Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Университет здоровья

Здоровьесберегающая среда воспитательного процесса в условиях детского дома
ВКО г.Семей
КГУ «Детский дом №8 семейного типа» УО
Бозов Есимбек Мухамедьярович

Здоровьесберегающая среда воспитательного процесса в условиях детского дома
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников является одной из важнейших задач в секции борьбы самбо и дзюдо.
Поставлены основные задачи: обучить занимающихся детей способам сохранения и укрепления своего здоровья, обучить технике и тактике борьбы.
Секция борьбы самбо и дзюдо работает в первой и во второй половине дня, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса. Продолжительность урока – 90 мин.
В детском доме имеются три спортивных зала: игровой спортивный зал, имеющий теннисные столы и бильярдный стол, малый спортивный зал с ковром и «Татами» для секций по дзюдо и самбо. Тренажерный зал, оснащенный современными тренажерами, такими, как «гребля», тренажерами для пресса «Body Gym», тренажеры для сгибателей-разгибателей, штанги с обрезиненными кольцами, наборами гантель и т.д.
На территории детского дома имеются гимнастические снаряды (перекладина, брусья, шведская лестница, рукоходы и т.д), спортивная, футбольная, баскетбольная и волейбольная площадки.
Работает ряд медицинских кабинетов.
Детский дом имеет автобус, который постоянно вывозит воспитанников на различные мероприятия, такие как посещение бассейна, соревнования по различным видам спорта, экскурсии и т.д.

Тренировочный процесс по борьбе носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только в дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии воспитанника в целом.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию. Ежедневно проводятся влажная уборка помещений чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния на высоком уровне.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под контролем находится освещенность в борцовском зале.
В детском доме создаются хорошие условия для здорового развития детей:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, физкультминутки, учебная нагрузка).
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, и организация учебно-воспитательного процесса).
3. Формируется здоровый образ жизни.
Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста воспитанники изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

- «Спорт и здоровый образ жизни»;
- «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
- «Профилактика болезней»;
- «Природная среда как фактор здоровья населения»;
- «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
- «Проблемы выживания в современном мире»;
- «Здоровье и культура общения»;
- «Труд, здоровье, долголетие»;

Во время тренировочного процесса глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение.
Занятия в секции по борьбе самбо и дзюдо повышает интеллектуальный уровень, развивает индивидуальные способности, укрепляет физическое состояние воспитанников.
Большой вклад в постановку состояния здоровья воспитанников большую роль играет четырёхразовое питание.
Здоровье воспитанника является основой для его полноценного развития, хорошей учебы, способности противостоять различным вредным влияниям и, в конечном итоге, превращения в достойного члена общества.
Использование в практике работы борьбы самбо и дзюдо способствует развитию у воспитанников коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных способностей.

Занятия борьбой дзюдо и самбо оказывают существенное воспитательное, образовательное и развивающее влияние. В то же время спортивная деятельность нередко негативно влияет на различные стороны жизнедеятельности спортсменов. В отличие от занятий физической культурой, в которых нет преобладающей целевой установки на соревновательный результат, спортивная подготовка зачастую характеризуется деятельностью, связанной с чрезмерными нагрузками, ранней спортивной специализацией, нечестным поведением соперников, что оказывает отрицательное воздействие на здоровье занимающихся. Осознавая, важность данной проблемы в научный обиход было введено такое понятие, как «Здоровьесберегающие технологии». Во многих видах спорта стали проводиться научные изыскания, посвященные разработке данных технологий. Подобные исследования ведутся и в борьбе самбо и дзюдо. В частности, в дзюдо с позиций здоровьесбережения были пересмотрены некоторые положения правил проведения соревнований. Из разрешенных технических действий исключили ряд травмоопасных бросков, удушающих, болевых, захватов, блоков, положений. В соревнованиях юных дзюдоистов (до 14 лет) введен ряд ограничений: запрещены все удушающие и болевые приемы; броски с захватом ног (за две ноги, боковой переворот, «мельница» и пр.) и с колен (через спину, «мельница»). Для спортсменов до 12 лет запрещается также выполнять броски с предварительным падением на спину или на бок (через голову с упором стопой в живот, подсад голенью), через грудь прогибом или вращением, передние, боковые, задние подножки на пятке, садясь. Наметились положительные сдвиги и в методике подготовки спортивного резерва: так, в ряде учебных программ по самбо и дзюдо используются идеи здоровьесбережения.
Несмотря на некоторые положительные эффекты от описанных выше технологий здоровьесбережения, применяемых сегодня в дзюдо, многое в этом направлении остается еще не определенным. Анализ ряда публикаций, посвященных медицинским аспектам в спорте, показал отсутствие современных данных о влиянии занятий дзюдо и самбо на здоровье позвоночника. В то же время полученные в результате спортивной деятельности травмы позвоночника могут ускорить завершение спортивной карьеры, снизить планку максимального спортивного результата, а в наиболее тяжелых случаях – сделать человека инвалидом.
Наиболее распространенными патологиями позвоночника, к которым могут привести занятия спортом, считаются смещение межпозвонкового сустава, грыжи межпозвоночных дисков. Наиболее частыми причинами возникновения межпозвоночных грыж, как правило, является чрезмерная нагрузка на позвоночник: удар, падения, подъем тяжестей, наклоны, повороты. Отсюда можно заключить, что практически вся тренировочная и соревновательная деятельность борца осуществляется в зоне риска по отношению к здоровью позвоночника. Так, при наклоне вперед нагрузка на межпозвонковый диск в поясничном отделе возрастает в 20-30 раз, исходя из этого, при выполнении броска соперника весом в шестьдесят килограмм через спину нагрузка на поясничный отдел атакующего достигает около двух тонн. Можно представить, какие перегрузки испытывает позвоночник борцов за тренировку.
На появление травм позвоночника у борцов влияют множество факторов как постоянно действующих, так и случайно, среди которых неправильная методика обучения, несоблюдение мер безопасности, неисправный инвентарь и оборудование, «неджентльменские» действия соперников, общее недомогание спортсмена и прочее. О данных причинах и действиях по их устранению повествуется во многих научно-методических публикациях. В то же время сегодня практически нет данных о взаимосвязи здоровьесбережения занимающихся и негативного воздействия на позвоночник некоторых бросков.
Чем шире в техническом действии представлены подъем соперника, наклон, прогиб или поворот, тем большую опасность для позвоночника они несут.
1. Техническая подготовка (особенно юных спортсменов) должна строиться с учетом травмоопасных бросков для позвоночника. Сначала целесообразно обучать воспитанников броскам, относящихся к 1-й группе травматизма, затем – ко 2-й, впоследствии – к 3-й группе с максимальной степенью риска травмы позвоночника.
2. Представляется разумным предварять обучение броскам как минимум месячным мезоциклом, основу которого должны составлять упражнения, направленные на развитие мышц спины и живота (мышечного корсета), а также стрейчинг для позвоночника. Кроме того, в целях профилактики травм позвоночника комплекс из указанных упражнений необходимо использовать на протяжении всей спортивной карьеры, включая их в разминку, заключительную часть тренировки, специализированные (отдельные) и самостоятельные занятия.
3. Необходимо периодически осуществлять диагностику позвоночного столба борцов, используя современные технологии (томография). Полученная в результате данных исследования информация позволит своевременно вносить коррективы в спортивную подготовку.
Для профилактики и лечения позвоночника воспитанники в течение года посещали плавательный бассейн, под наблюдением медицинских работников. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно. В конце недели, чтобы воспитанники, которые тренируются в секции борьбы самбо и дзюдо могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку посещают кинотеатр, что немаловажную роль играет в оздоровлении тренирующихся.

Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. Спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе детского дома. На сегодняшний день в детском доме работает такие спортивные секций: футбол, настольный теннис, тогыз кумалак, шашки-шахматы, гиревой спорт, тренажёрный зал и секция борьбы самбо и дзюдо.
Первоочерёдной задачей является предоставление воспитаннику возможности полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта. Важным моментом является то, что воспитаннику любого возраста предоставлен богатый выбор вида спорта, которым он хотел бы заниматься, и созданы хорошие материально-технические условия для таких занятий.
Мною ведётся большая практическая и теоретическая работа по привлечению как можно большего числа воспитанников к занятиям в секции борьбы самбо и дзюдо. Борцы, каждую неделю посещают плавательный бассейн СГУ Шакарима и кинотеатр «Алем».
Воспитанники, отстающие в физическом развитии, имеющие на уроках физической культуры плохие оценки, занимаясь во внеурочное время в секции борьбы самбо и дзюдо, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально. Становятся увереннее в своих силах, что в свою очередь, благодатно сказывается на их успеваемости.
Немаловажным фактором занятий секции борьбы самбо и дзюдо является престижность, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях.
Проведена огромная работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся всех возрастов, которая уже приносит свои плоды. И в этом залог того, что мы сумеем вырастить здоровых и физически, и нравственно детей.

Таким образом, выстраивается следующая цепочка в спортивно-оздоровительной работе: привлечь воспитанника к занятиям спортом - увлечь его этими занятиями - сделать такие занятия необходимыми для воспитанника - сформировать у занимающихся тягу к самостоятельным занятиям на всю жизнь.
Каждый воспитанник – сознательный член спортивной секции;
Воспитатели заинтересованы в таких занятиях: кто-то с точки зрения укрепления здоровья ребёнка, кто-то с точки зрения достижения спортивных успехов воспитанника, но оба этих стремления лежат в русле спокойствия воспитателя за способ проведения досуга воспитанника и за его судьбу в это время;
Детский дом получает здоровых воспитанников с хорошей успеваемостью по физической культуре и сильной мотивацией заниматься именно в этой секции и именно у этого тренера.
Нынешние воспитанники в наших секциях, легко справляются со школьной программой по физкультуре, во многом опережая её.

В стенах большинства образовательных учреждений люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста воспитанникам необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе.
Коридоры детского дома предназначены для отдыха детей. Их украшают картины, фотографии, аквариумы, цветы, что создает положительный психоэмоциональный фон у воспитанников и сотрудников детского дома.
Категория: Университет здоровья | Добавил: Yessimbek (2016-11-04) | Автор: Бозов Есимбек Мухамедьярович E
Просмотров: 39 | Теги: спорт, Детский дом, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru