Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Психологические проблемы на уроках информатики
Психологические проблемы на уроках информатики
Всем, что я знаю о преподавании,
я обязан плохим студентам.
Джон Холл
Сегодняшний день трудно представить без компьютера. За последнее время компьютер стал необходимым инструментом в самых разных сферах человеческой деятельности. Сейчас поток информации настолько велик, чтобы обучить молодежь глубоко и на всю жизнь невозможно. Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых сейчас предваряют свое время.
Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Сейчас, к счастью, многие учителя и родители готовы объяснять сложности, возникающие у ребенка в школе, наличием у него возможных психологических проблем. Как правило, так и есть. Ребенок, как и любой человек, стремится к реализации собственных потребностей, хочет чувствовать себя успешным, нуждается в безопасности, любви и признании. Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей. Во-первых, дети, называемые гипреактивными — это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. К гипреактивному ребенку лучше прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть дисциплинированным.
Гипреактивный ребенок, к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Я на уроке информатики в 5 классе сидит парнишка, гиперактивность которого учителя уже даже не жалуются, настолько она очевидна и утомительна для них. Урок только начался, но ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей и ластиков. Кажется, что весьма этим увлечен, но когда учитель задает ему вопрос отвечает не задумываясь, верно и быстро.
Учитель называет его по имени, но мой герой не знает, что надо отвечать. Ему подсказывают соседи, он отвечает легко и правильно. И тут же снова погружается в свое невероятное строительство из карандашей и ручек. И вскоре он в сильнейшем нетерпении вскакивает со своего места:
— Можно я выйду?
— Нет, до конца урока всего пять минут, посиди.
Он садится, но теперь он уже точно не здесь. С первыми трелями он срывается с места и всю перемену как оглашенный бегает по коридору.
Другая не менее часто встречающаяся в современной школе проблема — нежелание учиться или отсутствие мотивации.
Многие учителя жалуются на хамство, грубость, провокации, срыв уроков. Это особенно актуально в 7–9-х классах и, безусловно, имеет также несколько оснований и причин. Часто учителя воспринимают враждебные выпады учеников очень персонально и, что называется, «близко к сердцу». В таких ситуациях поступают по-разному: можно строго поставить на место, высмеяв его желание быть «выскочкой», или наоборот, с юмором, пониманием, использовать демонстративность ученика в мирных целях.
В некоторых случаях школа — то место, где ребенок реализует накопившуюся агрессию. Как правило, все: учителя, одноклассники, да и сам подросток — страдают от такого несправедливого поведения. Иногда учитель сталкивается с агрессивным всплеском на уроке из-за собственной несправедливости, неуважения, некорректного комментария, адресованных ученикам. Новых учителей дети, как правило, тоже проверяют нехитрой провокацией на устойчивость психологических границ.
Провокация - действие, определенный (специально продуманный) стимул, который с большой вероятностью вызовет у учителя, на которого направленно воздействие, определенную реакцию.
Смысл данного приема: вы провоцируете сделать одно, а он вам в ответ делает совсем другое, или просто не делает то, о чем вы его просите.
Если у учителя нет доверительных отношений с учеником, оказавшимся в трудном положении, стоит перепоручить его тому взрослому, общение с которым благотворнее всего.
Еще один пласт проблем: трудности в обучении. Неспособность отдельных детей отвечать требованиям школьной программы может быть также вызвана разными причинами: физиологическими, медицинскими, социальными, психологическими.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учеников. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
Список использованной литературы:
1. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. — М.: Генезис.
2. Провокация, как метод психологического воздействия http://www.nrpsy.ru/vliyanie_provokacia.html
3. Применение средств ИКТ в предметном обучении информатики
http://infourok.ru/primenenie-sredstv-ikt-v-predmetnom-obuchenii-matematiki-567230.html
Средняя школа имени Гани Муратбаева
Пойманов Александр Александрович - учитель информатики
blad20010@mail.ru
Категория: Компьютер-бум | Добавил: blad (2016-03-03) | Автор: Пойманов Александр Александрович
Просмотров: 435 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2018-04-24, 3:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1556]
Школьный психолог [532]
История [755]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [250]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [183]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [833]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1232]
Химия [392]
Классному руководителю [675]
Биология [599]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1853]
Краеведение [98]
Начальная школа [4091]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [189]
Дошколенок [1647]
Особые дети [301]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [653]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [482]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1226]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [224]
Физическая культура [561]
Немецкий язык [56]
Технология [310]
Самопознание [418]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [52]
Педагогические программы [15]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru