Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

Развитие саморегуляции учащихся на урока
Развитие саморегуляции учащихся на уроках английского языка.
В настоящее время, из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Эти представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами развития знаний, идей, навыков у учеников.
Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами развития знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению отдельные предложения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Исходя из этого, мне стало интересно, способствует ли внедрение конструктивистских теорий развитию саморегуляции учащихся в обучении на уроках английского языка. Если способствует, то ученики научаться самостоятельно, приобретать знания в языковом материале и использовать их в речевых ситуациях. Таким образом, прочное усвоение материала достигается посредством учебного процесса, в центре которого находится ученик.
Изучая идеи конструктивистской теории, меня заинтересовало слово саморегуляция. Саморегуляция предполагает самостоятельность. Но мы уже знаем слово самостоятельность, что, же тут нового. Самостоятельность в нашем понимании была такой: учитель подбирает материал, готовит задания (даже разноуровневые) и предлагает ученику сделать самостоятельный выбор в уровнях задания и получить предполагаемую оценку. Саморегуляция это независимость или самостоятельность ученика в выборе форм, методов, приемов изучения интересующего материала, промежуточного контроля над изученным материалом, само и взаимооценивание результатов контроля и планирование дальнейшей работы. Самостоятельность это то, чему мы должны научить наших учеников.
Название одного из направлений «Обучение тому, как учиться» согласуется с процессом «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания. В ряде современных исследований было установлено, что ученики в возрасте 3-х лет, в случае, если им предоставляется возможность, способны брать на себя больше ответственности за собственное обучение, чем предполагалось исследователями ранее (Bingham&Whitebread, 2008). Даже в столь раннем возрасте они начинают осмысливать свое обучение, могут выстраивать свой подход к обучающим заданиям, а также начинают воспринимать себя в качестве ученика. Было установлено, что развитие данных навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками. Исследования показывают, что развитие подобных способностей у ребенка происходит в возрасте 3–5 лет, а также факт возможности внесения учителем значимого вклада в эту область посредством высокопрофессионального применения педагогических приемов. Категория «метапознание» применима к ряду процессов, влияющих на осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления (Flavell, 1976). Метапознание может определяться как знание, понимание и регулирование когнитивных процессов или размышлений о них, включая возможность распознавать ошибки и регулировать мышление.
Работа в школе, т.е. непосредственно на уроке, строго регламентирована. Также необходимо выполнить весь объем лексико-грамматических заданий на урок, серию уроков и конечно объем запланированного программного материала за год. Для развития саморегуляции учащихся на моих урока, т.е. непосредственно 45минут, времени не хватает, но выполнение домашнего задания не требует жестко регламентированного времени, но является неотъемлемой частью урока для прочного усвоения лексических и грамматических знаний по различным темам. Вследствие этого, для самостоятельного выполнения домашнего задания, мною совместно с учениками были разработаны правила выполнения домашнего задания и критерии оценивания, т.к. оценивание является категорией используемой для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем об¬учении. Мною была выбрана форма взаимооценивания, с обязательным выставлением оценки одноклассника в журнал.
Оценивание класса не является простым техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александр, 2001).
Например в 6 классах, мы начинаем изучать правильные неправильные глаголы, Past Simple, Present Perfect и еще нужно не забыть и Present Simple. Мы начали с простого, необходимо дома написать 2-3 предложения в прошедшем времени в тетради на русском языке, а на листочке, на английском. Предложение может состоять как из 2 слов (подлежащее, глагол) так и из несколько слов. Ученики приносят листочки на урок и сдают учителю. Я раздаю эти задания другим ученикам и они должны дома проверить правильно использован глагол, порядок слов в предложении, выставить оценку за английские предложения и ниже сделать перевод. На следующем уроке листок с оценкой возвращается к хозяину. Ученик смотрит свою оценку, ошибки в предложениях, если они есть. Если ученик согласен с оценкой, то она сразу выставляется в журнал, а если нет или что-то не понятно в исправлениях, то ученики подходят к проверяющему и просят объяснить. Есть одно условие, что задание слабого ученика не должно достаться слабому ученику для контроля и исправления, иначе на следующий урок некому будет работать с объяснениями. Если один из учеников забыл принести предложения, то он знает, что он подвел не себя, а одноклассника, которому нечего будет проверять, а за правильность и объективность проверки также выставляется оценка. Можно сделать задание и передать своему однокласснику в другой день, но обязательно до урока, когда будут результаты проверки. Многие ученики начали с составления распространенных предложений, удивлялись, что одноклассники не могут перевести такое простое предложение на их взгляд, но получив подобное задание, сразу понимали свою ошибку. Очень забавным, по мнению учеников, было сравнивать свои предложения на русском с полученным переводом. Мое наблюдение за выполнение, оцениванием и анализом ошибок в задании, помогло прийти к выводу, что лучше просто и понятно, чем сложно красиво, но не понятно и не правильно.
Для самостоятельного формирования и развития собственного мышления у учащихся необходимо использовать «диалог-сотрудничество», а не «диалог-наставничество». В большинстве случаев это не устраивает ни учителей, ни учеников, более старшего возраста, либо не умеющих отвечать или принимать свои собственные ошибки. У учителей не хватает терпения и времени для того, чтобы ученик сам понял, где он не разобрался до конца или пошел по ложному пути. А ведь и многие учителя не умеют принимать свои ошибки, ведь гораздо проще сказать, что ученик был не внимательным, выслушал задание не до конца (а именно там была главная мысль), не записал все задание целиком и т.д. и т.п. Можно найти много причин. Хотя и не все ученики готовы к этому, ведь ученику в случае выбора неверного пути, придется вернуться и начать свой путь заново, и используя опыт прошлой работы добраться до истины. Многим учащимся со слабо развитой саморегуляцией трудно начинать принимать собственное решение, за которое придется держать ответ. В самом начале это кажется им интересным, необычным, похожим на игру, они общаются с учителем на равных, их мнение не просто слушают, но и слышат, соглашаются, дают право выбора. Это вовлекает и заинтересовывает их, но к сожалению после первой неудачи большинство учащихся отказываются от идеи использовать «диалог-сотрудничество», а предпочитают «диалог-наставничество». При умелой поддержке учителя, одноклассников часть учеников соглашаются еще раз попробовать «диалог-сотрудничество», и у них начинает получаться принимать решение, обсуждать, делать выводы, приходить к общему мнению и нести ответственность за полученный результат т.е. развивается саморегуляция. Обидно, что некоторые учащиеся так и не могут включиться в работу «диалог-сотрудничество» предпочитая просто следовать инструкциям или рекомендациям учителя. Наличие результата положительного, частично положительного или отрицательного дает возможность задуматься, проанализировать, прийти к выводу, что некоторым учащимся в меру индивидуальных особенностей необходимо больше времени для включения в работу «диалог-сотрудничество». Значительный пласт доказательств исследования установил, что степень, до которой ребенок становится самостоятельным или саморегулируемым учащимся с этими качествами, является основным элементом, который в значительной степени определяет, насколько успешен будет этот ребенок как учащийся (Л.С. Выготский, «Саморазвитие»).
Категория: Английский язык | Добавил: misskuplinova (2018-06-06)
Просмотров: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2018-07-16, 3:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1568]
Школьный психолог [532]
История [756]
Опыт [528]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [185]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [842]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1241]
Химия [394]
Классному руководителю [678]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1857]
Краеведение [98]
Начальная школа [4103]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [391]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1667]
Особые дети [305]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1233]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru