Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Статья "Актуальность проблемы формирования основ функциональной грамотности учащихся в школах Казахстана"
Иванченко Лилия Абдулбаровна, учитель английского языка КГУ «СОШ № 11» г.Семей
Статья «Актуальность проблемы формирования основ функциональной грамотности
учащихся в школах Казахстана»
Великий педагог XIX века К.Д.Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника, считает глава нашего государства Н.А.Назарбаев.
В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент постановил ввести 5-летний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Именно это позволит приблизить уровень современной общеобразовательной школы к уровню НИШ.
В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Н.А.Назарбаев выделяет следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Функциональную грамотность составляют:
• элементы логической грамотности;
• умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
• соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
• требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
• информационная и компьютерная грамотность.
Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий:
• воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;
• личностно-профессиональную подготовленность;
• профессионально-техническую подготовленность.
Противоположностью функциональной грамотности выступает функциональная неграмотность, не позволяющая человеку разбираться в технических инструкциях, программах политических партий, в сложных тестах и т.п.
Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников, призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.
Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Задачи Национального плана:
• изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников;
• определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников;
• обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ;
• разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
• развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников;
• укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника средней школы, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования:
• управленческие (способность к разрешению проблем);
• информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни);
• коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском языках);
• социальные (способность к социальному взаимодействию);
• личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, толерантности);
• гражданские (способность нести ответственность за свою Родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности);
• технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
• содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
формы и методы обучения;
• система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
• программы внешкольного, дополнительного образования;
• модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень
автономии школ в регулировании учебного плана);
• наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства
со всеми заинтересованными сторонами;
• активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителей. Задача совершенствования профессионального мастерства учителей МО английского языка нашей школы решается через овладение инновационными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами предмета.
Учителями МО начато внедрение в практику проведение современного урока по 7 модулям, что должно способствовать повышению профессионализма самих преподавателей и формированию функциональной грамотности учащихся.
Использование активных форм и методов обучения является основой развития ФГ школьника. Система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся – одно из самых важных условий успешного обучения. С этой целью учителями МО английского языка школы разрабатываются алгоритмы проверки ЗУН: отбираются разноуровневые вопросы и задания, привлекаются дополнительные источники литературы, используются необходимые средства обучения, заблаговременно планируются, определяются методы и формы проверки.
Какой вид учебной деятельности на уроке самый распространенный? Работа с вопросами. Ответить на вопросы упражнения, составить вопросы к тексту, задать их друг другу по теме урока - вот традиционные задания ученикам. Анализ формулируемых вопросов позволяет сделать вывод: чаще всего ответы на вопросы предполагают воспроизведение содержания, т.е. в системе этого вида работы не всегда продуман разноуровневый подход в усвоении содержания.
Одним из путей решения этой проблемы может стать применение системы вопросов по таксономии Блума, которая предполагает как знание и понимание материала, так и его анализ, синтез, оценку (вопросы высокого порядка), следовательно, будет также способствовать развитию функциональной грамотности.
Требованием сегодняшнего дня является практическое применение компетентностно-ориентированных заданий, которые обеспечивают полноценное развитие информационной и коммуникативной компетенций и формирование функциональной грамотности.
При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащиеся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.
Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
• готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования;
• способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей;
• готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;
• способность к коммуникативной деятельности.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления содержания образования, внедрения новых подходов в обучении и воспитании школьников, обеспечения педагогов и школ необходимыми учебно-методическими ресурсами.
Категория: Английский язык | Добавил: liyaivanchenko1972 (2016-03-14)
Просмотров: 244 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru