ученик смотрит на мир, видит и воспринимает его;
• ведущей детерминантой поведения человека является не стимул как таковой, а знание окружающей человека действительности, усвоение которого происходит в процессе психического отражения;
• из всех способностей человека функция мышления является руководящей, интегрирующей деятельность восприятия, внимания и памяти;
• для всестороннего развития мышления в содержание обучения, кроме материалов, непосредственно усваиваемых учащимися, необходимо включать задачи и проблемы теоретического и практического характера, решение которых требует самостоятельного мышления и воображения, многочисленных интеллектуальных операций, творческого подхода и настойчивых поисков;
• для эффективного развития мышления когнитивная психология рекомендует использовать эффект "напряженной потребности".
Разработанная методика обладает двумя целевыми функциями: выравнивающей и развивающей. Задачи развивающей функции: научить школьников воспринимать процесс обучения в качестве исследовательской работы; воспитывать стремление к самообучению; формировать систему адекватной самооценки; постоянно поддерживать высокий уровень мотивации к учению. Задачи выравнивающей функции: определить входной уровень учащихся по информатике; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся, причем эта задача должна решаться за счет специальной организации учебного процесса параллельно с изучением нового материала, а часто и благодаря ему; на протяжении всего учебного процесса вести мониторинг соответствия знаний и умений учащихся требованиям обязательного базового уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батрашина Г.С. Игра как метод изучения моделей в начальной школе // Информатика и образование.- 2008, №8.
2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Минск: Высшая школа , 1998.
3. Великович Л., Цветкова М. Программирование для начинающих. – М.: Бином, 2007.
4. Горячев А. В., Шафрин Ю. А. Практикум по информационным технологиям. – М.: ЛБЗ , 1999.
5. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2002.
6. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
7. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2005.
8. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
9. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. – М.: Высшая школа, 2004.
10. Теория и методика обучения информатике: учебник/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.], под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
11. Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: ЛБЗ, 2001.
12. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Категория: Компьютер-бум | Добавил: Наталья4700 (2014-10-30) | Автор: Грачева И.Г., Черкасова Н.В. E
Просмотров: 2129 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2022-08-10, 8:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [876]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4179]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1770]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru